НОТОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. В 18 - 1-й пол. 19 в. печатные ноты были дороже переписанных от руки, первонач. их издавали по особым случаям, позднее - рассчитывая на огранич. круг любителей. Печатать ноты светской музыки в виде "подносных листов" или сборников пьес, посвященных имп. Анне Иоанновне, начала типография АН, в 1730 выпустившая кантату В. К. Тредиаковского. До 1770-х гг. типография АН сохраняла монополию на печатание нот способом ручной гравировки, издала неск. сборников сонат итал. придворных музыкантов, первые сборники песен: "Между делом безделье" сенатора Г. Н. Теплова (1751) и "Собр. простых рус. песен с нотами" В. Ф. Трутовского (4 вып., 1776-95). В 1789-91 таким же способом печатала ноты типография Горного уч-ща, в 1790 вышло "Собр. нар. рус. песен с их голосами на музыку положил Иван Прач", в 1791 - шедевр. рус. нотно-полиграф. иск-ва: вокально-инстр. партитура музыки к пьесе имп. Екатерины II "Начальное управление Олега". В 1783 издан указ о вольных типографиях, а в 1785 открылось изд-во Б. Т. Брейткопфа. Его типография (угол Б. Мещанской ул. и Вознесенского просп.) способом нотного набора печатала клавиры балетов из репертуара придворной балетной труппы, романсы петерб. авторов, в т. ч. Д. С. Бортнянского, княгини Н. И. Куракиной, в 1795-98 издавала по подписке "Муз. журнал итал. театра в СПб." (назв. на итал. яз.). В 1793-1809 заметную роль сыграло изд-во И. Д. Герстенберга, с 1796 - Герстенберга и А. Ф. Дитмара "в Готе и СПб."; оно печатало венских и петерб. комп.: Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. Диттерсдорфа, И. Плейеля, О. А. Козловского, И. Е. Хандошкина, А. Ф. Тица, издавало сборники нар. песен, нотные и муз. журналы. С нач. 19 в. кол-во нотоиздателей увеличилось. Открывались пр-тия Ж. Дальмаса (1800), И. К. Пеца (1810), К. Лиснера, К. Ф. Рихтера (1825), наиб. крупное в этот период - изд-во М. И. Бернарда (1829-85), пианиста, комп., ученика Дж. Филда. Укрупнение муз. изд-в в 19 в. обусловлено тем, что они наследовали или покупали дело своих предшественников, получая гравиров. доски, с к-рых разными способами можно было продолжать печатать ноты в течение длит. времени. Бернард приобрел фирму Дальмаса и в 1840-50 стал ведущим нототорговцем России, его издания продавались и в Европе. Он первым опубликовал мн. романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, П. П. Булахова, с 1842 издавал нотный журнал "Нувеллист". В 1830 открылось изд-во Ф. Т. Стелловского, а вслед за ним на рынок вышли нотоиздатели Л. К. Снегирев, П. И. Гурскалин, В. Д. Деноткин, пр-тия к-рых Стелловский позднее скупил. В его изд-ве был сосредоточен выпуск нот рус. комп.: Глинки. Даргомыжского, А. Н. Верстовского, А. Н. Серова. В 1885 фирма Бернарда перешла к моск. изд-ву П. И. Юргенсона, а фирма Стелловского - к моск. изд-ву А. К. Гутхейля. В 1869 в СПб. открыто крупное муз. изд-во "В. В. Бессель и К°", специализировавшееся на издании оперных партитур с голосами. Бессели выпустили мн. опер А. Г. Рубинштейна, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, издавали журналы "Муз. листок" (1872-77) и "Муз. обозрение" (1885-88). В 1875-1915 успешно работало изд-во Ю. Г. Циммермана, в 1885-1917 - "М. П. Беляев в Лейпциге". Во 2-й пол. 19 в. изобретен получивший повсеместное распространение способ перевода старых досок на цинковые пластины, позволявший печатать ноты на скоростных станках. В нач. 20 в. лидером Н. д. стала Москва. Декретом 1918 Н. д. национализировано. В 1921 все нотопечатни и нотоиздательства объединены в Муз. сектор Госиздата. В 1930 Муз. сектор реорганизован в самостоят. изд-во Музгиз с отделением в Л. Помимо него, в Л. активно действовало кооп. изд-во "Тритон" (1925-35), печатавшее легкую музыку. В 1957 осн. изд-во "Сов. композитор" (с отделением в Л.), предназначенное для популяризации совр. музыки. В 1960-80 эти изд-ва печатали ноты с графич. листов; по качеству, красоте текста, номенклатуре они отставали от европейских и не полностью удовлетворяли спрос, покрывавшийся благодаря ввозу большого кол-ва дешевых нот из Польши. Венгрии и ГДР. В СПб. (2003) действуют муз. изд-ва "Композитор" (Б. Морская ул., 45) и "Музыка" (ул. Рылеева, 17). Ноты печатаются с помощью компьютерного набора. Продукция ориентирована гл. обр. на пед. нужды. В огранич. кол-ве печатается совр. музыка. Лит.: Вольман Б. Л. Русские печатные ноты XVIII века. Л., 1957; Его же. Русские нотные издания ХIX - начала ХХ века. Л., 1970; Иванов Г. К. Нотоиздательское дело в России: Ист. справка. М., 1970. А. Л. Порфирьева.
|