Архитектура // Мосты //

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОСТ (др. назв. - Семеновский, Малосеменовский, по соседним казармам л.-гв. Семеновского полка), через Введенский канал, по наб. р. Фонтанки. Построен в 1808-14 (арх. В. И. Гесте). Пролет перекрыт чугун. тюбинговым сводом, устои бутовой кладки с гранитной облицовкой, на устоях гранитные обелиски с фонарями.
Экономика // Персоналия //

ГАСКОЙН (Gascoigne) Карл Карлович (Чарльз) (1739-1806), механик, изобретатель, действит. статский советник. Выходец из Шотландии. Получил инж. образование, был одним из основателей (1760) и дир. (с 1769) Карронской металлургич. компании, изобрел короткоствольное корабельное орудие - карронаду.
Архитектура // Персоналия //

ГЕСТЕ, Гести (Hastie) Василий Иванович (Уильям, Вильям) (1753-1832), архитектор. Выходец из Шотландии, в 1784 по приглашению Ч. Камерона прибыл в Россию, поселился в Царском Селе на Английской ул., в 1792 зачислен на службу архитектором, разрабатывал проекты "образцовых" домов, одобренные имп. Екатериной II. В 1795-99 служил на Ю. России.
Архитектура // Мосты //

ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ (первонач. Петровский, в 1735-68 Зеленый, по окраске; в 1768-1918 Полицейский, в 1918-98 Народный), через р. Мойку, на Невском просп. С 1716 здесь существовал дерев. подъемный мост, в кон. 18 в. перестроен в дерев. 3-пролетный балочный на кам. опорах. Заново построен в 1806 (арх. В. И. Гесте, консультант Ф. П. Деволант). Пролет перекрыт чугунным тюбинговым бесшарнирным сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1842 тротуары вынесены на консоли (инж.
Экономика // Промышленность //

ИЖОРСКИЕ ЗАВОДЫ (Колпино, просп. Ленина, 1), открытое акц. об-во, образовано в 1992. Ведет историю от Ижорской пильной мельницы А. Д. Меншикова, построенной в нач. 18 в. на р. Ижоре.
Архитектура // Мосты //

КОНЮШЕННЫЕ МОСТЫ, два моста через р. Мойку у здания Конюшенного ведомства (отсюда назв.). Большой К. м. (быв. Греческий, по соседней Греч. слободе; Гребецкой; мост у Мошкова пер.; Конюшенный; 2-й Конюшенный), соединяет Мошков и Конюшенный переулки. Построен в 1828 (инж. Е. А. Адам, при участии В. И. Гесте, В. К. Треттера, К. Н. Берда) вместо существовавшего с 1753 дерев. 3-пролетного моста (мастер X. ван Болес). Пролет перекрыт бесшарнирным косым чугун. тюбинговым сводом.
Архитектура // Мосты //

КРАСНЫЙ МОСТ (до 1808 Белый, по окраске), через р. Мойку, на Гороховой ул. Дерев. мост здесь зафиксирован на планах 1717. В 1737 существовал дерев. мост с разводной частью. В 1808-11 и 1813-14 на его месте построен чугун. мост (арх. В. И. Гесте) с тюбинговым бесшарнирным сводом. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1953-54 чугун. свод заменен сварным металлич. арочным 2-шарнирным пролетным строением (инж.
Топография города // Водоемы и водотоки //Реки //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

МОЙКА (старое назв. Мья; до нач. 18 в. Муя, ижорское - грязная), река в дельте р. Невы. Дл. 4,67 км, шир. до 40 м. Берет начало из р. Фонтанки у Летнего сада. В нач. 18 в. вытекала из болота, находившегося близ Марсова поля. Впадает в Б. Неву. От М. отходят Зимняя канавка и Лебяжий кан., соединяющие ее с Б. Невой.
Архитектура // Мосты //

МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной.
Архитектура // Мосты //

НОВО-МОСКОВСКИЙ МОСТ, через Обводный кан., по трассе Московского просп. Построен в 1808-16 (арх. В. И. Гесте), пролет перекрыт чугунными тюбинговым сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1908 и 1941 расширен за счет укладки дополнит. металлич. строений. В 1965-67 сооружен новый мост с пролетными строениями в виде 3-шарнирной жел.-бетон. рамы (инж.
Архитектура // Мосты //

ПОЦЕЛУЕВ МОСТ (в 1738 Цветной), через р. Мойку, на ул. Глинки. Строился в 1808-16 (с перерывами, арх. В. И. Гесте) на месте существовавшего с 1738 дерев. пешеходного моста, замененного в 1768 гужевым 3-пролетным дерев. мостом на кам. опорах. Назв. - от соседнего трактира купца Поцелуева - "Поцелуй!". На опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой установлено чугун. тюбинговое пролетное строение, замененное в 1907-08 2-шарнирными арками из литого железа (инж. А. П. Пшеницкий).
Архитектура // Мосты //

СИНИЙ МОСТ (назв. по окраске), через р. Мойку, от Вознесенского просп. до пер. Антоненко, является частью Исаакиевской площади. С 1737 здесь был дерев. разводной мост (мастер X. ван Болес), перестроенный позже в 3-пролетный на кам. опорах с дерев. пролетным строением. В 1818 сооружен чугунный мост (проект 1807, инж. В. И. Гесте) с тюбинговым сводом на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1842-44 расширен с 41 м до совр. размеров (инж.