Искусство // Музыка, театр //Эстрада, кабаре, варьете //
Топография города // Зеленые пространства //Сады //

"АКВАРИУМ", увеселит. театр-сад, создан предпринимателем Г. А. Александровым (ум. 1914), к-рый в 1886 арендовал участок на Каменностровском просп. (на месте совр. домов 10-12), разбил на нем сад и построил большой аквариум (отсюда назв.), намереваясь первоначально проводить лекции о жизни рыб и водных растений. На открытой эстраде в "А." играл симф. оркестр под упр. Э. Энгеля и выступал хор А. А. Архангельского.
Население // Городской быт //

БЛАГОРОДНОЕ СОБРАНИЕ, обществ. клубное учреждение, ведет историю от Купеч. собрания, созданного в 1782 группой лиц (в осн. нем. купцов), вышедших из состава Бюргер-клуба (Мещанского собрания, или Шустер-клуба). Образование собрания совпало с днем независимости Сев.-Амер. Соединенных Штатов (отсюда его др. назв. - Американский клуб). В дальнейшем название много раз менялось. Членом собрания мог быть любой представитель об-ва, кроме воен. чинов выше полковника.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

"БУФФ", назв. неск. петерб. муз. театров (от итал. opera buffa - комич. опера). 1-й "Театр-Буфф" открыт в 1872 в саду возле Аничкова дворца, на Невском просп. (ныне терр. "Сада отдыха"). Первонач. в нем гастролировали артисты одноим. парижского театра. В репертуаре - одноактные оперетки, опереточно-эстрадные дивертисменты с участием А. Жюдик, Г. Шнейдер, Ж. Гранье, Б. Гандон и др. В концертных номерах преобладали шансонетты и канкан.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ВЯЛЬЦЕВА (по мужу Бискупская) Анастасия Дмитриевна (1871-1913, СПб.), певица, артистка оперетты, оперы (меццо-сопрано), эстрады. Пению обучалась в СПб. у С. М. Сонки. Сценич. деятельность начала в Киеве, в качестве статистки в балетной труппе С. С. Ленчевского (1887). В 1893 выступала в опереточной труппе моск. театра "Аквариум", затем в труппе С. М. Пальма (вначале в Москве, потом в СПб.). С 1897 получила известность как исполнительница цыганских романсов.
Население // Городской быт //

ГРАМЗАПИСЬ (до 1920-х гг. - граммзапись). Первые фонографы появились в СПб. в нач. 1880-х гг., вскоре после изобретения их Т. Эдисоном. С нач. 1890-х гг. на смену им пришли граммофонные пластинки и граммофоны. Свою продукцию в СПб. поставляли брит. акц. об-во "Граммофон" (М. Морская ул., 49) и нем. фирма "Интернациональ Зонофон", нек-рое время занимавшие монопольное положение на рынке.
Топография города // Водоемы и водотоки //Реки //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

МОЙКА (старое назв. Мья; до нач. 18 в. Муя, ижорское - грязная), река в дельте р. Невы. Дл. 4,67 км, шир. до 40 м. Берет начало из р. Фонтанки у Летнего сада. В нач. 18 в. вытекала из болота, находившегося близ Марсова поля. Впадает в Б. Неву. От М. отходят Зимняя канавка и Лебяжий кан., соединяющие ее с Б. Невой.
Архитектура // Кладбища //
Архитектура // Скульптура, монументы //

НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ. В музейном Некрополе 18 века сохраняются литые чугунные надгробные плиты Т. А. Литвиновой, С. А. Апраксина, П. Ф. Балк-Полева, П. Н. Мельгунова и др. (1730-50-е гг.) с характерными текстами эпитафий в орнаментир. рамах с воинской арматурой и геральдич. знаками. В 1760-х гг. появились архит. надгробия (одно из первых изготовлено в Карраре: мраморная стела М. В. Ломоносова с рельефами, символизирующими науки и иск-ва).
Архитектура // Кладбища //
Городское хозяйство // Кладбища //

НИКОЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ, один из некрополей Александро-Невской лавры, создан в 1863 (третий по времени основания). Расположен между просп. Обуховской обороны и вост. двором лавры. Назв. - от церкви Св. Николая (1868-71, арх. Г. И. Карпов). Пл. 8 га. В 1928 захоронения на Н. к. запрещены, проводился снос памятников с целью их "утилизации", прах ряда писателей, музыкантов, артистов перенесен в музейные некрополи. В 1960-х гг. за счет части терр. Н. к. расширен проезд по наб. р. Нева.