Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки // Музыкальные общества и кружки (общая статья)


Музыкальные общества и кружки (общая статья)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ, объединения любителей музыки, обладавшие офиц. статусом, утвержденным уставом и правом проводить публ. концерты и др. мероприятия. В посл. трети 18 в. возникли: Муз. клуб (1772-77) и Новое муз об-во (1778-1810, располагалось в доме князя Куракина у Полицейского моста; ныне Невский просп., 15, позже в доме Кусовникова на наб. р. Мойки у Красного моста). В числе организаторов - барон П. Г. Демидов, барон А. А. Раль; среди членов, кол-во к-рых доходило до 600, - граф В. Н. Головин, граф А. С. Строганов, Д. С. Бортнянский, И. А. Дмитревский, Д. И. Фонвизин. В 1-й пол. 19 в. организованы неск. концертных об-в, ставивших просветит. задачи и стремившихся поднять уровень муз. исполнительства. В 1802 образовано Филармоническое общество, в 1827-28 - Муз. академия Ф. П. Львова и А. Ф. Львова (концерты в зале Кушелева-Безбородко дома, Почтамтская ул., 7) в 1828 - Об-во любителей музыки, учредители граф К. В. Нессельроде, Д. Л. Нарышкин, князь Н. П. Куракин, муз. дир. граф Мих. Ю. Виельгорский (см. Виельгорские; концерты до 1832 в доме Нарышкина). В 1840-50 действовало Симф. об-во, дирекция: ген. Ф. Ф. Шуберт, адм. Ф. П. Литке, А. И. Гримм, дирижер А. А. Бер, концерты с окт. до Вел. поста в зале Петровского уч-ща (наб. р. Фонтанки, 62), позднее в Капелле, Университете. В 1850-82 действовало созданное А. Ф. Львовым Концертное об-во; в 1855 - 255 чл., в т. ч. графы Виельгорские, князь В. Ф. Одоевский, Стасовы, В. П. Энгельгардт, вел. князья Александр, Михаил и Николай Николаевичи, принц П. Г. Ольденбургский. Из полулюбит.-полупроф. "благородных" муз. собраний выделялись Университетские концерты (1842 - кон. 1850-х гг.). С сер. 19 в. началась профессионализация обществ. муз. деятельности, одноврем., по мере либерализации об-ва, росло кол-во офиц. зарегистрированных любит. объединений. Сфера высокой муз. культуры определялась концертами и образоват.-просвет. работой Русского музыкального общества (1859), Бесплатной музыкальной школы (1862), Беляевского кружка (с нач. 1880-х гг.; см. М. П. Беляев). Все они существовали до 1917, но в 20 в. уже не играли видной роли в концертной жизни. Рядом с ними возникли специализир. кружки профессионалов: Об-во квартетной, позднее, камерной музыки (1872-1917), Вечера современной музыки (1901-17). С 1879 действовало Петерб. об-во любителей музыки; учредители - 26 чл.-исполнителей, в т. ч. барон В. А. Фредерикс, барон К. К. Штакельберг, П. К. Альбрехт, с 1886 рук. вел. князь Михаил Михайлович. Собрания об-ва происходили в Соляном городке (проф. музыканты и дамы на них не допускались).
К нач. 20 в. возникло много разл. любительских объединений: по родам музыки (хоровые, любителей игры на духовых, на великорус. инструментах, на гитаре, мандолине, цитре, любителей симф. и оркестровой музыки), по национальностям (рус., славянские, еврейские, латышские, финские, эстонские; выделялись нем. хор. об-ва: "Зингакадемия", 1818-1914, в 20 в. функционировала при Реформатском уч-ще, наб. р. Мойки, 38; "Лидертафель", 1840-1910-е гг., в последние годы в зале в Демидовом пер., 1). Многочисл. муз.-драм. объединения ставили целью исполнение оперных сцен, опер, оперетт силами любителей. Заметный след в истории музыки оставил Муз.-драм. кружок любителей, созданный в 1877 офицерами л.-гв. 1-й Арт. бригады В. В. Карминым, графом А. В. Соллогубом и графом А. Д. Нессельроде (Б. Морская ул., 18, в 1900-х гг. - М. Морская ул., 20, вечера устраивались в зале Демута, наб. р. Мойки, 38, и Павловой, Троицкая пл., 13). Кружок осуществил первые в СПб. пост. рус. опер: "Евгений Онегин" П. И. Чайковского (1882), "Хованщина" М. П. Мусоргского (1886) и др. Последнее крупное муз.-обществ. начинание - Муз.-ист. об-во им. графа А. Д. Шереметева, образованное в 1910 на базе собств. хора и оркестра Шереметева, с к-рыми он с 1898 давал общедоступные симф. концерты. С 1911 Об-во проводило бесплатные ист. лекции-концерты в зале Дворянского собрания. При об-ве былы открыты бесплатные муз. классы, организованы установка мем. досок М. А. Балакиреву, А. Н. Серову, Мусоргскому, всерос. сбор средств на пам. Чайковскому. 21.12.1913 состоялась рос. премьера "Парсифаля" Р. Вагнера на большой сцене Нар. дома. После окт. 1917 концертные и благотворит. об-ва прекратили деятельность, объединения любителей преобразованы в новые формы муз. самодеятельности, профессионалы объединились в творч. союзы: Ассоциации совр. и пролетарской музыки, позднее - Союз композиторов.
Лит.: Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге, 1801-1917 гг.: Энцикл. СПб., 1999. А. Л. Порфирьева.

ПЕРСОНЫ

Александр Николаевич, вел. кн. (см. Александр II)
Альбрехт Евгений Карлович
Балакирев Милий Алексеевич
Беляев Митрофан Петрович
Бер А.А.
Бортнянский Дмитрий Степанович
Вагнер Рихард
Виельгорский Михаил Юрьевич
Головина Варвара Николаевна, графиня
Гримм А.И.
Демидов Павел Григорьевич
Дмитревский (наст. фам. Нарыков) Иван Афанасьевич
Кармин В.В.
Куракин Алексей Борисович, князь
Куракин Н.П., князь
Кусовников М.С.
Кушелев-Безбородко Александр Андреевич, светлейший князь
Литке Федор Петрович
Львов Алексей Федорович
Львов Федор Петрович
Михаил Михайлович, вел. князь
Михаил Николаевич, вел. князь
Мусоргский Модест Петрович
Нарышкин Дмитрий Львович
Нессельроде А.Д., граф
Нессельроде Карл Васильевич, граф
Николай Николаевич (Старший), вел. кн.
Одоевский Владимир Федорович
Ольденбургский Петр (Константин Фридрих Петр) Георгиевич, принц
Павлова А.И.
Ралль Александр Франц, барон
Серов Александр Николаевич
Соллогуб А.В., граф
Стасовы
Строганов Александр Сергеевич, граф
Фонвизин Денис Иванович
Фредерикс В.А., барон
Чайковский Петр Ильич
Шереметев Александр Дмитриевич, граф
Штакельберг К.К., барон
Шуберт Федор Федорович
Энгельгардт Василий Павлович

БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА