МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЛОНЫ, обществ. форма публ. музицирования, любит., проф. и смешанного, в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. преобладавшая над гор. общедоступными концертами. Возникли как продолжение придворных концертов екатерининской эпохи, в к-рых для узкого круга приближенных совместно выступали приезжие виртуозы, придворные музыканты и члены имп. фамилии вместе с др. аристократами, чьи таланты и проф. возможности позволяли конкурировать с солистами, состоявшими на службе. В 18 в. моду на проф. навыки пения и игры на разл. инструментах ввела, по-видимому, вел. княгиня Мария Федоровна. В 1780-х гг. кружок ее придворных исполнял симфонии и оперы под рук. Д. С. Бортнянского. В 1790-х гг. прекрасными музыкантшами слыли вел. княгиня Елизавета Алексеевна и ее подруга графиня В. Н. Головина, а также княгиня Н. И. Куракина. У них регулярно музицировали придворные музыканты и светские любители. На рубеже 18 - 19 вв. муз. собрания бывали у вельмож, в посольствах, у любивших музыку литераторов - И. А. Крылова, Г. Р. Державина и др. Большую роль в муз. жизни традиционно играли вечера Кочубеев, Тепловых, Строгановых, Зубовых и др. семейств, б. ч. к-рых могла составить конкуренцию профессионалам. Эта тенденция стала еще заметнее с кон. 1820-х гг., когда начались "академии" в домах Львовых, графов Виельгорских - людей, близких к имп. семье, имевших особое служебное положение и в то же время в душе считавших себя музыкантами, живших проф. муз. интересами. Такую же роль играл М. с. вел. княгини Елены Павловны. Более камерными, но и более учеными были муз. собрания у князя В. Ф. Одоевского, пропагандировавшего в СПб. творчество И. С. Баха, полифонию и органную музыку. Муз. вечера бывали в Карамзиной салоне, у В. А. Жуковского, А. Н. Оленина, Дельвигов, Кукольников. В 1830-50-х гг. устраивались собрания у композиторов новой генерации. Авторы - М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. А. Балакирев - исполняли свои новые соч., вели эстетич. дебаты. Этот тип М. с., перераставшего в творч. содружество, доминировал во 2-й пол. 19 в. Ведущую роль в этот период играли салоны Стасовых, сестры Глинки - Л. И. Шестаковой, собрания М. П. Беляева. А. Л. Порфирьева.
|