Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В. (1788-1856), композитор (опера "Цыгане", 2 симф. и др.), пианист и органист, действит. статский советник (1827). Получил прекрасное муз. образование.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //
Религия. Церковь // Религиозные организации //

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА (церковная музыка), в 1-й пол. 18 в. развивалась в СПб. в тесной связи с моск. традициями. Из Москвы в 1703 переведен хор государевых певчих дьяков, положивший в 1763 начало Придворной певч. капелле (см. Капелла им. М. И. Глинки), в 1721 - быв. Патриарший (Синодальный) хор, к-рый с 1733 пел в Петропавловском соборе.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

КАПЕЛЛА им. М. И. Глинки (Ленингр. академич. капелла им. М. И. Глинки) (наб. р. Мойки, 20), старейший проф. хоровой певч. коллектив. Ведет историю от Хора государевых певчих дьяков, осн. в 1479 в Москве для церк. служб и придворных церемоний. При Петре I в 1701 реорганизован в придворный хор (назывался "певчие дому Его Величества", или "государевы певчие"), в 1703 переведен в СПб., сопровождал Петра в походах, являясь частью придворного церк. причта.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

КАРАВАННАЯ УЛИЦА (в 1919-91 ул. Толмачева), между пл. Белинского и Невским просп. Проложена во 2-й пол. 18 в. По одной из версий, здесь были поселены "караванщики" - погонщики слонов, подаренных имп. Елизавете Петровне перс. шахом, 2-е назв. - в память участника рев. движения Н. Г. Толмачева (1895-1919).
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ, появились в СПб. в кон. 18 в. Ранее музыканты устраивали платные концерты во дворцах вельмож, театрах, трактирах. 1-й документально зафиксированный цикл публ. концертов - концерты Дж. Пассерини (1748) в доме князя Гагарина на углу Б. Морской ул. и Ср. Перспективы (Гороховой ул.).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЛЬВОВ Алексей Федорович (1798-1870), воен. инженер, скрипач, композитор, дирижер, муз. деятель, ген.-майор (1843), тайный советник (1853), сенатор (1855). Сын Ф. П. Львова, дир. Придворной певческой Капеллы (1826-36), владельца огромной нотной б-ки и драгоценной коллекции муз. инструментов (включая скрипки Страдивари, Амати, Гварнери, Маджини). По окончании Ин-та корпуса инженеров путей сообщения (1818) служил по ведомству воен. поселений, с кон. 1825 адъютант А. Х. Бенкендорфа.
Общественная жизнь // Благотворительность //

МЕЦЕНАТСТВО, бескорыстное финанс. и др. участие в развитии культуры, науки, помощь ее деятелям и т. д. Начало М. в СПб. положено царем Петром I, к-рый собирал произведения иск-ва и разл. раритеты (на их основе в 1714 создан первый рос. публ. музей - Кунсткамера), содействовал обучению архитекторов, живописцев, мастеров и т. д. Худож. коллекции имели А. Д. Меншиков, Ф. М. Апраксин, Я. В. Брюс и др. Одним из первых петерб.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ, объединения любителей музыки, обладавшие офиц. статусом, утвержденным уставом и правом проводить публ. концерты и др. мероприятия. В посл. трети 18 в. возникли: Муз. клуб (1772-77) и Новое муз об-во (1778-1810, располагалось в доме князя Куракина у Полицейского моста; ныне Невский просп., 15, позже в доме Кусовникова на наб. р. Мойки у Красного моста).
Литература. Книжное дело // Салоны, кружки, творческие объединения //

САЛОНЫ, КРУЖКИ, СОБРАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. Регулярные писательские объединения в СПб. 18 в. были немногочисленны, но типологически различными. В лит. кругу Феофана (Прокоповича) кон. 1720-х гг., куда входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев, доминантой была полит. позиция участников, отстаивавших петровские принципы государственности.