Заржецкий И.А.
Кербедз Станислав Валерианович
Петр I, император
Путилов Николай Иванович
Тотлебен Эдуард Иванович
| ||||||||||
Морской канал |
||||||||||
МОРСКОЙ КАНАЛ, сооружен в 1874-85, проложен по мелководью Невской губы между Гутуевским и Канонерским о-вами с существ. изменением их конфигурации. Начинается от Невских ворот на левобережье р. Б. Невы и продолжается через портовые сооружения Лесной и Угольной гаваней, направляясь к юж. оконечности о. Котлин, в р-н Каботажной гавани. Общая дл. 29,6 км, шир. по дну 85-120 м, совр. глубина 12,5 м. В вост. части М. к. обвалован дамбами для защиты от заиления. Дл. благоустроенных дамб в Невской губе - 4,3 км, вместе с защитными береговыми сооружениями в черте СПб. - 9,5 км. М. к. дает возможность крупным мор. и океанским судам заходить в порты СПб. Идея постройки М. к. впервые высказана царем Петром I. Окончат. проект разработан спец. к-том под пред. инж. С. В. Кербедза на основе проектов, представленных инж. Э. И. Тотлебеном, И. А. Заржецким и Н. И. Путиловым. В ходе дноуглубит. работ 1877-84 было перемещено 9,5 млн м3 грунта, затраты на стр-во М. к., гаваней и порта составили 14,8 млн руб. М. к. торжественно открыт в 1885, в честь этого события была выбита памятная медаль. В годы 1-й мир. войны 1914-18 М. к. не эксплуатировался, в нем затонуло множество судов. Восстановлен в 1918-23. В период Вел. Отеч. войны 1941-45 в М. к. заняли боевые позиции корабли Балт. флота (в их числе линкор "Марат"), на его дамбах сооружено 200 огневых точек. Мн. сооружения канала пострадали от авианалетов и арт. обстрелов. После войны М. к. восстановлен и реконструирован, в 1960-80-х гг. расширен, углублен, оснащен совр. оборудованием. Работы по поддержанию М. к. и его совершенствованию продолжаются и ныне.
Лит.: Усанов Б. П. Диалог города с морем. Л., 1989. Ю. П. Селиверстов.. | ||||||||||
ПЕРСОНЫ | ||||||||||
БИБЛИОГРАФИЯ | ||||||||||
АДРЕСА |