КОНСТРУКТИВИЗМ, осн. направление в архитектуре сов. авангарда 1920-х - нач. 1930-х гг. В его основе - принцип функциональности, выражавшийся в динамически расчлененных структурах с четкими объемами и лаконичными поверхностями, выявленными конструкциями и плоскостями остекления. Большое влияние на ленингр. К. оказала система супрематизма худ. К. С. Малевича с ее самоценностью формы и абстрактностью геометрич. элементов. В Л. общий поворот к новому направлению произошел в 1925-27 с началом работ по застройке рабочих окраин. Кардинально изменившемуся социальному содержанию соответствовали новые типы зданий и градостроит. комплексов: жилмассивы, включавшие учреждения культурно-бытового обслуживания, дома-коммуны, клубы и дома культуры, школы, стадионы, фабрики-кухни и здания районных Советов. Широко вводилась типизация квартир и секций (частей домов). Ленингр. К. отличался повышенным вниманием к худож. форме, вобрал в себя приемы экспрессионизма, на ранней и заключит. фазах - классицистич. реминисценции, на стадии расцвета - выразит. средства супрематизма. Образцом соединения принципов функционализма и экспрессионизма стала ф-ка "Красное Знамя" (1926-37, арх. Э. Мендельсон,
Пионерская ул., 57). Лидеры ленингр. авангарда А. С. Никольский и Л. М. Хидекель творчески применяли принципы супрематизма к конструктивистскому методу. Своеобр. синтез разных течений авангарда дал в своих графич. композициях Я. Г. Чернихов. Версия "чистого" К. представлена в ряде построек А. И. Гегелло, Г. А. Симонова, А. К. Барутчева, И. А. Гильтера, И. А. Меерзона и Я. О. Рубанчика. Влиянием экспрессионизма проникнуто творчество Н. А. Троцкого, к-рый вносил в функционалистские схемы особую эмоциональность, динамику и монументальность. Экспрессионистский оттенок носят постройки Е. А. Левинсона и И. И. Фомина, в их деталировке уже сквозят классицистич. элементы. Зачастую стилевым и функциональным новациям сопутствовали внешнее следование формальным приемам или предельно схематичные решения. Откровенный утилитаризм особенно характерен для массового жил. стр-ва, не всегда удовлетворявшего элементарные бытовые потребности. Отставание техн. базы, низкое качество материалов также дискредитировали творч. открытия авангарда. Но несмотря на эти негативные моменты и скоротечный, насильственно прерванный цикл развития, ленингр. авангард явился заметным вкладом в отеч. архитектуру.
Лит.: Бартенев И. А. Современная архитектура Ленинграда. Л., 1966; Вайтенс А. Г. Архитектура конструктивизма в Ленинграде: идеи и результаты // Сто лет изучения архитектуры России: Сб. науч. тр. СПб., 1995; Зодчие Санкт-Петербурга, ХХ век. СПб., 2000.
Б. М. Кириков.