Промышленная архитектура (обзорная статья) |
|
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Стр-во сооружений пром. назначения изначально во многом определяло облик СПб. и его окрестностей: Адмиралтейская, Партикулярная верфи, Канатный, Литейный дворы, Арсенал, Пороховые, Сестрорецкий, Ижорский з-ды и др. Среди сохранившихся пром. объектов 18 - нач. 19 вв. - лесные склады Новая Голландия, пеньковые склады на Тучковом буяне, гл. корпус Имп. фарфорового з-да (просп. Обуховской Обороны, 152; 1780-е гг., арх. С. П. Берников); Новый Арсенал на Литейном просп., 3 (1798-1810, арх. Ф. И. Демерцов, перестроен в 1864-70, арх. Р. Р. Генрихсен); производств. корпус Александровского чугунолитейного з-да (просп. Обуховской Обороны, 125; 1825-26, арх. В. П. Стасов, А. И. Постников, инж. М. Е. Кларк); корпус Рос. бумагопрядильни (наб. Обводного кан., 223; 1835-38, арх. Н. Я. Анисимов); 1-й в России кам. эллинг Нового Адмиралтейства (1837, арх. П. П. Базен, инж. Э. Анерт, Д. А. Лебедев; сохр. в искаженном виде). Функциональный характер заводских и фабричных строений регламентировался соответствием наружного вида внутр. расположению, обусловленному нуждами произ-ва. В пром. стр-ве раньше, чем в гражд. архитектуре, осваивались большепролетные металлич. конструкции, новые строит. мат-лы (с 1890-х гг. - жел.-бетон). В формах "кирпичного стиля" построены газгольдеры з-да Об-ва столичного освещения (наб. Обводного кан., 74; 1858-60, арх. Р. Б. Бернгард), водонапорная башня Гл. станции С.-Петерб. гор. водопровода (Шпалерная ул., 56-58; 1859-63, арх. И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский), корпуса механич. з-да "К. Зигель" (ул. Достоевского, 40-44; 1888-90, арх. И. С. Китнер). Ист. стилизация применена в комплексе механич. з-да "Сан-Галли" (Лиговский просп., 60-62; 1867-72, арх. К. К. Рахау, А. А. Докушевский). Для пром. комплексов СПб. типично сочетание производств. помещений с жил. городками для рабочих (Путиловский з-д, з-д Нобеля и др., см. Рабочие городки). Крупные комплексы градообразующего значения - Т-во Рос.-амер. резиновой мануфактуры "Треугольник" (наб. Обводного кан., 134-140; 1860-70-е гг., арх. Р. Р. Генрихсен, Э. Г Юргенс; 1885-1900, арх. Р. А. Гедике), Невская бумагопрядильня (Синопская наб., 74-78; 1857, инж. Л. В. Глама; 1895-98, арх. Л. Л. Петерсон), ниточная мануфактура "Невка" (Гельсингфорская ул., 3; 1849-56, арх. А. Н. Роков; 1911, арх. Н. В. Васильев), пивоваренный з-д "Бавария" (Петровский просп., 9; 1911-12, инж. Л. А. Серк), элеватор "Петрогр. товарных складов" (наб. Обводного кан., 14; 1911-12, инж. И. Н. Квиль). В 1914 начато стр-во электростанции в Уткиной заводи (арх. А. А. Оль), в облике к-рой отразились экспрессионистские тенденции нем. П. а. (завершена в 1926; ныне ТЭЦ "Красный Октябрь"). В монументальных формах неоклассики решены здания понижающих подстанций Волховской ГЭС, возведенные в 1920-х гг. в разных р-нах Л. (арх. О. Р. Мунц, И. С. Китнер, В. А. Щуко). Интересный образец П. а. - чулочно-трикотажная ф-ка "Красное Знамя" (ул. Кр. Курсанта, 25) с эффектной башней силовой подстанции (проект нем. арх. Э. Мендельсона, 1925; осуществлен с отклонениями в 1929). В формах конструктивизма возведены в сер. 1930-х гг. корпуса хлебоз-дов на Барочной и Новороссийской ул. (инж. Г. П. Марсаков), канатный цех з-да "Красный гвоздильщик" на 25-й линии В. О. (1929-30, арх. Я. Г. Чернихов) и др. Представляют архит. ценность комплексы Мясокомбината им. С. М. Кирова (Московское ш., 13; 1930-33, арх. Н. А. Троцкий, Р. Я. Зеликман), Мельничного комбината им. С. М. Кирова (просп. Обуховской Обороны, 45; 1933-38, арх. А. Ю. Флейшмахер). Проблемы учета и охраны памятников П. а. связаны с их функционированием как действующих объектов.
Лит.: Штиглиц М. С. Промышленная архитектура Петербурга. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1996; Ее же. Промышленная архитектура Петербурга в сфере "индустриальной археологии". СПб., 2003. Ю. М. Пирютко. | |
ПЕРСОНЫ | |
БИБЛИОГРАФИЯ | |
АДРЕСА |