1 2
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА (в 1720-х - 1780-х гг. Б. Проспективая или Б. Першпективая ул., в 1918-22 просп. Ф. Адлера, в 1922-44 просп. Пролетарской победы), от 1-й линии В. О. до пл. Морской славы. Проложен в 1710-х гг., предполагавшиеся по проектам планировки Васильевского о. каналы не были прорыты, на их месте появились садики, официально дозволенные в 1809. В 1922-32 садики реконструированы в бульварные полосы (арх. И. А. Фомин, Л. А. Ильин, В. В. Данилов).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869, СПб.), композитор. В СПб. с 1817. Получил домашнее (в т.ч. муз.) образование. Фп. игрой занимался с композитором и пианистом Ф. Шоберлехнером. Пению и теории музыки учился у тенора петерб. Нем. оперы Б. Л. Цейбиха.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

КАСТОРСКИЙ Владимир Иванович (1871 - 1948, Л.), артист оперы (бас), камерный певец, педагог, засл. артист РСФСР (1934), засл. деят. иск-в РСФСР (1939). С дет. лет пел в церк. хорах. Окончил Костромскую духовную семинарию. В 1892 переехал в CПб., учился в "Бесплатном хоровом классе" И. Мельникова, в 1893 - в Консерватории у С. И. Габеля. В 1894 дебютировал во Пскове в оперной труппе Н. Шампаньера, гастролировал.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЛЕОНОВА (по первому мужу Гильдемейстер) Дарья Михайловна (1829, по др. сведениям, 1834-1896, СПб.), артистка оперы (контральто), драмы, камерная певица и педагог. С 1839 в СПб. С 1849 училась в Петерб. театр. уч-ще (класс пения Н. Ф. Вителяро).
Архитектура // Скульптура, монументы //

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ. Памятные надписи на камне и металле начали появляться в СПб. еще в 18 в. На спусках к Неве у Дворцовой наб. в 1764-67 были вырублены даты их постройки; на Нарышкином (1780), Государевом (1783) и Трубецком (1785) бастионах Петропавловской крепости, в память того что они были "одеты камнем", установлены гранитные доски. Первые М. д. посвящены наводнениям 1752, 1775, 1777 и 1788 (под сводом Невских ворот).
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ, объединения любителей музыки, обладавшие офиц. статусом, утвержденным уставом и правом проводить публ. концерты и др. мероприятия. В посл. трети 18 в. возникли: Муз. клуб (1772-77) и Новое муз об-во (1778-1810, располагалось в доме князя Куракина у Полицейского моста; ныне Невский просп., 15, позже в доме Кусовникова на наб. р. Мойки у Красного моста).
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЛОНЫ, обществ. форма публ. музицирования, любит., проф. и смешанного, в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. преобладавшая над гор. общедоступными концертами. Возникли как продолжение придворных концертов екатерининской эпохи, в к-рых для узкого круга приближенных совместно выступали приезжие виртуозы, придворные музыканты и члены имп. фамилии вместе с др. аристократами, чьи таланты и проф. возможности позволяли конкурировать с солистами, состоявшими на службе.
Литература. Книжное дело // Издательства //

НОТОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. В 18 - 1-й пол. 19 в. печатные ноты были дороже переписанных от руки, первонач. их издавали по особым случаям, позднее - рассчитывая на огранич. круг любителей. Печатать ноты светской музыки в виде "подносных листов" или сборников пьес, посвященных имп. Анне Иоанновне, начала типография АН, в 1730 выпустившая кантату В. К. Тредиаковского.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ПАТТИ (Patti) Аделина (1845-1919), итал. певица (сопрано). В 1859 дебютировала на оперной сцене. Обладала особым, ровным во всех регистрах "металлич." тембром голоса и безупречной вокальной техникой. В 1869-77 выступала в СПб. в составе Казенной итал. оперы. Лучшие партии в операх "Севильский цирюльник" Дж. Россини, "Лючия де Ламмермур" и "Любовный напиток" Г. Доницетти, "Сомнамбула" В. Беллини. Петерб. публика разделилась на восторж. поклонников и противников певицы.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ПРАВОВЕДЕНИЯ УЧИЛИЩЕ Императорское, привилегированное высшее юрид. закрытое уч. заведение для дворян. Осн. в 1835 на средства принца П. Г. Ольденбургского. Курс обучения 6-7 лет. В мл. классах - гимназич. программа, в ст. - спец. В числе преподавателей - А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, Н. С. Таганцев.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

СЕРВЕ (Servais) Адриен Франсуа (1807-1866), бельг. виолончелист-виртуоз, композитор, педагог. Окончил Брюссельскую консерваторию (1834), гастролировал в столицах Европы, с 1839 неоднократно бывал в СПб., с 1842 прожил здесь неск. лет, выступая в публ. концертах и в салоне Виельгорских (ныне пл. Искусств, 4), Одоевского салоне (Литейный просп., 36), служил при дворе.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

СЕРОВ Александр Николаевич (1820, СПб. - 1871, там же), композитор, муз. критик, отец худ. В. А. Серова. Окончил Уч-ще правоведения (1840), где подружился с В. В. Стасовым. С 1840 служил в Сенате, в 1841-45 - в Мин-ве юстиции, с 1855 - в Мин-ве внутр. дел. В 1845-50 и в 1852-54 жил в Крыму.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

СЕРОВ Валентин Александрович (1865, СПб. - 1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Учился у И. Е. Репина и в АХ (1880-85) у П. П. Чистякова; акад. (1898), д. ч. АХ (1903; вышел из АХ в знак протеста против расстрела демонстрации 9.1.1905). Чл. ТПХВ (1894-99), объединений "Мир искусства" (с 1899) и Союза рус. художников (с 1903). С 1889 жил в осн. в Москве, но часто приезжал в СПб., участвовал в худож. жизни города. Получил признание как выдающийся портретист.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

СТРАВИНСКИЙ Федор Игнатьевич (1843-1902, СПб.), артист оперы (бас). Отец И. Ф. Стравинского В 1869-73 учился в петерб. Консерватории. (педагоги: П. Репето, Э. Виардо, Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди). Три года пел в киевской опере (дебют в партии Рудольфа в "Сомнамбуле" В. Беллини). В 1876-1902 солист Мариинского театра. Продолжал в своем творчестве традиции рус. исполнит. школы, заложенные О. А. Петровым.
1 2