История переименований:

Литейная ул. 20 августа 1739 - 1820
Литейная перспективая 1745 - 1770
Литейный пр. 1789 - октябрь 1918
пр. Володарского октябрь 1918 - 13 января 1944
Литейный пр. с 13 января 1944
Печать. СМИ // Периодические издания //Газеты //
Литейный пр. 36

"ГОЛОС", ежедневная полит. и лит. газета, издавалась в янв. 1863 - февр. 1883. Ред.-изд. А. А. Краевский (с 1871 совм. с В. А. Бильбасовым). Одна из самых популярных и влиятельных петерб. газет, ставила своей целью "служить практич. разработке вводившихся реформ".
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Печать. СМИ // Персоналия //
Литейный пр. 36

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-1861, СПб.), критик, публицист, поэт. Учился в Нижегородском духовном уч-ще и духовной семинарии. С 1853 в СПб. Окончил ист.-филол. ф-т Гл. пед. ин-та при Петерб. ун-те (1857). Один из ведущих критиков журнала "Современник" (с 1858 ред. отдела критики и библиографии), в 1859-60 составитель, ред. и осн. автор сатирич. отдела "Современника" - "Свисток"; соратник Н. Г. Чернышевского.
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Печать. СМИ // Персоналия //
Литейный пр. 36

КРАЕВСКИЙ Андрей Александрович (1810-1889, Павловск С.-Петерб. губ.), издатель, журналист, обществ. деятель. Окончил филос. ф-т Моск. ун-та (1828).
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Печать. СМИ // Персоналия //
Литейный пр. 36

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-1877, СПб.), поэт, прозаик. В СПб. приехал в 1838 поступать в ун-т (в 1839-40 числился вольнослушателем), вопреки воле отца, лишившего Н. материальной поддержки. "Не умереть на чердаке" стало целью жизни Н. в первые годы его жизни в СПб. (см. автобиогр. роман "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" и др.). Скитался по "углам" петерб. окраин и добывал себе пропитание грошовыми заработками.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //
Литейный пр. 36

СЕРВЕ (Servais) Адриен Франсуа (1807-1866), бельг. виолончелист-виртуоз, композитор, педагог. Окончил Брюссельскую консерваторию (1834), гастролировал в столицах Европы, с 1839 неоднократно бывал в СПб., с 1842 прожил здесь неск. лет, выступая в публ. концертах и в салоне Виельгорских (ныне пл. Искусств, 4), Одоевского салоне (Литейный просп., 36), служил при дворе.
Литература. Книжное дело // Издательства //
Литейный пр. 36

"СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ", ленингр. отделение (ЛО) изд-ва (располагалось в Доме книги, с 1980-х гг. на Литейном просп., 36), образовано в 1934, унаследовало издат. принципы и традиции "Изд-ва писателей в Л." (1927-34), уделяло осн. внимание произведениям совр. сов. писателей.
Печать. СМИ // Периодические издания //Журналы //
Литейный пр. 36

"СОВРЕМЕННИК", лит. (с 1859 лит. и полит.) журнал. Выходил в 1836-66 (до 1843 - 4 раза в год, затем ежемесячно). Осн. А. С. Пушкиным, под ред. к-рого вышли первые 4 номера (репринтированы в 1988). После его гибели В. А. Жуковский издавал "С." в пользу семьи поэта. В 1838 журнал перешел к П. А. Плетневу, постепенно терял авторов и подписчиков. В 1846 право на издание приобрели Н. А. Некрасов и И. И. Панаев (офиц. ред. - А. В. Никитенко).
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Литейный пр. 36

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843-1902, СПб.), прозаик, публицист. Учился в Петерб. (1861) и Моск. (1862) ун-тах, но курса не кончил. В СПб. безвыездно жил в 1864-67. В 1870-80-х гг. приезжал почти ежегодно и жил от неск. месяцев до года. Относился к СПб. с двойств. чувством любви-ненависти. О 1860-х гг., самых трудных в своей петерб. жизни, впоследствии говорил как о "пьяном гибельном периоде". Пореформ. Россию изобразил в "Петерб. очерках" (1865) через характерные черты столичной жизни.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //
Литейный пр. 36

ФИГНЕР Николай Николаевич (1857-1918), артист оперы (лирико-драм. тенор), режиссер, педагог, театр. деятель. Брат В. Н. Фигнер. В 1878 окончил Мор. кадетский корпус в СПб., служил на флоте, с 1881 в отставке. Занимался в Петерб. консерватории у В. М. Самуся, обучался пению у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди. Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти и Э. Де Роксаса. В 1882 дебютировал в Неаполе и до 1887 гастролировал в театрах стран Зап. Европы и Юж. Америки.