| -
hidden Памятники истории и культуры | Кваренги (Гваренги) Джакомо (1744-1817) hidden | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры классицизма, сооружен в 1792-96 (арх. Дж. Кваренги), расположен на терр. Александровского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село, предназначался для внука имп ... | | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры классицизма, сооружен в 1792-96 (арх. Дж. Кваренги), расположен на терр. Александровского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село, предназначался для внука имп. Екатерины II вел. князя Александра Павловича (буд. имп. Александр I), по имени к-рого назван. В дальнейшем - частная имп. резиденция (в правление имп. Николая II - его пост. местопребывания). Здание А. д. поставлено по оси поперечной аллеи парка, замыкая ее перспективу юж. фасадом с полуротондой под сферич. куполом. Гл. сев. фасад отмечен двойной колоннадой коринфского ордера между симметричными ризалитами. На крыльце перед колоннадой - чугун. статуи, отлитые в 1838 на Александровском з-де по моделям скульп. Н. С. Пименова ("Юноша, играющий в бабки") и А. В. Логановского ("Юноша, играющий в свайку"). После Февр. рев-ции 1917 в А. д. содержались до высылки в Тобольск Николай II и члены его семьи. С 1918 А. д. функционировал как "дворец-музей", в 1949 в нем открыта экспозиция Всесоюзного музея А. С. Пушкина, вскоре свернутая в связи с передачей здания воен. ведомству. В результате А. д. сильно пострадал от неправильной эксплуатации. С 1990-х гг. ведутся реставрац. работы, в части залов развернута музейная экспозиция. Сохранились интерьеры, исполненные по проектам арх. В. П. Стасова (1817-27) и Р. Ф. Мельцера (1896-98). Лит.: Александровский дворец и парк в г. Пушкине. Л., 1937; см. также лит. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Александр I, император Екатерина II, императрица Кваренги (Гваренги) Джакомо Логановский Александр Васильевич Мельцер Роман (Роберт-Фридрих) Федорович Николай II, император Пименов Николай Степанович Пушкин Александр Сергеевич Стасов Василий Петрович
| | | hidden Большой каприз (ансамбль Екатерининского парка) | Большой Каприз и Малый Каприз возведены в 1772–1774 гг. архитектором В.И. Нееловым и инженером И. Герардом над ведущей к Большому Царскосельскому дворцу дорогой, которая получила название Подкапризовой ... | | Большой Каприз и Малый Каприз возведены в 1772–1774 гг. архитектором В.И. Нееловым и инженером И. Герардом над ведущей к Большому Царскосельскому дворцу дорогой, которая получила название Подкапризовой. Название они оправдывают своим обликом и преданиями. Одна из легенд связывает его с затраченными на сооружение большими средствами. «Быть по сему, это мой каприз», – будто бы изволила молвить государыня императрица Екатерина II, рассматривая огромную смету на строительство двух ворот, одних – большого размера, с китайской беседкой наверху, других – поменьше. Другая же легенда объясняет название тем, что от Большого каприза отходит много дорог, не только парковых, но и в более отдаленные места. О маршрутах прогулок не принято было сообщать заранее. Царица часто устраивала сюрпризы своим придворным, которые отправлялись с ней в увеселительную прогулку налегке, не предполагая, что, проехав главную арку Большого каприза, она может внезапно приказать повернуть в Петербург. Капризы не только оформляют въезд на Треугольную площадку Екатерининского дворца, но и входы в оба парка, Александровский и Екатерининский, и сами по себе служат площадками для обзора диковинного ансамбля сооружений в китайском вкусе: Скрипучей Китайской беседки, Китайской деревни. Из парков с двух сторон наверх Капризов ведут насыпные валы-пандусы, поднявшись по которым, можно было перейти из одного в другой. Г. В. Семенова Персоны Герард Иван (Иоганн Конрад) Кондратьевич Екатерина II, императрица Кваренги (Гваренги) Джакомо Неелов Василий Иванович Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази. Регулярный Старый сад (1717-20-е гг., садовые мастера Я. Роозен, И. Фохт) устроен на насыпных террасах к С. от пруда. На верхней террасе у Екатерининского дворца партерные газоны и цветники, на следующей - два малых пруда, на нижней - боскеты между расходящимися тремя лучами аллеями, ведущими к поперечному Рыбному кан., за к-рым в т. н. Дикой роще - павильон Эрмитаж (1744-54, арх. М. Г. Земцов, Ф. Растрелли). На берегу пруда павильон Грот (Утренний зал) (1749-61, арх. Растрелли). На дорожках сада мраморные скульптуры и бюсты нач. 18 в. (мастера А. Тарсиа, П. Баратта и др.). В кон. 1770-х гг. на террасах сада по проектам арх. И. В. Неелова (см. Нееловы) сооружены в классич. стиле павильоны Верх. и Ниж. ванны, при входе со стороны Дикой рощи - Эрмитажная кухня в стиле ложной готики. При имп. Екатерине II прекращена фигурная стрижка деревьев, сад утратил черты регулярности. Пейзажная часть Е. п. (1762-96, садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, арх. В. И. Неелов) расположена вокруг Большого пруда, геометрич. очертания к-рого были изменены в стиле ландшафтной планировки, устроены искусств. островки: Большой (с "залом на острову", 1794, арх. Дж. Кваренги), Дикий, Каменный, Кроличий. С Большим прудом соединены искусств. Нижние (Каскадные) пруды. На вост. берегу Большого пруда - комплекс Адмиралтейства (1773-77, арх. В. И. Неелов). В память побед в рус.-тур. войнах 2-й пол. 18 в. в пейзажной части парка по проектам арх. А. Ринальди сооружены Морейская колонна (1771), Кагульский обелиск (1771-72), Чесменская колонна (1774-76). В юж. части Е. п. - Башня-руина с насыпным пандусом (1771-73); Готич. ворота (1777-80, арх. Ю. М. Фельтен), Гатчинские (Орловские) ворота (1777-78, арх. Ринальди), близ к-рых - за границей парка - Крымская колонна (1777-85, скульп. Г. И. Козлов). К Ю.-З. от Большого пруда, за Сибирским (Палладьевым) мостом (1772-74, арх. В. И. Неелов), - Лебяжьи пруды с плотинами и каскадами. В этой же части парка - Пирамида с кладбищем для дворцовых собачек, рядом - Водный лабиринт. В зап. части Е. п. - Рамповая аллея и гранитная терраса (1809, арх. Л. Руска), на к-рой в 1850-х гг. установлены копии античных скульптур (мастер И. А. Гамбургер). От террасы - спуск к фонтану "Молочница" (1816, инж. А. А. Бетанкур; изваяние девушки - скульп. П. П. Соколов). К З. от Рамповой аллеи - Верхние пруды, в р-не к-рых находятся Концертный зал на островке с Кухней-руиной (1782-88, арх. Кваренги) и павильон Вечерний зал (1796, арх. И. В. Неелов, 1810-11, арх. Руска). Е. п. отделен от Китайской деревни Подкапризной дорогой. В 19 в. в Е. п. сооружены: ворота "Любезным моим сослуживцам" (1817, арх. В. П. Стасов), Турецкая баня (1850-е гг., арх. И. А. Монигетти), разбит Собственный сад с мраморной перголой и фонтаном (1865, арх. А. Ф. Видов). В 1960-70-х гг. восстановлена регулярная планировка "Старого сада" (арх. Н. Е. Туманова). Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Баратта Пьетро Бетанкур Августин Августинович Буш Джозеф (Джон) Видов Александр Фомич Гамбургер И.А. Екатерина II, императрица Земцов Михаил Григорьевич Ильин Т. Кваренги (Гваренги) Джакомо Козлов Гавриил Игнатьевич Монигетти Ипполит Антонович Неелов Василий Иванович Неелов Илья Васильевич Растрелли Франческо де Ринальди Антонио Роозен Ян Руска Луиджи (Алоизий Иванович) Соколов Павел Петрович Стасов Василий Петрович Тарсиа Антонио Туманова Наталья Евгеньевна Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Фохт И.
| | | hidden Казармы лейб–гвардии 4-го Стрелкового Императорской фамилии полка | Территория казарм занимает целый квартал, выходящий на Парковую улицу против Екатерининского парка и Адмиралтейства, и ограниченный Кадетским бульваром, улицами Красной Звезды и Огородной. Находящиеся здесь здания в период 1864–1917 гг ... | | Территория казарм занимает целый квартал, выходящий на Парковую улицу против Екатерининского парка и Адмиралтейства, и ограниченный Кадетским бульваром, улицами Красной Звезды и Огородной. Находящиеся здесь здания в период 1864–1917 гг. занимал лейб-гвардии 4-й Стрелковый Императорской фамилии полк (до 1910 г. – батальон). Солдатские казармы этого полка находились в двух крупных корпусах, построенных как жилые дома в 1783–1785 гг. по «образцовой модели большого дома» арх. Ч. Камерона для г. Софии, облик которых узнаваем в доныне сохранившихся фасадах. Один из них предназначался для генерала А. Д. Ланского и был построен Д. Кваренги по переработанному образцовому проекту Ч. Камерона. После смерти Ланского в 1784 г. его домовладение было выкуплено у наследников Екатериной II и получило известность как «Софийский дом» цесаревича или Константиновский дворец, поскольку в 1794 – 1817 гг. владельцем части дома (вначале в 6, затем в 9 окон со стороны парка ) был великий князь Константин Павлович. Флигель семейных нижних чинов 4-го Стрелкового полка был построен в 1790-е гг. как службы Константиновского дворца. Остальную часть здания занимали Царскосельское правление, Лесной институт и Инженерный департамент военного ведомства. Среди хозяев второго дома на рубеже XVIII и XIX вв. были шотландский каменотес Лаврентий Ститман, софийский купец Кирила Ломакин, коллежский асессор и кавалер Платон Соколов, затем – гжатский купец Емельян Чеблоков, софийский купец Афанасий Евсевьев, английский купец Егор Ено. В 1813–1819 гг. оба здания приспособили по проекту архитектора В. П. Стасова для Благородного Лицейского пансиона. В 1824–1829 гг. отдельно стоящие дома пансиона, которые разделяла Адмиралтейская улица, еще раз перестроили по проекту В. П. Стасова и соединили при помощи одноэтажной галереи. В 1831 г. здесь разместили Александровский кадетский корпус для малолетних. В облике здания впоследствии изменился лишь соединительный корпус, который по проекту архитектора В. В. Кокорева был надстроен в 1838–1841 гг. вторым этажом. В 1859–1863 гг. здесь временно размещалась Офицерская Стрелковая школа, а после нее – солдатские казармы лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской фамилии батальона. В 1910-е гг. к казармам императорских стрелков, развернутых в полк и увеличивших численность до четырехбатальонного состава, присоединили соседний участок со зданиями 5-го и 6-го эскадронов лейб-гвардии Гусарского Е. И. В. полка (1850–1857, 1880-е, перестроены для солдат-стрелков в 1910-е гг.) и возвели новые. Манежный переулок, разделявший казарменные комплексы, был при этом уничтожен. Под казармы стрелков приспособили служебные эскадронные флигели Гусарского полка, также в большей части возведенные в 1850–1857 гг.: казармы запасного 7-го эскадрона, казармы и кухни команды трубачей, школа солдатских детей, флигель семейных чинов, кладовые. Уличные фасады конюшни и конского лазарета Гусарского полка, в 1910-е гг. перестроенные арх. В. И. Яковлевым для нужд 4-го Стрелкового полка, были оформлены многоколонными портиками в духе архитектуры неоклассицизма. Формами неоклассицизма и крупными габаритами выделяются фасады Офицерского собрания с квартирами для офицеров 4-го Стрелкового полка (1913–1914 гг., арх. В. И. Яковлев). Также были построены Батальонный корпус (1912–1914 гг.) по Кадетскому бульвару и Солдатская школа (1911–1915 гг.) в глубине казарменного комплекса В. И. Яковлевым совместно с арх. Е. О. Константиновичем. После 1917 г. здесь размещались формирования Красной армии, с 1948 г. – Высшее военно-морское инженерное училище им. В. И. Ленина Ленинградской Военно-Морской базы, в 1999 г. реорганизованное в Военно-морской инженерный институт. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Камерон Чарлз Кваренги (Гваренги) Джакомо Кокорев Василий Васильевич Константин Павлович, вел. кн. Константинович Евстафий Иосифович Ланской Александр Дмитриевич Стасов Василий Петрович Яковлев Всеволод Иванович Адреса Кадетский бульв./Пушкин г. Красной Звезды ул./Пушкин г. Огородная ул./Пушкин г. Парковая ул./Пушкин г.
| | | hidden Кваренги Д. (1744-1817), арх. | КВАРЕНГИ (Гваренги, Quarenghi) Джакомо (1744-1817), архитектор, представитель классицизма. Выходец из Италии. С 1761 (по др. данным с 1763) учился в Риме живописи и архитектуре. В кон. 1779 прибыл в СПб. и стал придворным архитектором ... | | КВАРЕНГИ (Гваренги, Quarenghi) Джакомо (1744-1817), архитектор, представитель классицизма. Выходец из Италии. С 1761 (по др. данным с 1763) учился в Риме живописи и архитектуре. В кон. 1779 прибыл в СПб. и стал придворным архитектором. В 1814 получил рос. дворянство. Первая крупная работа К. - Английский дворец в Петергофе (1781-87, 1791-96, разрушен в 1942), монумент. здание с коринфским портиком. В Царском Селе К. выстроил мавзолей А. Д. Ланского (Казанская ц., 1785-90), Кухню-руину, Концертный зал (1784-86) и Александровский дворец (1792-96) со сквозной колоннадой, связывающей его с парком. Разнообразны постройки К., возведенные в СПб. - обществ. здания: Академии наук Российской, Коллегии иностр. дел, Биржи (перестроена Ж. Ф. Тома де Томоном), Ассигнационного банка, Эрмитажного театра; здания благотворит. и уч. заведений: Смольного института и Екатерининского института, Мариинской больницы; церкви: Английская церковь, Мальтийская капелла; гор. особняки: графа А. А. Безбородко, Ф. И. Гротена, И. Ф. Фитингофа. Победе над французами посвящены дерев. Нарвские триумфальные ворота. Стиль К. отличался подчеркнутым, порой однообразным, лаконизмом и простотой объемно-планировочных решений, виртуозным использованием ордерной системы, антикизирующих приемов в украшении интерьера (лоджии Рафаэля, см. Эрмитаж, залы Зимнего дворца). Был отличным рисовальщиком и оставил много изображений пам. рус. архитектуры. В 1780-83 К. жил на Невском просп., 15, в 1809-17 - на Дворцовой наб., 32 (мем. доска). Похоронен на Волковском лютеранском кладб., в 1967 прах перенесен в Некрополь 18 в. Имя К. с 1923 носит переулок близ Смольного. Бюст К. установлен перед зданием Ассигнац. банка (1967, скульп. Л. К. Лазарев, арх. М. Н. Мейсель). Лит.: Пилявский В. И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник. Л., 1981; Коршунова М. Ф. Джакомо Кваренги // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997. С. 719-769; G. Quarenghi: аrchitetto a Pietroburgo: Lettere e altri scritti. Venezia, 1988; Fabbriche e disegni di Giacomo Quarenghi. Bergamo, 1994; Giacomo Quarenghi: Architetture e vedute. Milano, 1994. В. В. Антонов.
| | | hidden Концертный зал «на острову» Большого пруда | Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда ... | | Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда. На месте Люстгауза в 1746–1748 гг. арх. С.И. Чевакинский построил новый павильон «Зал на острову», прямоугольный в плане, с богатой барочной отделкой внутри и снаружи, которая впоследствии неоднократно изменялась. Здесь работали Ф.-Б. Растрелли с лепными мастерами Д.–Б. Джани и Г.–Ф. Партир. Затем Д. Кваренги привнес в облик павильона классицистические черты совместно с живописцами-декораторами Ф. Даниловым и А. делла Джакома. «Зал на острову» предназначался для концертов и приемов. Иногда здесь со времен Екатерины II играл духовой оркестр, который императрица любила слушать, находясь в Гроте. На остров переправлялись или с помощью парома, для чего служили две паромные пристани, или на лодках. И в настоящее время летом в этом павильоне проводятся концерты, на которые публику переправляют на пароме. Г. В. Семенова Персоны Джакома А. делла Екатерина II, императрица Кваренги (Гваренги) Джакомо Партир Г.-Ф. Растрелли Франческо де Ферстер И. К. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden | Название кладбища происходит от деревни Кузминой (название исторически писалось без мягкого знака). Основанная в 1714 г. крестьянами-переведенцами из дворцовых сел Московской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний ... | | Название кладбища происходит от деревни Кузминой (название исторически писалось без мягкого знака). Основанная в 1714 г. крестьянами-переведенцами из дворцовых сел Московской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, деревня впоследствии разрослась в богатое многонаселенное село Большое Кузьмино. Трудами его жителей в Царском Селе создавалась императорская резиденция. Надо полагать, что на этом погосте упокоились кузьминский крестьянин Лукоянов, изготавливавший изразцы для царскосельского дворца Екатерины I, дворцовые подрядчики-домовладельцы Царского Села, кузьминские крестьяне Беломоины и Малышевы, наперстница императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II кузьминская крестьянка Татьяна Иванова, а также безвестная кузьминская крестьянка, портреты которой по императорскому повелению писали придворные живописцы. На кладбище слободы Кузминой в 1747 г. перенесли деревянную Успенскую церковь с закрытого кладбища в самой дворцовой слободе Села Царского, освященную здесь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Более ранних сведений о кладбище и церкви не имеется, однако наименование деревни слободой уже в конце 1710-х гг. может свидетельствовать об их наличии. В 1783–1785 гг. по проекту Д. Кваренги взамен деревянной кладбищенской церкви был построен каменный Благовещенский храм с итальянским обликом дивной красоты, где долгое время хранилась Казанская икона Божией Матери, явленная на источнике под горой кузьминской крестьянке Марфе Екимовой. Кузьминское кладбище наравне с аристократическим Казанским служило местом упокоения многих известных царскоселов. Здесь в 1782(9?) похоронили основателя династии Царскосельских архитекторов В. И. Неелова (надгробие восстановлено в 1957 г.), места же захоронения его семьи и сыновей И. В. Неелова и П. В. Неелова утрачены, как и семейное захоронение архитекторов Кокоревых, могила известного издателя П. П. Сойкина и многих других. В 1941–1944 гг. село Большое Кузьмино и Благовещенская церковь, оказавшиеся на переднем крае обороны Ленинграда, были уничтожены. Под кладбищенскими деревьями и стенами храма укрывались и умирали солдаты – защитники блокадного города. В настоящее время об их подвиге напоминает памятник «Зеленого пояса славы», «Ополченцы», два мемориальных орудия которого находятся перед входом на кладбище. Г. В. Семенова Персоны Беломоины Иванова Татьяна Кваренги (Гваренги) Джакомо Кокоревы Лукоянов Малышевы Неелов Василий Иванович Неелов Илья Васильевич Сойкин Петр Петрович
| | | hidden | Самый совершенный павильон Екатерининского парка построен в 1782–1788 гг. Д. Кваренги как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным Церере» ... | | Самый совершенный павильон Екатерининского парка построен в 1782–1788 гг. Д. Кваренги как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным Церере». В процессе строительства павильон пытались назвать «Храмом Дружбы», однако попытка была пресечена самой императрицей, написавшей по этому поводу: «Слово храм в огороде терпеть не могу». Назначение павильона для концертов в кругу избранных, среди пасторальных ландшафтов пейзажного английского парка, символизируют сюжеты барельефов на фасадах: лира в тимпане фронтона, миф об Орфее, богиня Церера с музицирующим перед ней Аполлоном, а также нимфы с атрибутами искусств. Строгие фасады с портиками тосканского ордера, ротонда, фриз с букраниями отличают совершенство античных форм. В создании павильона принимали участие скульпторы М. И. Козловский и К. Альбани, художники-декораторы Д. Валесини, Ф. Д. Данилов и Дж. Скотти, «фальшивого мрамора мастер» Л. Шефлер, резного и золотарного дела мастер Ф. Брюлло. Изысканная многоцветная отделка интерьеров сохранила свой подлинный исторический облик. Увлеченностью античностью отмечены искусственный мрамор стен, фресковые плафоны и панно, применение в росписях античной техники энкаустики, скульптурные барельефы и медальоны, орнаментальные композиции и мифологические сюжеты (Юнона на колеснице, Кронос, знаки зодиака). Подлинная античная мраморная облицовка пола с черно-белой мозаикой «Похищение Европы» в центральном Музыкальном зале относится к I–III вв. н.э. и привезена в 1784 г. из Рима. Два миниатюрных помещения по бокам ротонды украшены с одной стороны четырьмя скульптурными барельефами-аллегориями живописи, скульптуры, архитектуры и науки (Скульптурный кабинет), с другой стороны были написаны панно в технике энкаустики со сценами жертвоприношения (Живописный кабинет). Интерьеры павильона реставрировали к 300-летнему юбилею Царского Села, он открыт для посещения в летнее время. Г. В. Семенова Персоны Брюлло Федор Павлович Валесини Д. Кваренги (Гваренги) Джакомо Козловский Михаил Иванович Шефлер Л.
| | | hidden Усадьба М. В. Кочубей (Запасной дворец, Владимирский дворец) | Автором исходной архитектурной идеи и заказчиком проекта дачи Кочубей был Александр I. Работа над проектом началась в 1816 г. с эскиза, разработанного самим императором с помощью арх. П. В. Неелова, В. П. Стасову принадлежало окончательное решение ... | | Автором исходной архитектурной идеи и заказчиком проекта дачи Кочубей был Александр I. Работа над проектом началась в 1816 г. с эскиза, разработанного самим императором с помощью арх. П. В. Неелова, В. П. Стасову принадлежало окончательное решение. Особенно удачна была задумана монархом-архитектором полукруглая терраса с колоннами и сферическим куполом, ориентированная в сторону ворот Екатерининского парка «Любезным моим сослуживцам», развивавшая мотивы архитектуры Александровского дворца и павильона Концертный зал Д. Кваренги. Данная на владение была оформлена в апреле 1817 г. на имя княгини М. В. Кочубей. В 1817–1818 гг. произведено строительство, планировка сада и строительные работы в целом были закончены к 1824 г. В 1835–1857 гг. это была Царскосельская дача великого князя Николая Николаевича, родившегося в Царском Селе. К его совершеннолетию по проекту архитектора И. И. Шарлеманя в 1856–1857 гг. была осуществлена перестройка, но по окончании работ великий князь от дачи отказался. Проект же Шарлеманя получил высокую оценку и принес ему звание академика архитектуры, но его архитектурная карьера была прервана ввиду придирчивости владельца. О работе Шарлеманя напоминает эффектная терраса с двумя лестницами со скульптурами львов из итальянского мрамора на восточном фасаде здания. В 1859 г. Александр II повелел называть дачу Царскосельским Запасным дворцом. В 1875 г. Запасный дворец был предоставлен великому князю Владимиру Александровичу. Архитектор А. Ф. Видов возвел здесь в 1876–1878 гг. три кавалерских дома для великокняжеской свиты, флигели для служащих, впоследствии ряд служебных построек дополнили гараж и ледник. В 1882 г. Александр III счел необходимым документально оформить передачу Запасного дворца Владимиру Александровичу в собственность на праве майората с особенными условиями. Дальнейшие попытки великого князя и его наследников получить неограниченные права собственности на дворец остались безуспешными. После смерти великого князя последовало Высочайшее соизволение переименовать дворец, поступивший во владение вдовы великой княгини Марии Павловны (Старшей), во Владимирский (1910). В смутном 1917 г. Владимирский дворец кратковременно использовался советом солдатских депутатов и органами советской власти, школой-колонией для малолетних преступников, затем здесь была школа ВКП(б) для партийного актива сельскохозяйственных учреждений. В период оккупации Пушкина в 1941–1943 гг. дворец горел и был сильно поврежден, поэтому вопрос о его восстановлении под общежитие школы партийного просвещения долго не решался. В 1948 г. доктор архитектуры профессор В. И. Яковлев и архитектор Госинспекции по охране памятников Б. Л. Васильев выступили против этого использования, рекомендовав культурно-просветительное назначение (театр, клуб). Реставрационно-восстановительные работы провели по проекту архитектора-реставратора М. И. Толстова в 1955–1958 гг. для использования под Дворец пионеров. В настоящее время здесь находится самый роскошный в Санкт-Петербурге Дворец бракосочетания. Кавалерские дома и флигели занимает Кадетский корпус Федеральной пограничной службы. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Александр II, император Александр III, император Видов Александр Фомич Владимир Александрович, вел. кн. Владимир Александрович, вел. кн. Кваренги (Гваренги) Джакомо Кочубей Виктор Павлович, князь Николай Николаевич (Старший), вел. кн. Стасов Василий Петрович Толстов М.И. Яковлев В. И. Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 22
| | | hidden | 25 июня. Смерть А.Д.Ланского, фаворита Екатерины II в Царском Селе. Над его могилой в 1785 г. архитектор Д.Кваренги сооружает мавзолей, впоследствии освященный как храм в честь иконы Казанской божьей матери ... | | 25 июня. Смерть А.Д.Ланского, фаворита Екатерины II в Царском Селе. Над его могилой в 1785 г. архитектор Д.Кваренги сооружает мавзолей, впоследствии освященный как храм в честь иконы Казанской божьей матери. Похороны Ланского на новом месте на окраине Софии послужили основанием Казанского кладбища. Основано четырёхклассное городское училище. С 1911 г. расположилось в собственном здании на Нижнем бульваре, построенном по проекту гражданского инженера Л.П.Шишко (совр. адрес – ул. Оранжерейная, 40.) Основание Софийского почтового двора у Орловских ворот. Строительство Баболовского дворца и разбивка парка по проекту В.И.Неелова. Персоны Кваренги (Гваренги) Джакомо Ланской Александр Дмитриевич Неелов Василий Иванович Шишко Лев Петрович Адреса Оранжерейная ул./Пушкин г., д. 40
| | | hidden | Строительство Джакомо Кваренги Александровского дворца для любимого внука императрицы Екатерины II – великого князя Александра (будущего императора). ... | | | | | | |