Искусство // Музыка, театр //Персоналия //
Экономика // Персоналия //

БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович (1836, СПб. - 1903, там же), лесопромышленник, меценат, муз. деятель и нотоиздатель, музыкант-любитель. Окончил нем. Реформатское уч-ще (1851), участвовал в любит. квартетах и оркестрах, чл. нем. певч. кружка. С 1880 чл., с 1898 пред. Об-ва камерной музыки (1878-1917). С того же времени устраивал в своем доме (Николаевская, ныне ул. Марата, 50; мем. доска) квартетные собрания, к-рые постепенно переросли в "Беляевские пятницы", проходившие до его кончины.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865, СПб. - 1936), композитор, дирижер, педагог, муз.-обществ. деятель, нар. арт. Республики (1922). Из семьи Глазуновых. С 1879 занимался композицией и теорией музыки под рук. Н. А. Римского-Корсакова. После исполнения в 1882 М. А. Балакиревым 1-й симфонии в концерте Бесплатной музыкальной школы Г. признан одним из ведущих комп. петерб. школы.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855, СПб. - 1914), композитор, дирижер, педагог, муз. деятель. Сын К. Н. Лядова (1820-71), дирижера, скрипача, в 1860-69 капельмейстера Имп. рус. оперной труппы. В 1878 окончил петерб. Консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С сер. 1870-х гг. участвовал в собраниях Балакиревского, затем Беляевского кружков.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

МАРАТА УЛИЦА (в 18 в. Преображенская полковая ул., в 1-й пол. 19 в. Грязная ул., в 1855-1918 Николаевская ул. - в честь имп. Николая I), между Невским просп. и Подъездным пер. Переим. в честь франц. революционера и публициста Ж. П. Марата (1743-1793). Проложена в сер. 18 - нач. 19 вв. как дорога между слободами л.-гв. Преображенского и л.-гв. Семеновского полков (отсюда 1-е назв.), долго оставалась немощеной (отсюда 2-е назв.).
Общественная жизнь // Благотворительность //

МЕЦЕНАТСТВО, бескорыстное финанс. и др. участие в развитии культуры, науки, помощь ее деятелям и т. д. Начало М. в СПб. положено царем Петром I, к-рый собирал произведения иск-ва и разл. раритеты (на их основе в 1714 создан первый рос. публ. музей - Кунсткамера), содействовал обучению архитекторов, живописцев, мастеров и т. д. Худож. коллекции имели А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Я. В. Брюс и др. Одним из первых петерб.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ, объединения любителей музыки, обладавшие офиц. статусом, утвержденным уставом и правом проводить публ. концерты и др. мероприятия. В посл. трети 18 в. возникли: Муз. клуб (1772-77) и Новое муз об-во (1778-1810, располагалось в доме князя Куракина у Полицейского моста; ныне Невский просп., 15, позже в доме Кусовникова на наб. р. Мойки у Красного моста).
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЛОНЫ, обществ. форма публ. музицирования, любит., проф. и смешанного, в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. преобладавшая над гор. общедоступными концертами. Возникли как продолжение придворных концертов екатерининской эпохи, в к-рых для узкого круга приближенных совместно выступали приезжие виртуозы, придворные музыканты и члены имп. фамилии вместе с др. аристократами, чьи таланты и проф. возможности позволяли конкурировать с солистами, состоявшими на службе.
Литература. Книжное дело // Издательства //

НОТОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. В 18 - 1-й пол. 19 в. печатные ноты были дороже переписанных от руки, первонач. их издавали по особым случаям, позднее - рассчитывая на огранич. круг любителей. Печатать ноты светской музыки в виде "подносных листов" или сборников пьес, посвященных имп. Анне Иоанновне, начала типография АН, в 1730 выпустившая кантату В. К. Тредиаковского.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908, усадьба Любенск близ Луги С.-Петерб. губ.), композитор, педагог, дирижер, муз.-обществ. деятель. В 1862 окончил Мор. кадетский корпус, до 1865 служил на клипере "Алмаз", затем в 8-м экипаже, в 1873-84 инспектор воен. оркестра Мор. ведомства (коллежский асессор). В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, посещал его "субботы", вошел в "Могучую кучку".