КАПЕЛЛА им. М. И. Глинки (Ленингр. академич. капелла им. М. И. Глинки) (наб. р. Мойки, 20), старейший проф. хоровой певч. коллектив. Ведет историю от Хора государевых певчих дьяков, осн. в 1479 в Москве для церк. служб и придворных церемоний. При Петре I в 1701 реорганизован в придворный хор (назывался "певчие дому Его Величества", или "государевы певчие"), в 1703 переведен в СПб., сопровождал Петра в походах, являясь частью придворного церк. причта. В елизаветинскую эпоху численность хора выросла (15 певчих в 1711, 72 - в 1764), назывался "придворная капелия", закрепилась новая структура: 4-голосный муж. хор (2 уставщика, тенора и басы - "большие", "дишканты" и альты - "малые" певчие). В этом виде с нек-рыми изменениями Придворная певч. капелла (назв. с 1763) существовала до 1920, когда хор был превращен в светский и смешанный. С 1918 Нар. хоровая академия, с 1922 Гос. академич. капелла (с 1954 им. М. И. Глинки). С 1730 до кон. 19 в. существовала система пополнения К. певчими и мальчиками из Малороссии. Дети жили и учились при К. православному и итал. пению, наукам и языкам.
Помимо участия в богослужении певчие выступали и в светских церемониях, музыку для к-рых сочиняли итал. придворные капельмейстеры, а также пели в итал. операх (хором и как солисты). С елизаветинской эпохи нач. обмирщение придворной церк. музыки. Стиль пения и создававшихся для К. композиций менялся под воздействием итал. полифонии, хор стал участвовать в гор. концертах, великопостных "ораториях" и т. п. Он стал универсальным исполнит. коллективом. Среди рук. К. - М. Ф. Полторацкий (1763-95), Д. С. Бортнянский (1796-1825), А. Ф. Львов (1837-61), М. А. Балакирев (1883-94), А. С. Аренский (1895-1901), С. В. Смоленский (1901-03). В 1837-39 капельмейстером К. был Глинка. Среди педагогов - П. И. Турчанинов, Г. Я. Ломакин, Н. А. Римский-Корсаков (в 1883-94 пом. управляющего), А. К. Лядов. После 1917 К. руководили М. Г. Климов (1917-35), А. В. Свешников (1937-41), А. И. Анисимов (1955-64), с 1974 - В. А. Чернушенко. В 19 в. при К. работали регентские и инструментальные классы (особенно эффективные при Римском-Корсакове, к-рый в 1885 организовал из уч-ся симф. оркестр); в 1922 образован Хоровой техникум, с 1955 ставший самостоят. уч. заведением (Хоровое уч-ще им. М. И. Глинки. Мастерская ул. 4). К. располагает уникальной нотной б-кой, формировавшейся с 18 в.
Со времени основания СПб. певчие селились на Посадской ул., с 1741 им отводились казенные квартиры в Старом Зимнем дворце, позже на Б. Морской ул., на наб. р. Мойки, близ Нового моста, в доме князя Ф. Барятинского. Здание К. построено в 1773-77 (арх. Ю. М. Фельтен), перестроено в 1810 (арх. Л. Руска). В 1830-31 пристроен концертный зал (арх. Л. И. Шарлемань). В 1886-89 здание полностью перестроено арх. Л. Н. Бенуа. Через Мойку к воротам К. ведет Певческий мост.
Лит.: Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957; Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-муз. культуры Петербурга. СПб., 1994.
А. Л. Порфирьева.