Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования // Московская застава


Московская застава

МОСКОВСКАЯ ЗАСТАВА, ист. название сев. части совр. Московского р-на. Происходит от заставы, существовавшей на пересечении Моск. тракта и Лиговского кан. До кон. 19 в. М. з. - малонаселенная терр. с сел. застройкой, в кон. 19 - нач. 20 вв. застраивалась пром. пр-тиями (з-ды: "Сименс-Шуккерт", Вагоностроит., Т-ва "Скороход" и др.). На Забалканском (ныне Московский) просп. и прилегавших улицах строились доходные дома и казармы для рабочих. После окт. 1917 продолжалось пром. стр-во: быв. "Сименс-Шуккерт" расширен и превращен в з-д "Электросила", на месте быв. гор. боен осн. Молочный комбинат, построены консервный з-д "Пищевик", з-д "Фармакон" и др. В 1926 засыпан Лиговский кан., на его трассе - продолжение Лиговского просп. В 1930-х гг. вдоль Московского просп. сооружен ряд обществ. зданий: ДК им. Ильича для рабочих "Электросилы", ДК им. В. В. Капранова для рабочих "Скорохода" (см. о них в ст. Дворцы и дома культуры), здания Моск. райсовета (см. в ст. Дома Советов) и "Союзпушнины" (1939). В годы блокады 1941-44 р-н М. з. серьезно пострадал от бомбардировок и арт. обстрелов. В 1961 на терр. М. з. открыты 3 ст. метрополитена: "Фрунзенская", "Моск. Ворота" и "Электросила". Совр. М. з. остается крупным пром. р-ном, где сосредоточено св. 30 пром. пр-тий: "Электросила", "Вагонмаш", "Хлебный дом", Масложировой комбинат, Хладокомбинат № 1; многочисл. автотрансп. и строит.-монтажные пр-тия. Жил. дома и пр-тия торговли и услуг сконцентрированы вдоль Московского просп. - осн. магистрали р-на. Наиб. изв. пам. М. з. - Московские триумфальные ворота и Воскресенский Новодевичий монастырь с ист. некрополем (см. Новодевичье кладбище). Ныне назв. М. з. носит муниципальное образование в составе Московского р-на.
Лит.: Московская застава в 1917: Ст. и воспоминания. Л., 1959.
Е. А. Бондарчук, П. Ю. Юдин.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА