Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт // Конка


Конка

КОНКА (конно-железная дорога; конный трамвай), рельсовая разновидность омнибуса. Во 2 пол. 19 - нач. 20 вв. - основной, наиболее доступный вид гор. пасс. транспорта. К. представляла собой вагон ок. 8 м дл. с впряженной парой лошадей, двигавшийся по рельсам. Вагон имел верхнюю пасс. площадку ("империал"), за проезд на ней платили меньше. К. обслуживалась кучером и кондуктором. В 1862 в СПб. учреждено частное Т-во конно-жел. дорог (правление - Троицкая ул., ныне ул. Рубинштейна, 3), и до 1917 К. оставалась частным пр-тием. 27.8.1863 Т-во открыло первый маршрут от Знаменской пл. по Невскому просп. до Стрелки В. О. К 1865 было перевезено 2 млн пассажиров. В 1876 учреждено Акц. об-во конно-жел. дорог (правление - Литейный просп., 35), к-рое владело 6 коночными парками (Рождественский в р-не совр. 1-й Советской ул., Нарвский в р-не совр. Тракторной ул., Выборгский на углу Лесного просп., 23/19 и др.). В 1878 учреждено Невское об-во пригородной конно-жел. дороги (контора - Невский просп., 160), обслуживавшее р-н Шлиссельбургского тракта (от Николаевского вокзала до д. Мурзинка) и имевшее парк в с. Александровское. К 1877 в СПб. было 26 маршрутов К., их обслуживали 3,5 тыс. лошадей; в 1906 - 32 маршрута, с протяженностью рельсовых дорог св. 150 км. В 1882 на Невской линии пущена К. на паровой тяге (см. Паровая железная дорога). В 1902 гор. власти начали выкупать у акц. об-в имущество конно-жел. дорог. С появлением в 1907 трамвая, линии к-рого находились в ведении города, частная К. продолжала существовать. В сент. 1917 по решению Гор. управы все линии К. закрыты.
Лит.: Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Л., 1982; От конки до трамвая: Из истории петерб. транспорта / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994. Ю. Н. Кружнов.
КОННОГВАРДЕЙСКИЙ БУЛЬВАР (в 1918-91 бул. Профсоюзов), между пл. Декабристов, Исаакиевской пл. и пл. Труда. В нач. 18 в. по трассе К. б. был прорыт Адмиралтейский канал для доставки лесных материалов из Новой Голландии на Адмиралтейскую верфь. На правом берегу канала сооружены мазанковые, а затем кам. корпуса Канатного и Прядильного дворов. Канатный двор состоял из трех протяженных зданий, где плели, смолили и хранили канаты. В 1786 он был закрыт, его терр. разбита на участки, к-рые с 1794 раздавались или продавались частным лицам под застройку. К кон. 18 в. правый берег канала застроен доходными домами и особняками с выходом на Галерную улицу, а зап. его отрезок занят казармами мор. служителей (1799-1800, арх. А. Д. Захаров). В 1804-07 на левом берегу канала возведены в стиле ампир казармы Конного лейб-гвардии полка (д. 4, арх. Л. Руска? - отсюда назв. бульвара) и полковой манеж (д. 2, арх. Дж. Кваренги). В 1844-45 канал заключен в трубу, на его месте по проекту арх. Н. Е. Ефимова разбит бульвар, в нач. к-рого установлены Колонны славы (арх. К. И. Росси). В 1853-57 перестроен Кочубея дом (д. 7), в 1858-60 сооружен доходный дом купца И. О. Утина (д. 17, арх. Р. И. Кузьмин; реконструирован в 2001-04), в 1870-71 - дом причта Исаакиевского собора (д. 5, арх. М. А. Макаров). В 1853-61 воздвигнут комплекс Николаевского дворца, южная часть к-рого (д. 19-23) выходит на К. б. В 1930-х гг. построен д. 6. В д. 15 в 1905 состоялось первое заседание Центр. бюро профсоюзов (мем. доска, отсюда назв. бульвара в 1918-91). В д. 4 в 1917 квартировал резервный Кексгольмский полк, солдаты к-рого участвовали в окт. событиях (мем. доска). В 1907 по К. б. проложена первая в городе пост. линия трамвая, в 1936 пущен первый маршрут троллейбуса.
Лит.: Воложенинов И. Бульвар Профсоюзов // БА. 1971. № 29. С. 36-46.
В. В. Антонов.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА