ПЕТРОВ Осип Афанасьевич (1807-1878, СПб.), артист оперы (бас), оперетты и драмы, камерный певец и педагог. Муж А. Я. Петровой-Воробьевой. Муз. грамоте обучался у воен. капельмейстера Бехмана. С 1826 выступал в разл. провинц. труппах. В 1830 приглашен в труппу Петерб. оперы (Большой театр, с сер. 1850-х гг. - Театр-цирк, в 1860-78 - Мариинский театр). Выступал в осн. в басовых партиях рус. и заруб. репертуара. Совершенствовал иск-во пения у К. А. Кавоса, начиная с дебюта в партии Зарастро в "Волшебной флейте" В. А. Моцарта. Работал над техникой вокала, обработкой голоса, феноменального по силе и широте диапазона, над актерским мастерством (под рук. актера Я. Г. Брянского, консультируясь у В. В. Самойлова и И. М. Сосницкого). Переломный момент в карьере - знакомство в 1835 с М. И. Глинкой, к-рый писал свои произв. для театра в расчете на возможности П. (Иван Сусанин, Руслан, Фарлаф). Разнообразие партий героич., комич., буффонадного, лирич. характера (130 партий мирового репертуара) - свидетельство возможностей певца-актера. П. заложил основы рус. оперной сценич. школы. Первый исполнитель партий Мельника ("Русалка"), Лепорелло ("Каменный гость"; обе оперы - А. С. Даргомыжского), Ивана Грозного ("Псковитянка" Н. А. Римского-Корсакова), Варлаама ("Борис Годунов" М. П. Мусоргского). Тонкий интерпретатор романсов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского. Похоронен на Смоленском правосл. кладб., в 1936 прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в. Лит.: Ласточкина Е. П. Осип Петров. М.; Л., 1950; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России от истоков до Глинки: Очерк. Л., 1959; Его же. Русский оперный театр XIX века, 1836-1856. Л., 1969. Е. В. Третьякова.
|