ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КРУЖКИ

 
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

"ВЕЧЕРА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ", муз. кружок в 1901-12, ставивший целью исполнение и пропаганду европ. и рус. камерной музыки кон. 19 - нач. 20 вв., был связан с объединением "Мир искусства", c моск. газ. В. В. Держановского "Музыка". Основатели - В. Ф. Нувель (чиновник МИД, комп.-любитель, критик, позднее пом. С. П. Дягилева), В. Г. Каратыгин (ведущий муз. критик, комп., пианист, биолог по образованию), И. И. Крыжановский (комп., педагог, врач ), пианист Л. В. Николаев.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ, объединения любителей музыки, обладавшие офиц. статусом, утвержденным уставом и правом проводить публ. концерты и др. мероприятия. В посл. трети 18 в. возникли: Муз. клуб (1772-77) и Новое муз об-во (1778-1810, располагалось в доме князя Куракина у Полицейского моста; ныне Невский просп., 15, позже в доме Кусовникова на наб. р. Мойки у Красного моста).
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЛОНЫ, обществ. форма публ. музицирования, любит., проф. и смешанного, в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. преобладавшая над гор. общедоступными концертами. Возникли как продолжение придворных концертов екатерининской эпохи, в к-рых для узкого круга приближенных совместно выступали приезжие виртуозы, придворные музыканты и члены имп. фамилии вместе с др. аристократами, чьи таланты и проф. возможности позволяли конкурировать с солистами, состоявшими на службе.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

ОДОЕВСКОГО САЛОН, лит.-муз. салон, существовавший в 1830-40-х гг. на квартире князя В. Ф. Одоевского: в Мошковом пер., 1 в 1826-39, на наб. р. Фонтанки, участок д. 37 в 1840-41, на Литейном просп., 36/2 в 1842-46. В своем салоне Одоевский стремился объединить ученых, писателей, музыкантов независимо от их положения в об-ве и эстетич. взглядов. Но "слить светское об-во с об-вом литераторов и ученых" (Д. В. Григорович) ему не удалось.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

ПУШКИНСКИЙ ЦЕНТР, "Гос. Пушкинский театральный центр в СПб." (наб. р. Фонтанки, 41), театр.-издат. орг-ция. Учрежден Мин-вом культуры РФ в 1992 с целью разработки новой культурной стратегии рус. театра - "театра Пушкина", пропаганды пушкинского репертуара на рос. сцене, создания пушкинской театр. школы. В худож. совет П. ц. вошли Д. С. Лихачев, О. В. Басилашвили, П. Н. Фоменко, Э. С. Кочергин и др. Худож. рук. П. ц. - засл. арт. РФ, лауреат Гос. пр. РФ В. Э. Рецептер.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

"ПЯТНИЦЫ" Я. П. Полонского и К. К. Случевского. Лит.-худож. кружок Я. П. Полонского, получивший в СПб. название "пятницы Полонского", возник в 1860-х гг. В 1870-х гг. собрания приняли регулярный характер.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (в 1873-1917 Имп. рус. муз об-во; РМО, ИРМО), создано в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна и графа Матв. Ю. Виельгорского (см. Виельгорские). Записанные в уставе цели РМО: "развитие образования и вкуса к музыке в России и поощрение отеч. талантов", для этого учреждались регулярные концерты, конкурсы композиторов, исполнение и публикация их соч., стипендии, муз. б-ка.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ РФ, С.-Петербургское отделение, проф. творч. объединение.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РФ, С.-Петерб. орг-ция (СТД РФ) (Невский просп., 86), творч. объединение работников театр. иск-ва. Осн. в СПб. в 1877 актерами, писателями и художниками как Об-во взаимного вспоможения рус. артистов. В 1883 по инициативе М. Г. Савиной (пред. Об-ва в 1883-1915) преобразовано в благотворит. Об-во для пособия нуждающимся сценич. деятелям.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

ФИЛАРМОНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО С.-Петербургское музыкально-просветит. и попечительное, орг-ция петерб. проф. музыкантов. Создано в 1802 с благотворит. целью как Касса муз. вдов. Учредители бароны А. А. Раль, Ф. Аделунг, неск. музыкантов Придворного оркестра по примеру Венского Ф. о., намеревались, давая в год неск. больших концертов, составить капитал, проценты с к-рого выплачивались бы в виде пенсий осиротевшим семьям членов об-ва.