| -
hidden Памятники истории и культуры | Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) hidden Асафьев Б.В., (1884-1949) музыковед и композитор | АСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) (1884, СПб. - 1949), музыковед, композитор, нар. арт. СССР (1946), акад. АН СССР (1946). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1908) и Консерваторию (1910) ... | | АСАФЬЕВ Борис Владимирович (псевд. Игорь Глебов) (1884, СПб. - 1949), музыковед, композитор, нар. арт. СССР (1946), акад. АН СССР (1946). Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1908) и Консерваторию (1910). С 1910 концертмейстер балета Мариинского театра, выступал как критик в журнале "Музыка" и др. периодич. изданиях. В 1919-30 работал в Истории искусств институте, сотрудничал с Большим драматическим театром, c об-вом "Старый Петербург". С 1925 проф. консерватории. Ведущий сов. музыковед: историк и теоретик, рассматривал муз. иск-во в филос. и социокультурном контексте. Как композитор пользовался признанием в 1930-50-х гг. Автор 28 балетов, 11 опер, 4 симфоний, мн. камерных соч., музыки к драм. спектаклям. Наиб. известность получили балеты, пост. в ГАТОБ: "Пламя Парижа" (1932) и "Бахчисарайский фонтан" (1934). Кроме того, театр показывал балеты "Утраченные иллюзии" (1935), "Партизанские дни" (1937), "Ночь перед Рождеством" (1938), в Малом театре оперы и балета (см. Театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского) шли "Кавказский пленник" (1938) и "Ашик-Кериб" (1940). В 1941-43 в осажденном Л. написал цикл работ "Мысли и думы" (опубл. часть "О рус. живописи". Л.; М., 1966). В 1943 переехал в Москву. В 1948 избран пред. Союза композиторов СССР. Сталинские пр. (1943, 1948). Родился на Невском просп., 139, жил на Невском просп., 147, в 1914-17 - на Моховой ул., 18, в 1922 - на Б. Конюшенной ул., 25, в 1933-43 - на пл. Труда, 6 (мем. доска). Лит.: Орлова Е. М. Б. В. Асафьев: Путь исследователя и публициста. Л., 1964. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden Головин А.Я., (1863-1930), художник | ГОЛОВИН Александр Яковлевич (1863-1930, Детское Село), театр. художник и живописец, д. ч. АХ (1912), нар. артист РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1881-89) и частных школах Парижа. Чл. объединения "Мир искусства" (с 1902) и Союза рос ... | | ГОЛОВИН Александр Яковлевич (1863-1930, Детское Село), театр. художник и живописец, д. ч. АХ (1912), нар. артист РСФСР (1928). Учился в МУЖВЗ (1881-89) и частных школах Парижа. Чл. объединения "Мир искусства" (с 1902) и Союза рос. художников (1903-16). С 1902 жил в СПб., гл. декоратор имп. театров. Работал в осн. для Мариинского ("Кармен" Ж. Бизе, 1908; "Орфей и Эвридика" К. В. Глюка, 1911; "Каменный гость" А. С. Даргомыжского, 1917) и Александринского ("Дон Жуан" Ж. Б. Мольера, 1910; "Маскарад" М. Ю. Лермонтова, 1917 и др.) театров. Лучшие театр. работы выполнил в сотрудничестве с В. Э. Мейерхольдом, добиваясь целостного худож. решения спектакля в тесной взаимосвязи с режиссерским замыслом. Оформил для Рус. сезонов в Париже оперу "Борис Годунов" М. П. Мусоргского (1908) и балет "Жар-птица" И. Ф. Стравинского (1910). Автор выразит. театрализ. портретов деятелей иск-ва ("М. А. Кузмин", 1910, ГТГ; "Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова", 1912; "В. Э. Мейерхольд", 1917; оба в ГРМ), жен. портретов. Похоронен на Новодевичьем кладб. Лит.: А. Я. Головин: Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л.; М., 1960; Бассехес А. И. Театр и живопись Головина. М., 1970; Гофман И. М. Головин-портретист. Л., 1981; Пожарская М. Н. Александр Головин: Путь художника. Художник и время. М., 1990. О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.
| | | hidden Мусоргский М.П., (1839-1881), композитор | МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881, СПб.), композитор. В СПб. с 1849, учился в Петершуле, в 1852-56 в Школе гв. подпрапорщиков и кав. юнкеров (ныне Лермонтовский просп. 54), по окончании зачислен в л.-гв ... | | МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881, СПб.), композитор. В СПб. с 1849, учился в Петершуле, в 1852-56 в Школе гв. подпрапорщиков и кав. юнкеров (ныне Лермонтовский просп. 54), по окончании зачислен в л.-гв. Преображенский полк (вышел в отставку в 1858). В 1856-57 познакомился и сблизился с А. П. Бородиным, М. А. Балакиревым (брал у него уроки композиции), вошел в "Могучую кучку". Прекрасный пианист, М. был душой всех муз. собраний и салонов, свел знакомство с В. И. Ламанским, Н. И. Костомаровым, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым, бывал на "воскресеньях" Стасовых, "средах" Балакирева, "четвергах" Ц. А. Кюи, муз. вечерах А. С. Даргомыжского. В нач. 1870-х гг. сдружился с Н. А. Римским-Корсаковым, жил с ним на Пантелеймоновской ул. (ныне ул. Пестеля), 11, в 1872-73 снимал квартиру на Шпалерной ул., 6 (мем. доска). После кончины композитора Корсаков завершил его оперу "Хованщина" (пост. Муз.-драм. кружком любителей в 1886) и сделал собств. ред. оперы "Борис Годунов", впервые исполненную в 1896 Об-вом муз. собраний (Большой зал консерватории) и шедшую везде вместо авторской ред. до сер. 1950-х гг. Современники не принимали новаторство М.: "Борис Годунов" был дважды отклонен Дирекцией имп. театров, поставлен в сильно искаженном виде в 1874 (Мариинский театр) и вскоре снят. Шедевры камерной музыки, созд. в 1872-78: "Детская", "Без солнца", "Песни и пляски смерти", "Картинки с выставки", - исполнители и слушатели по-настоящему оценили лишь в нач. 20 в. М. бедствовал, одной из причин резкого ухудшения его здоровья был алкоголизм. Умер от рожистого воспаления в Николаевском воен. госпитале. Погребен в Некрополе мастеров иск-в. Имя М. присвоено муз. уч-щу, Малому театру оперы и балета (ныне Театр оперы и балета). В 1916 перед зданием быв. Школы гв. подпрапорщиков и кав. юнкеров установлен бюст М. В Год Мусоргского, объявленный ЮНЕСКО в 1989, в Мариинском театре прошел посвященный ему фестиваль, на к-ром прозвучали все его оперы, симфонии и камерные соч. Лит.: Орлова А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского: Летопись жизни и творчества. М., 1963; Ее же. Мусоргский в Петербурге. Л., 1974; М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden | Лето. На Павловском шоссе, на даче Жуковского (Павловское шоссе, 26) жил М.П. Мусоргский. Здесь он работал над «Хованщиной», «Сорочинской ярмаркой», писал «Песни и пляски смерти». ... | | | | | |