Литература. Книжное дело // Салоны, кружки, творческие объединения // Салоны, кружки и собрания литературные (общая статья)


Салоны, кружки и собрания литературные (общая статья)

САЛОНЫ, КРУЖКИ, СОБРАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. Регулярные писательские объединения в СПб. 18 в. были немногочисленны, но типологически различными. В лит. кругу Феофана (Прокоповича) кон. 1720-х гг., куда входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, доминантой была полит. позиция участников, отстаивавших петровские принципы государственности. В сер. 18 в. начало формироваться явление лит. салона, где определяющей была фигура хозяина - в 18 в. это, как правило, меценатствующий вельможа (салон И. И. Шувалова с 1740-х гг.; салон И. Л. Голенищева-Кутузова с 1760-х гг. и др.). Зарождалась актуальная впоследствии связь лит. объединения с определенным периодич. изданием: в среде воспитанников Сухопутного шляхетного кадетского корпуса - одного из центров лит. жизни СПб. сер. 18 в. - возник журнал "Праздное время, в пользу употребленное"; лит. кругом М. М. Хераскова (куда входили Д. И. Фонвизин, И. Ф. Богданович, А. А. Ржевский, др.) издавался журнал "Вечера" (1772-73); органом "Об-ва друзей словесных наук" (осн. в 1784 М. И. Антоновским при Гл. нар. уч-ще) явился духовно-нравств. журнал "Беседующий гражданин" (1789).
В истории рус. лит-ры 18 в. наиб. значит. роль сыграли 2 петерб. лит. объединения - Львовско-Державинский кружок и Елагинский кружок (сер. 1760-х гг.; объединял близких И. П. Елагину Фонвизина, В. И. Лукина, Б. Е. Ельчанинова, др.), утверждавший необходимость русификации рус. театр. репертуара. Крупнейшим гос. учреждением, куда для решения филол. задач вошли лучшие рус. писатели 18 в., стала Российская академия (ей предшествовало Рос. собрание при Петерб. АН в 1735 - нач. 1740-х гг.; среди чл. - В. К. Тредиаковский, В. Е. Адодуров, М. В. Ломоносов).
С нач. 19 в. лит. объединения, выполняя функции, к-рые позже взяла на себя лит. журналистика и критика, стали важнейшим фактором лит. процесса; принадлежность к определ. лит. кругу рассматривалась как атрибут участия в лит. жизни. В острой лит. борьбе нач. 19 в. СПб. являлся средоточием лит. сил нац.-консервативной ("архаистич.") ориентации: еженед. лит. вечера у Г. Р. Державина, А. С. Шишкова, А. С. Хвостова, И. С. Захарова и др. вылились в создание "Беседы любителей русского слова".
Велико общекультурное значение противостоявшего ей "Арзамаса", воплотившего в сложной системе пародийных лит. форм и игровых ритуалов один из возможных типов лит. оппозиционности. Отголоски "арзамасского" лит.-бытового поведения позднее ощутимы в Пономаревой салоне и салоне А. О. Смирновой-Россет (см. Смирновой-Россет "среды"). В лит. полемике была в целом нейтральной позиция Вольного общества любителей словесности, наук и художеств; "архаистич." лит. направлению сочувствовали лит.-театр. кружки А. А. Шаховского и П. А. Катенина (1810-е гг.). Явную полит. окраску в связи с развивавшимся декабристским движением имели Вольное общество любителей русской словесности и "Зеленая лампа". 1810-30-е гг. - время расцвета петерб. салонов, где бывали все крупные писатели эпохи. Салоны различались численностью посетителей, степенью демократичности их состава, эмоц.-психологич. атмосферой; как правило, они не имели особой лит. программы, но лит-ра неизменно включалась в круг тем великосветского общения; здесь читались лучшие произв., культивировалась "салонная поэзия" и т. д.; в роли центр. фигуры салона в этот период часто выступала женщина аристократич. круга. Наиб. значение имели: салон А. Н. Оленина (с сер. 1800-х гг.), Одоевского салон, Карамзиной салон, салоны Е. М. Хитрово и ее дочери Д. Ф. Фикельмон (с кон. 1820-х гг.), салоны М. Ю. Виельгорского (см. Виельгорские) и его зятя В. А. Соллогуба (с сер. 1830-х гг.), салон Е. П. Ростопчиной (1836-45) и др. Близки салонам были еженед. "вечера" у писателей (собрания у В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. А. Плетнева и др.), но они носили более замкнутый и собственно лит. характер; лит. чтения у Н. В. Кукольника к кон. 1830-х гг. превратились в лит.-муз. встречи-пирушки, введя в лит. быт тему "цыганского" разгула и воли. Роль своеобразных лит. клубов в 1-й пол. 19 в. играли книжные лавки В. А. Плавильщикова, И. Т. Лисенкова, И. В. Сленина, Глазуновых, А. Ф. Смирдина и др. Собрания у Н. И. Греча (с сер. 1820-х гг.), А. Ф. Воейкова (1830-е гг.), А. А. Краевского (1840-е гг.), занимавшихся ред.-издат. деятельностью, были подчинены интересам соответствующего издания, отличались пестротой и подчеркнутой "неаристократичностью" состава, решали гл. обр. деловые задачи, подготавливая грядущие изменения принципов лит. объединений. Обществ. функция лит-ры была предметом обсуждения в кружке В. Г. Белинского, чьи идеи оказали значит. влияние на мн. крупных рус. писателей.
Ко 2-й пол. 19 в. профессионализация и коммерциализация писательского труда, возрастание значимости лит. журналов, значит. прогресс в области издат. дела существенно преобразовали картину лит. жизни. Подлинными лит. центрами постепенно становились редакции журналов ("Современник", "Отечественные записки", позднее "Вестник Европы", "Русское богатство" и мн. др.) и изд-ва (А. С. Суворина, А. Ф. Маркса, М. О. Вольфа, М. М. Стасюлевича и др.). После создания в 1859 первого проф. союза рус. литераторов - Литературного фонда - популярными стали (особенно в 1860-х гг.) публ. лит. чтения (часто с благотворит. целями). Потеряли былую значимость, хотя по-прежнему были распространены, "вечера" и журфиксы (в разное время собирались у В. М. Гаршина, П. П. Гнедича, В. И. Даля, А. В. Дружинина, Н. С. Лескова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева и мн. др.). Из салонов середины века выделялись Майковых салон, салон А. И. Штакеншнейдера (с 1850-х гг.), нек-рые др. Звеном между разными лит. эпохами в кон. 19 - нач. 20 в. стали встречи и сообщества, связанные с именами Я. П. Полонского и К. К. Случевского (см. "Пятницы"). Чрезвычайно разнообразная лит. жизнь СПб. эпохи "серебряного века" отмечена чертами обобщенной законченности и поразит. стройности. Обновление эстетич. парадигмы и становление модернизма вернуло лит. объединениям разных типов их прежнее значение. Важнейшее место в рус. интеллектуально-худож. пространстве занимали объединение "Мир искусства", собрания на "башне" В. И. Иванова ("Ивановские среды"). С лит. кругом символистов были также связаны Мережковских салон, Сологуба салон, "воскресенья" В. В. Розанова (1900-е гг.), Религиозно-философские собрания (1901-03; возобновлены в 1907 как Религ.-филос. об-во) и др. Акмеизм как порождение петерб. культуры нашел отражение в деятельности "Цеха поэтов". В разл. артистич., уч. и прочих заведениях СПб. (кабаре "Бродячая собака", "Привал комедиантов", Тенишевское училище и мн. др.) проходили многочисл. публ. чтения и диспуты, в частности, футуристические. С. А. Есенин и Н. А. Клюев стояли в центре группы "новокрест. поэтов" (лит. объединение "Краса", затем "Страда", сер. 1910-х гг.). Лит. (а иногда и обществ.-полит.) центрами являлись квартиры или дачи мн. писателей (К. И. Чуковского в Куоккале, М. Горького на Кронверкском просп. и др.), редакции мн. журналов разл. направлений ("Мир Божий", впоследствии "Совр. мир", "Жизнь", "Мир искусства", "Аполлон", с к-рым с кон. 1900-х гг. связана деятельность "Об-ва ревнителей худож. слова", "Сатирикон", "Заветы", "Летопись", "Старые годы", "Рус. библиофил", 1911-16, "Столица и усадьба" и мн. др.), изд-ва ("Знание", "Парус", 1915-18, др.). "Арзамасские" традиции своеобразно преломились в шуточном тайном лит. об-ве А. М. Ремизова "Обезвелволпал" (1900-10-е гг.).
Яркой страницей культурной истории П. в условиях лишений и соц. хаоса послерев. лет стала деятельность творч. объединений нового типа с чертами своеобразной "писательской коммуны" - Дома литераторов и особенно "Дома искусств", объединившего лучшие худож. силы города. С работой этих орг-ций связаны разл. лит. кружки нач. 1920-х гг.: "Серапионовы братья", "Звучащая раковина" (рук. Н. С. Гумилев, затем К. И. Чуковский; среди чл. - К. К. Вагинов, Н. Н. Берберова, Н. К. Чуковский и др.), 3-й "Цех поэтов" (Г. В. Адамович, Г. В. Иванов, И. В. Одоевцева и др.), "Островитяне" (Вагинов, С. А. Колбасьев, В. А. Рождественский и др.) и др. В "Доме иск-в" проходили также заседания ОПОЯЗа и Вольной филос. ассоциации (1919-24), вокруг к-рой группировались мн. писатели. Крупнейшим культурным центром П. стало изд-во "Всемирная литература", к-рому во многом наследовала "Academia". Обществ.-полит. ситуация 1920-х - нач. 1930-х гг. не препятствовала сосуществованию самых разнородных лит. групп. Рядом с многочисл. объединениями пролет. писателей (петрогр.-ленингр. отделения Пролеткульта, ВАПП, РАПП, ЛОКАФ; лит. группы "Дружба", "Смена" и др.) действовали петрогр.-ленингр. отделения Всерос. союза поэтов (пред.: в 1920-21 А. А. Блок, Гумилев, в 1924-29 И. И. Садофьев, Н. С. Тихонов) и Всерос. союза писателей, куда входили: т. н. писатели-попутчики - А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, О. Д. Форш, М. Л. Слонимский, Рождественский и др.; культивировавшее авангардистскую поэтику абсурда ОБЭРИУ; Об-во крест. писателей (среди чл. - А. П. Чапыгин, Клюев) с собств. печатным органом - журналом "Перелом" (1930-32) и мн. др. С сер. 1920-х гг. вокруг С. Я. Маршака складывался лит.-худож. круг (Е. Л. Шварц, Б. С. Житков, Л. Пантелеев Л., В. В. Лебедев, Е. И. Чарушин, В. М. Конашевич), заложивший блистат. традиции отеч. дет. лит-ры. Своеобразная писательская колония, объединенная регулярными встречами у Толстого и Шишкова, сформировалась в 1930-е гг. в Детском Селе (Пушкине). После создания в 1932-34 Союза писателей многообразие форм лит. жизни в Л. постепенно сменилось монополией Ленингр. писательской орг-ции на регламентацию лит. процесса; гл. лит. центром города на долгие годы стал Дом писателя им. В. В. Маяковского. Обескровленная репрессиями, войной, полит. кампанией 1946, оставившей в городе всего один лит. журнал, ленингр. лит-ра продолжала жить в условиях жесткого парт. контроля. С 1950-х гг. началась пора расцвета разнообразных "лит. объединений" (т. н. лито), существовавших при изд-вах, ред. журналов и газет, ДК, разл. уч. заведениях (в числе наиб. известных: лито при изд-ве "Советский писатель", журналах "Звезда" и "Нева", при Горном ин-те, лит. клуб "Дерзание" при Дворце пионеров, лит.-переводч. студия Е. Г. Эткинда при Доме писателя и др.). В них под руководством маститых авторов проходили творч. школу мн. будущие изв. ленингр. писатели - А. Г. Битов, В. В. Голявкин, Г. Я. Горбовский, Г. А. Горышин, В. В. Конецкий, В. Б. Кривулин, В. Г. Попов, мн. др. Многочисл. сообщества представляли ленингр. неподцензурную лит-ру 1950-80-х гг.: т. н. "ахматовские сироты" (лит. круг кон. 1950-х - нач. 1960-х гг., куда входили близкие А. А. Ахматовой И. А. Бродский, Е. Б. Рейн и др.), лит. круг "Малая Садовая" (1960-е гг., среди чл. - Л. Л. Аронзон; позднее мн. участники стали посетителями кафе "Сайгон"), группы "ВЕРПА" (сер. 1960-х - нач. 1970-х гг., среди чл. - А. Л. Хвостенко), "Горожане" и др. С лит. "андеграундом" был тесно связан официально зарегистрированный на излете эпохи "застоя" Клуб-81.
Нач. 1990-х гг. ознаменовано политически обусловленным распадом ленингр. отделения Союза писателей на 2 самостоят. орг-ции, а затем символически воспринятым пожаром в Доме писателя в 1993. Лишь к кон. 1990-х гг. петерб. лит. жизнь преодолела состояние оцепенения и растерянности. В 1997 возник Центр совр. лит-ры и книги, отчасти взявший на себя функции Дома писателей; в той или иной мере лит. центрами СПб. в 2002 являлись ред. журнала "Звезда", музеи Ахматовой, Блока, Ф. М. Достоевского, возрожденный "Подвал Бродячей Собаки", галерея "Борей-Арт", Дом журналиста, изд-во "Детгиз-Лицей" и др.
Лит.: Литературные салоны и кружки: Первая половина XIX в. / Ред. Н. Л. Бродский. Л., 1930; Русская литература конца XIX - начала XX в.: Девяностые годы. М., 1968; Русская литература конца XIX - начала XX в.: 1901-1907. М., 1971; Русская литература конца XIX - начала XX в.: 1908-1917. М., 1972; Литературные памятные места Ленинграда. 3-е изд., испр. и доп. Л., 1976; Шубин В. Ф. Поэты пушкинского Петербурга. Л., 1985; Жерихина Е. И. Зимний сезон в светских и литературных салонах Петербурга пушкинской поры // С.-Петерб. ун-т. 2000. № 7. С. 22-24; Аронсон М. И., Рейсер С. А. Литературные кружки и салоны. СПб., 2001; Бунатян Г. Г. Город муз: Лит. памят. места г. Пушкина. СПб., 2001; Бунатян Г. Г., Чарная М. Г. Петербург Серебряного века: Дома, события, люди. СПб., 2002; Савицкий С. А. Андеграунд: История и мифы ленингр. неофиц. лит. М., 2002; Самиздат Ленинграда, 1950-е - 1980-е: Лит. энцикл. М., 2003.
Д. Н. Чердаков.

ПЕРСОНЫ

Адамович Георгий Викторович
Адодуров Василий Евдокимович
Антоновский Михаил Иванович
Аронзон Леонид Львович
Ахматова Анна Андреевна
Белинский Виссарион Григорьевич
Берберова Нина Николаевна
Битов Андрей Георгиевич
Блок Александр Александрович
Богданович Ипполит Федорович
Бродский Иосиф Александрович
Вагинов (Вагенгейм) Константин Константинович
Виельгорский Михаил Юрьевич
Воейков Александр Федорович
Вольф Маврикий Осипович
Гаршин Всеволод Михайлович
Глазуновы
Гнедич Петр Петрович
Голенищев-Кутузов Иван Логинович
Голявкин Виктор Владимирович
Горбовский Глеб Яковлевич
Горышин Глеб Аленксандрович
Горький Максим (Алексей Максимович Пешков)
Греч Николай Иванович
Гумилев Николай Степанович
Даль Владимир Иванович
Дельвиг Антон Антонович
Державин Гаврила Романович
Достоевский Федор Михайлович
Дружинин Александр Васильевич
Елагин Иван Перфильевич
Ельчанинов Богдан Евгеньевич
Есенин Сергей Александрович
Житков Борис Степанович
Жуковская В.А.
Захаров И.С.
Иванов Вячеслав Иванович
Иванов Георгий Владимирович
Кантемир Антиох Дмитриевич
Карамзина Екатерина Андреевна
Катенин Павел Александрович
Клюев Николай Алексеевич
Конашевич Владимир Михайлович
Конецкий Виктор Викторович
Краевский Андрей Александрович
Кривулин Виктор Борисович
Кукольник Нестор Васильевич
Лебедев Владимир Васильевич
Лесков Николай Семенович
Лисенков Иван Тимофеевич
Ломоносов Михаил Васильевич
Лукин Владимир Игнатьевич
Львов Алексей Федорович
Майковы
Маркс Адольф Федорович
Маршак Самуил Яковлевич
Маяковский Владимир Владимирович
Некрасов Николай Алексеевич
Одоевский Владимир Федорович
Одоевцева Ирина Владимировна (наст. имя и фам. Ираида Густавовна Гейнике)
Оленин Алексей Николаевич
Панаев Иван Иванович
Пантелеев Л. (наст. имя и фам. Алексей Иванович Еремеев)
Плавильщиков Василий Алексеевич
Плетнев Петр Александрович
Полонский Яков Петрович
Попов Валерий Георгиевич
Рейн Евгений Борисович
Ремизов Алексей Михайлович
Ржевский Алексей Андреевич
Розанов Василий Васильевич
Ростопчина Евдокия Петровна, графиня
Садофьев Илья Иванович
Сленин Иван Васильевич
Слонимский Михаил Леонидович
Случевский Константин Константинович
Смирдин Александр Филиппович
Смирнова-Россет Александра Осиповна
Соллогуб Владимир Александрович
Стасюлевич Михаил Матвеевич
Суворин Алексей Сергеевич
Татищев Василий Никитич
Тихонов Николай Семенович
Толстой Алексей Николаевич
Тредиаковский Василий Кириллович
Феофан Прокопович (в миру Елеазар Прокопович)
Фикельмон Дарья Федоровна, графиня
Фонвизин Денис Иванович
Форш Ольга Дмитриевна
Хвостенко Алексей Львович
Хвостов Александр Семенович
Херасков Михаил Матвеевич
Хитрово Елизавета Михайловна
Чапыгин Алексей Павлович
Чарушин Евгений Иванович
Чуковский Корней Иванович
Чуковский Николай Корнеевич
Шаховской Александр Александрович
Шварц Евгений Львович
Шишков Вячеслав Яковлевич
Шишков Александр Семенович
Штакеншнейдер Андрей Иванович
Шувалов Иван Иванович, граф
Эткинд Ефим Григорьевич

БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА