ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА, существовала в СПб. в 1733-1914 (с перерывами) как итал. муз. театр на итал. яз. и как итал. оперы, исполняемые рус. труппами на рус. яз. (с 1781 до наших дней). В 1-й пол. 18 в. И. о. была частью светских форм культа монарха. Рос. двор следовал общему обычаю: в 1735 в столицу выписана итал. труппа, представлявшая торжеств. многочасовые оперы-сериа в дни тезоименитств и рождений имп. Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Спектакли посещали участники придворных церемоний - дипломаты, генералитет. Аллегорич. зрелище, непривычное уху пение на непонятном языке оказывали скорее магич., чем худож. воздействие. В ту же эпоху потребность в развлечениях обусловила приглашение ко двору итал. комедиантов, игравших комедии дель'арте, танцевавших балеты и певших комич. "интермеццо". Мало отличаясь от собств. комедий, "интермеццо" породили подражания во всех европ. странах. Благодаря им во 2-й пол. 18 в. формировались жанры нем., франц., англ., исп., и рус. комич. оперы, но итал. муз. комедия продолжала развиваться и оставалась популярной в нек-рых слоях горожан, привыкших к итал. яз. и стилю. В СПб., как и в др. столицах, появились частные итал. антрепризы с репертуаром, состоявшим из комич. шлягеров, имевших коммерч. успех. В кон. 1790-х гг. они постепенно вытеснили придворную И. о. Оперы-сериа сочинялись в виде исключения, комич. жанр господствовал в рус. и итал. муз. театре, причем значит. часть репертуара дублировалась. В 18 в. в придворной И. о. служили выдающиеся композиторы и поэты: Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, М. Кольтеллини, Дж. Б. Касти. В труппе было несколько высокооплачиваемых звезд: кастраты Дж. Карестини, Комаскино и Л. Маркези, примадонны К. Габриелли, Р. Л. Тоди. Упразднение придворной труппы и переход И. о. на комиссионно-договорную основу привел к росту ее популярности и стремлению привлечь публику лучшими певцами. В 1796-1806 в СПб. выступала труппа Ж. Астаритты - А. Казасси, в к-рой пели венские и парижские знаменитости. В 1826 успех гастролей труппы Гранари убедил в необходимости возрождения И. о. Матвей Ю. Виельгорский (см. Виельгорские) и Казасси набрали в Италии труппу, выступавшую в 1828-31, представляя петерб. публике новый репертуар: оперы Дж. Россини, Г. Спонтини, В. А. Моцарта, С. Меркаданте. Успех Дж. Б. Рубини заставил Дирекцию имп. театров вернуться к форме субсидируемого гос-вом постоянного театра. В 1843-85 в СПб. выступала Казенная И. о. (в помещении Большого театра, иногда - Мариинского театра), украшенная величайшими именами в истории бельканто: А. Бозио, П. Виардо, А. Каталани, А. Патти, А. Тамбурини и др. Ее репертуар не сходит со сцены и ныне. Спектакли были роскошно оформлены. В 1880-1910-х гг. господствовали частные антрепризы. Самой долговечной оказалась труппа И. о. под управлением князя А. А. Церетели (1905-14). В эту эпоху наблюдалась интенсивная диффузия рус. и итал. репертуара. Итальянцы ставили популярные в СПб. оперы рус. композиторов: "Демон" и "Нерон" А. Г. Рубинштейна, "Русалку" А. С. Даргомыжского, "Евгения Онегина", "Иоланту", "Пиковую даму" П. И. Чайковского и даже "Руслана" и "Жизнь за царя" М. И. Глинки (все - в пер. на итал. яз.). В 20 в. спектакли И. о. давались на сцене Большого зала Консерватории, в Мариинском театре, "Аквариуме", Александринском театре и Нар. доме. Топография свидетельствует о привлекательности И. о. для публики разных сословий. Лит.: Музыкальный Петербург: Энцикл. слов. Т. 1: XVIII в. СПб., 1996-2001. Кн. 1-4. Л. М. Золотницкая, А. Л. Порфирьева.
|