История переименований:

Тракторная ул. с 2 января 1926
Архитектура // Персоналия //
Тракторная ул.

ГЕГЕЛЛО Александр Иванович (1891-1965), архитектор. В СПб. с 1910. Окончил ИГИ (1920) и АХ - ВХУТЕИН (1923). В 1920-30-х гг. яркий представитель конструктивизма. Один из авторов жилого массива на Тракторной ул. (1925-27, с А. С. Никольским и Г. А. Симоновым), "Серафимовского участка" - квартала с озелененным двором (просп. Стачек, 29-35, 1925-29, с теми же архитекторами), ДК им. М. Горького (пл. Стачек, 4, 1925-27, с Кричевским).
Архитектура // Архитектурные памятники //Дома жилые //
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
Топография города // Историческая география //Жилмассивы //
Тракторная ул.

ЖИЛМАССИВЫ (жилые массивы), система застройки, характерная для новых гор. р-нов в 1920-30-х гг. В связи с острой потребностью в жилье в сер. 1920-х гг. на смену индивид. стр-ву пришел Ж. - новый тип массовой застройки гор. пространств с включением комплексов бытового обслуживания, парков и пр. В 1920-30-х гг. Ж. сооружались на рабочих окраинах, пустырях и терр., примыкавших к крупным пр-тиям. В 1924 разработан план застройки участка просп. Стачек в р-не Нарвских ворот (арх.
Топография города // Историческая география //Городские районы (2003) //
Тракторная ул.

КИРОВСКИЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление на просп. Стачек, 18). Назван в честь С. М. Кирова в 1934, в совр. границах с 1973. Расположен в юго-зап. части СПб. Вост. границей с Московским р-ном служит линия ж. д. с Балт. вокзала, на З. граница с Красносельским р-ном проходит по просп. Маршала Жукова и р. Красненькой.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
Тракторная ул.

КОНКА (конно-железная дорога; конный трамвай), рельсовая разновидность омнибуса. Во 2 пол. 19 - нач. 20 вв. - основной, наиболее доступный вид гор. пасс. транспорта. К. представляла собой вагон ок. 8 м дл. с впряженной парой лошадей, двигавшийся по рельсам. Вагон имел верхнюю пасс. площадку ("империал"), за проезд на ней платили меньше. К. обслуживалась кучером и кондуктором.
Архитектура // Градостроительство //
Тракторная ул.

МАССОВОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, началось в сер. 1920-х гг. путем стр-ва жилмассивов. Первый из них сооружен в 1925-27 на Тракторной улице (за 1927 введено 140 тыс. м2 жилья). При жестком нормировании жил. площади на 1 чел. (9 м2 по нормам 1970-80-х гг.) гос-во было заинтересовано в максимальном удешевлении стр-ва жилья для осн. массы населения. В 1920-30-х гг. это достигалось за счет использования дешевой рабочей силы и низкого качества стройматериалов.
Архитектура // Персоналия //
Тракторная ул.

НИКОЛЬСКИЙ Александр Сергеевич (1884-1953, Л.), архитектор, д-р архитектуры, д. ч. Академии архитектуры СССР (1939). В СПб. с 1902. Окончил ИГИ (1912). Ведущий мастер ленингр. школы авангарда, с нач. 1920-х гг. вел поиски новых формальных решений на основе абстрактных геометрич. форм, затем разрабатывал принципы супрематизма, применяя их к функциональному методу конструктивизма.
Архитектура // Персоналия //
Тракторная ул.

СИМОНОВ Григорий Александрович (1893-1974), архитектор. Окончил ИГИ (1920). В 1920-х гг. рук. проектного бюро Стройкома, осуществил застройку Тракторной ул. (1925-27) и "Серафимовского участка" (просп.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Тракторная ул.

СТАЧЕК ПРОСПЕКТ (до 1923 Петергофское ш., до 1940 ул. Стачек), между пл. Стачек и развилкой просп. Маршала Жукова и Петергофского ш. Возник в 18 в. как участок почтового тракта на Нарву и Ревель (Таллин) и дороги на Петергоф (см. Петергофская дорога). На углу совр. ул. Трефолева и С. п. сохранился мраморный верстовой столб. До нач. 20 в. к Ю. от С. п. находились деревни Волынкина, Тентелева (Тентелевка), Емельяновка, Автово.
Топография города // Городская сеть //Улицы //
Тракторная ул.

ТРАКТОРНАЯ УЛИЦА, между просп. Стачек и Сивковым пер. Проложена на месте Крылова пер. и названа в 1926 в память о выпуске первых тракторов на з-де "Красный путиловец" (ныне "Кировский завод"). В 1925-27 сооружен жилмассив для рабочих Нарвской заставы (арх. А. И. Гегелло, А. С. Никольский и Г. А. Симонов) из 16 трех- и четырехэтажных домов с квартирами (две - четыре комнаты) для одной или двух семей. Корпуса расположены с промежутками, улица и дворы озеленены.