История переименований:

Перспективая дорога в Саарскую мызу 1725 - 1740
Царская проспективая дорога 1741 - 1767
Сарскосельская дорога 1763 - 1800-е гг.
Царскосельская перспектива 1767 - 1785
Царскосельская дорога 1766 - 1800-е гг.
дорога в Москву 1800-е -1840-е гг.
Московское шоссе 1830-е - 1900-е гг.
Московское шоссе 1900-е гг. - 20 декабря 1950
Царскосельский пр. 1794 - 8 ноября 1878
Сарская Проспективая ул. 20 августа 1739 - 1776
Обуховская ул. 1776 - 1800-е гг.
Обуховский пр. 1804 -8 ноября 1878
Забалканский пр. 8 ноября 1878 - 1900-е гг.
Забалканский пр. 1900-е гг. - октябрь 1918
Международный пр. октябрь 1918 - 20 декабря 1950
пр. им. Сталина 20 декабря 1950 - 23 июля 1956
Московский пр. с 23 июля 1956
1 2 3
Архитектура // Архитектурные памятники //Дома жилые //
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
Топография города // Историческая география //Жилмассивы //
Московский пр.

ЖИЛМАССИВЫ (жилые массивы), система застройки, характерная для новых гор. р-нов в 1920-30-х гг. В связи с острой потребностью в жилье в сер. 1920-х гг. на смену индивид. стр-ву пришел Ж. - новый тип массовой застройки гор. пространств с включением комплексов бытового обслуживания, парков и пр. В 1920-30-х гг. Ж. сооружались на рабочих окраинах, пустырях и терр., примыкавших к крупным пр-тиям. В 1924 разработан план застройки участка просп. Стачек в р-не Нарвских ворот (арх.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Московский пр.

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ, между Владимирской пл. и Московским просп. Проложен в 1740-х гг. по проекту Комиссии о С.-Петерб. строении позади загородных дворов, отведенных в 1-й четв. 18 в. жителям вдоль р. Фонтанки (отсюда назв.). Со 2-й пол. 18 в. застраивался кам. домами. На З. п. находились здания казарм л.-гв. Семеновского полка (дома 46, 48, 50, перестроены), вблизи - Семеновский плац.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
Московский пр.

ЗАСТАВЫ, контрольные пункты, учреждены в нач. 18 в. на гл. дорогах при въезде в СПб. для проверки грузов, багажа и регистрации лиц, покидавших город или въезжавших в него. В 1-й трети 18 в. З. было две - Выборгская и Московская. На З. в особых зданиях (гауптвахтах) находились воинские караулы, дороги были перегорожены шлагбаумами и рогатками (упразднены в 1858).
Архитектура // Персоналия //
Московский пр.

ИЛЬИН Лев Александрович (1880-1942), архитектор, ч.-к. Академии архитектуры СССР (с 1941). Учился в ИГИ (1897-1909) и АХ (1903-04), чл. об-ва "Старый Петербург", один из гл. инициаторов создания Музея Города (1918-35), его первый дир. В 1925-38 фактически гл. арх. Л. (формально эта должность появилась в 1938).
Армия. Флот // Военно-учебные заведения //
Наука. Образование // Учебные заведения //
Московский пр.

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА, ср. воен.-уч. заведения-интернаты. До 1917 преим. сословного характера. Обучение в К. к. начиналось в 10-12 лет (в 1770-90-х гг. - в 5-8 лет), продолжалось 7-15 лет. В 18 в. - общеобразоват. заведения, с нач. 19 в. - исключительно воен. До 1860-х гг. выпускали офицеров. В 1862-64 из старших классов образованы военные училища, из общих классов - воен. гимназии. В 1881-82 восстановлены как ср. воен.-уч. заведения (прием с 12 лет, срок обучения - 7 лет).
Архитектура // Персоналия //
Московский пр.

КАТОНИН Евгений Иванович (1889–1984), архитектор, художник-график, акад. архитектуры Украины (1956). Окончил АХ
(1918). Участвовал в осуществлении Монументальной пропаганды плана, занимался реставрацией мн. зданий (Зимний дворец,
Биржа).
Топография города // Городская сеть //Улицы //
Московский пр.

КРАСНОАРМЕЙСКИЕ УЛИЦЫ 1-я - 13-я (до 1923 1-12-я Роты и Заротная ул.). 1-7-я К. у. - между Московским и Измайловским проспектами, 8-9-я, 11-я и 13-я - между Измайловским и Лермонтовским проспектами, 10-я и 12-я - между Измайловским просп. и Дровяной ул. Проложены в 1739-43 на терр. слободы л.-гв.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Московский пр.

ЛЕНИНСКИЙ ПРОСПЕКТ, между ул. Доблести и Московской пл., участок Центр. дуговой магистрали. Соединяет Юго-Запад с Ульянкой, Дачным и Московским просп. Назван в 1977 в честь В. И. Ленина, включил быв. ул. Галстяна (с 1955), быв. просп. Героев (с 1962) и новый участок в сторону Финского зал. Застройка Л. п. началась в 1953 (10-этажные жил. дома у Московской пл., арх. С. Б. Сперанский) и продолжалась в 1960-90-х гг. (арх. Е. М. Полторацкий и др.).
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //
Московский пр.

ЛИГОВСКИЙ КАНАЛ, сооружен в 1718-21 по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева для снабжения СПб. питьевой водой. Первонач. дл. ок. 23 км, шир. по дну 2-4 м, глубина 1-2 м. Назван по р. Лиге, участвовавшей в водосборе на истоке канала. Начинался близ д. Горелово из пруда, созданного на р. Черной, стекающей с Дудергофских высот, проходил через юж. часть СПб. по трассе совр. просп. Нар. Ополчения, Кубинской и Ташкентской улиц и Лиговского проспекта.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Московский пр.

ЛИГОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1956 Лиговская ул.), между ул. Некрасова и Московским просп. Прокладывался с 1891 по трассе Лиговского канала (отсюда назв.). В 18-19 вв. в этом р-не находились ямские слободы, извозчичьи дворы, кабаки, притоны, мелкие ремесл. заведения и пр. Здесь было "дно" города. В сер. 18 в. построена Крестовоздвиженская церковь, в 1760-х гг. - ц. Тихвинской иконы Божией Матери, в 1810-12 - 2-ярусная колокольня, составляющие единый архит. комплекс.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
Московский пр.

МОСКОВСКАЯ ЗАСТАВА, ист. название сев. части совр. Московского р-на. Происходит от заставы, существовавшей на пересечении Моск. тракта и Лиговского кан. До кон. 19 в. М. з. - малонаселенная терр. с сел. застройкой, в кон. 19 - нач. 20 вв. застраивалась пром. пр-тиями (з-ды: "Сименс-Шуккерт", Вагоностроит., Т-ва "Скороход" и др.). На Забалканском (ныне Московский) просп. и прилегавших улицах строились доходные дома и казармы для рабочих.
Топография города // Городская сеть //Площади //
Московский пр.

МОСКОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ, в юж. части Московского просп., при его пересечении с Ленинским просп. и ул. Типанова. Самая большая (13 га) площадь СПб. Проектировалась по Ген. плану 1935 как новый адм. центр города. В 1936-41 сооружен Дом Советов (арх. Н. А. Троцкий, Л. М. Тверской, Я. О. Свирский и др.) - монументальный образец т. н. сталинского классицизма, в к-ром планировалось разместить гор. и обл. парт.-сов. учреждения (после войны передан науч. ин-там).
Архитектура // Скульптура, монументы //
Московский пр.

МОСКОВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА сооружены в 1834-38 по проекту арх. В. П. Стасова на пересечении Московского и Лиговского просп. в память о победах рос. армии в рус.-тур. войне 1828-29. Ворота в виде 12-колонного портика дорич. ордера завершают скульпт. композиции - воинские трофеи и фигуры гениев (скульп. Б. И. Орловский, отлиты на Александровском чугунолитейном з-де). В 1936 М. т. в. разобраны, в 1959-61 восстановлены (арх.
Топография города // Зеленые пространства //Парки //
Московский пр.

МОСКОВСКИЙ ПАРК ПОБЕДЫ (Московский просп., 188), в юж. части СПб., между Московским просп. и просп. Ю. Гагарина. Проект создания районного ПКиО на месте карьеров кирпичного з-да разработан в 1939-40 (арх. Т. Б. Дубяго). Во время блокады 1941-44 з-д использовался как крематорий. Парк заложен 7.10.1945, открыт 7.7.1946, сочетает черты регулярной и пейзажной планировки (арх. Е. А. Катонин, В. Д. Кирхоглани).
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Московский пр.

МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (в 1918-50 Международный просп., в 1950-56 просп. им. Сталина, в честь И. В. Сталина), от Сенной пл. до пл. Победы, одна из гл. магистралей СПб., соединяет его центр. и южные р-ны, начало дороги на Москву. Дл. ок. 10 км, совпадает с линией Пулковского меридиана. Проложен в 1-й четв. 18 в. к Саарской мызе (Царское Село), с 1739 участок до р. Фонтанки наз. Сарской проспективой, с 1770-х гг. до 1878 - Обуховским просп. (по одноим. мосту).
1 2 3