Самый совершенный павильон Екатерининского парка построен в 1782–1788 гг. Д. Кваренги как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным Церере». В процессе строительства павильон пытались назвать «Храмом Дружбы», однако попытка была пресечена самой императрицей, написавшей по этому поводу: «Слово храм в огороде терпеть не могу». Назначение павильона для концертов в кругу избранных, среди пасторальных ландшафтов пейзажного английского парка, символизируют сюжеты барельефов на фасадах: лира в тимпане фронтона, миф об Орфее, богиня Церера с музицирующим перед ней Аполлоном, а также нимфы с атрибутами искусств. Строгие фасады с портиками тосканского ордера, ротонда, фриз с букраниями отличают совершенство античных форм. В создании павильона принимали участие скульпторы М. И. Козловский и К. Альбани, художники-декораторы Д. Валесини, Ф. Д. Данилов и Дж. Скотти, «фальшивого мрамора мастер» Л. Шефлер, резного и золотарного дела мастер Ф. Брюлло.
Изысканная многоцветная отделка интерьеров сохранила свой подлинный исторический облик. Увлеченностью античностью отмечены искусственный мрамор стен, фресковые плафоны и панно, применение в росписях античной техники энкаустики, скульптурные барельефы и медальоны, орнаментальные композиции и мифологические сюжеты (Юнона на колеснице, Кронос, знаки зодиака). Подлинная античная мраморная облицовка пола с черно-белой мозаикой «Похищение Европы» в центральном Музыкальном зале относится к I–III вв. н.э. и привезена в 1784 г. из Рима. Два миниатюрных помещения по бокам ротонды украшены с одной стороны четырьмя скульптурными барельефами-аллегориями живописи, скульптуры, архитектуры и науки (Скульптурный кабинет), с другой стороны были написаны панно в технике энкаустики со сценами жертвоприношения (Живописный кабинет).
Интерьеры павильона реставрировали к 300-летнему юбилею Царского Села, он открыт для посещения в летнее время.
Г. В. Семенова
Персоны
Брюлло Федор Павлович Валесини Д. Кваренги (Гваренги) Джакомо Козловский Михаил Иванович Шефлер Л.