Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //

БОЛЬШОЙ КАСКАД, осн. сооружение в системе фонтанов и каскадов Петергофа, расположен на сев. склоне берегового уступа (глинта) перед Большим дворцом, обращен в сторону Нижнего парка. Сооружен в 1715-24 (арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов), первонач. скульпт. убранство (позолоч. свинец) выполнили скульп. М. К. Растрелли, Ф. П. Вассу, Г. К. Оснер. Фонтан "Самсон", как пам. победе при Полтаве (в день св. Сампсония), открыт в 1735 (скульп.
Наука. Образование // Музеи //

ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ МУЗЕЙ Государственный (ГМГС) (Невский просп., 179/2), организован в 1939 с целью музейного учета, охраны и реставрации выдающихся памятников, монументально-декорат. сооружений и худож. надгробий. В ведении ГМГС - св. 400 гор. памятников, 1500 мемориальных досок (2002).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович (1779, СПб. - 1846, там же), скульптор. Учился в АХ (1785-1800) у М. И. Козловского, пенсионер в Риме (1803-06). С 1808 преподавал в АХ (проф. с 1813), ректор скульпт. отделения (с 1836).
Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ С.-Петерб. гос. академич. им. И. Е. Репина (Университетская наб., 17), старейшее худож. высшее уч. заведение России.
Архитектура // Архитектурные стили //

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в иск-ве и архитектуре, в основе к-рого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры К. характерны строго геометрич. форма объемов, симметрия, архит. ордер как осн. мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархич. соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1753, СПб. - 1802, там же), скульптор, представитель классицизма. Учился в АХ (1764-73) у Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко, акад. (1794). Пенсионер АХ в Риме (1774-79) и Париже (1779-80). Автор пам. А. В. Суворову (бронза, 1801) на Суворовской пл. и группы "Самсон, разрывающий пасть льва" (бронза, 1802; воссоздана в 1947, скульп. В. Л. Симонов) для Большого каскада в Петродворце.
Архитектура // Архитектурные памятники //Культовая архитектура //
Архитектура // Кладбища //

ЛАЗАРЕВСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА, церковь Праведного Лазаря в составе ансамбля Александро-Невской лавры. Небольшая кам. церковь ("палатка") была построена в 1717 за алтарем дерев. ц. Благовещения для погребения царевны Натальи Алексеевны (в 1723 ее прах перенесен в кам. Благовещенскую усыпальницу). В 1787-89 Л. у. расширена, в 1835-36 полностью перестроена (арх. Л. Я. Тиблен) на средства графа Д. Н. Шереметева (являлась семейной усыпальницей графов Шереметевых).
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА, ист. название ряда параллельных улиц, пересекающих Васильевский остров с Ю. на С.: 1-29-я, Биржевая, Кожевенная, Косая, Менделеевская, Съездовская. 1-3-я и Съездовская Л. - между Университетской наб. и наб. Макарова, 4-6-я Л. - между Университетской наб. и наб. р. Смоленки. 7-17-я Л. - между наб. Лейтенанта Шмидта и наб. р. Смоленки. 18-19-я Л. - между наб. Лейтенанта Шмидта и Малым просп. В. О. 20-23-я Л. - между наб. Лейтенанта Шмидта и Средним просп.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ (Миллионная ул., 5/1), пам. архитектуры раннего классицизма. Построен в 1768-85 (арх. А. Ринальди) для графа Г. Г. Орлова, фаворита имп. Екатерины II. Гл. фасад монументального здания выходит во двор, облицован, как и др. фасады, разными сортами мрамора (отсюда назв.) и имеет сложную декорат. обработку. Кованой решеткой М. д. соединен со Служебным корпусом (1780-88, арх. П. Е. Егоров). В оформлении интерьеров участвовали: лепщик А. Бернаскони, скульп.
Архитектура // Кладбища //
Архитектура // Скульптура, монументы //

НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ. В музейном Некрополе 18 века сохраняются литые чугунные надгробные плиты Т. А. Литвиновой, С. А. Апраксина, П. Ф. Балк-Полева, П. Н. Мельгунова и др. (1730-50-е гг.) с характерными текстами эпитафий в орнаментир. рамах с воинской арматурой и геральдич. знаками. В 1760-х гг. появились архит. надгробия (одно из первых изготовлено в Карраре: мраморная стела М. В. Ломоносова с рельефами, символизирующими науки и иск-ва).
Архитектура // Кладбища //
Наука. Образование // Музеи //

НЕКРОПОЛЬ 18 ВЕКА (до 1939 Лазаревское кладбище), музей-некрополь в составе Городской скульптуры музея (с 1932), на терр. Александро-Невской лавры. Пл. 0,7 га. В кон. 1710-х гг. здесь похоронены сподвижники Петра I: фельдмаршал Б. П. Шереметев, ген. А. Вейде, лейб-медик Р. Арескин. Первонач. захоронения производились у дерев. ц. Благовещения (1713, перестроена в 1750-х гг., разобрана в 1789) и Лазаревской усыпальницы (отсюда прежнее назв. кладбища).
Архитектура // Скульптура, монументы //

ПЕТРУ I ПАМЯТНИКИ. Первые проекты пам. П. I в основанной им столице появились еще при его жизни (Н. Пино, Б. Тарсия). В 1716-20 Б. Растрелли по распоряжению царя выполнил эскиз конного пам. Работа продолжалась до 1744, отливка в бронзе мастерами А. Мартелли и С. Копьевым осуществлена после смерти скульптора. Пам. установлен перед Михайловским (Инженерным) замком в 1800 (постамент - арх. Ф. И. Волков, А. А. Михайлов; барельефы "Полтавская баталия" и "Гангутское сражение" - скульп.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ПИМЕНОВ Степан Степанович (1784, СПб. - 1833, там же), скульптор. Отец Н. С. Пименова. Учился в АХ (1795-1803) у М. И. Козловского и И. П. Прокофьева. Акад. (1807); преподавал в АХ (1809-30, проф. с 1814). Зав. скульпт. частью Имп. фарфорового з-да (1809-30). Мастер монумент.-декорат. и мелкой фарфоровой пластики.
Архитектура // Скульптура, монументы //

СУВОРОВУ А. В. ПАМЯТНИК, сооружен по проекту скульп. М. И. Козловского, утвержденному имп. Павлом I в янв. 1800, еще при жизни полководца. Первонач. установлен в юж. части Марсова поля, на берегу р. Мойки, рядом с Михайловским замком, что имело символич. значение, как и детали скульптуры: жертвенник с рельефами Веры, Надежды и Любви, на к-ром помещены короны и папская тиара. Воин в кирасе и шлеме с перьями (парадная форма кавалергарда) - образ неколебимого защитника престола.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ТЕРЕБЕНЕВЫ, скульпторы, отец и сын. Иван Иванович Т. (1780, СПб. - 1815, там же). Учился в АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Автор произведений монументально-декорат. пластики, в к-рых в характерной для позднего рус. классицизма аллегорич. форме воплотил патриотич. идеи: барельефный фриз "Восстановление флота в России", рельефы "Летящие Славы" на центр. башне Гл. Адмиралтейства (1812-13).