Болес Xарман ван
архитектор
упоминается в следующих статьях энциклопедии
Архитектура
//
Мосты
//
АНИЧКОВ МОСТ (в 1739 Невский)
, через р. Фонтанку, на Невском просп. Первый дерев. мост построен здесь в 1715 под рук. М. О. Аничкова (отсюда назв.), в 1721 сделан подъемным (мастер X. ван Болес), в 1749 перестроен (арх. С. Волков) и декорирован под гранит. Ок. 1783-85 перестроен в камне по типовому проекту (см. в ст. Белинского мост), в 1841 реконструирован (инж.
Архитектура
//
Архитектурные памятники
//
Общественные здания и сооружения
//
Столица
//
Высшие и ценральные государственные учреждения
//
ДВЕНАДЦАТИ КОЛЛЕГИЙ ЗДАНИЕ (Университетская наб., 7)
, пам. архитектуры барокко, построено в 1722-42 (арх. Доменико Трезини, при участии арх. Дж. Трезини, М. Г. Земцова и Т. Швертфегера) для размещения высших гос. учреждений - Сената, Синода и коллегий. Стр-во Д. к. з. связано с реализацией плана имп. Петра I по созданию на Васильевском о. адм. центра столицы.
Архитектура
//
Мосты
//
КОНЮШЕННЫЕ МОСТЫ
, два моста через р. Мойку у здания Конюшенного ведомства (отсюда назв.). Большой К. м. (быв. Греческий, по соседней Греч. слободе; Гребецкой; мост у Мошкова пер.; Конюшенный; 2-й Конюшенный), соединяет Мошков и Конюшенный переулки. Построен в 1828 (инж. Е. А. Адам, при участии В. И. Гесте, В. К. Треттера, К. Н. Берда) вместо существовавшего с 1753 дерев. 3-пролетного моста (мастер X. ван Болес). Пролет перекрыт бесшарнирным косым чугун. тюбинговым сводом.
Архитектура
//
Мосты
//
ЛЕБЯЖЬИ МОСТЫ
, два моста через Лебяжий канал. Нижне-Л. м. (быв. 1-й Царицынский, по Царицыну лугу, см. Марсово поле), по наб. р. Мойки. Сооружен между 1720-33 как дерев. подъемный мост (мастер X. ван Болес); к 1760-м гг. заменен балочным. Новый мост построен в 1835-37 (инж. П. П. Базен, А. Д. Готман, А. И. Ремизов), имел лучковый пологий гранитно-кирп. свод с прокладными рядами из известняковых плит, гранитные арки по фасадам и чугунные перила оригинального рисунка.
Архитектура
//
Мосты
//
МОСТЫ
, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной.
Архитектура
//
Мосты
//
ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКИЙ МОСТ (в 1824-27 Цепной, в 1828-91 Пантелеймоновский цепной, в 1915-23 Гангутский, в 1920-х гг. Декабриста Пестеля, с кон. 1920-х гг. до 1991 мост Пестеля)
, через р. Фонтанка, в створе ул. Пестеля (быв. Пантелеймоновская ул., по Пантелеимоновской церкви, отсюда назв.). В 1725-26 здесь был построен (мастер X. ван Болес) дерев. мост-акведук для питания фонтанов Летнего сада. В 1748-49 его заменили новым в стиле барокко (арх. Ф. Б. Растрелли).
Архитектура
//
Мосты
//
СИНИЙ МОСТ (назв. по окраске)
, через р. Мойку, от Вознесенского просп. до пер. Антоненко, является частью Исаакиевской площади. С 1737 здесь был дерев. разводной мост (мастер X. ван Болес), перестроенный позже в 3-пролетный на кам. опорах с дерев. пролетным строением. В 1818 сооружен чугунный мост (проект 1807, инж. В. И. Гесте) с тюбинговым сводом на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1842-44 расширен с 41 м до совр. размеров (инж.