Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации // Капелла им. М.И.Глинки


Капелла им. М.И.Глинки

КАПЕЛЛА им. М. И. Глинки (Ленингр. академич. капелла им. М. И. Глинки) (наб. р. Мойки, 20), старейший проф. хоровой певч. коллектив. Ведет историю от Хора государевых певчих дьяков, осн. в 1479 в Москве для церк. служб и придворных церемоний. При Петре I в 1701 реорганизован в придворный хор (назывался "певчие дому Его Величества", или "государевы певчие"), в 1703 переведен в СПб., сопровождал Петра в походах, являясь частью придворного церк. причта. В елизаветинскую эпоху численность хора выросла (15 певчих в 1711, 72 - в 1764), назывался "придворная капелия", закрепилась новая структура: 4-голосный муж. хор (2 уставщика, тенора и басы - "большие", "дишканты" и альты - "малые" певчие). В этом виде с нек-рыми изменениями Придворная певч. капелла (назв. с 1763) существовала до 1920, когда хор был превращен в светский и смешанный. С 1918 Нар. хоровая академия, с 1922 Гос. академич. капелла (с 1954 им. М. И. Глинки). С 1730 до кон. 19 в. существовала система пополнения К. певчими и мальчиками из Малороссии. Дети жили и учились при К. православному и итал. пению, наукам и языкам.
Помимо участия в богослужении певчие выступали и в светских церемониях, музыку для к-рых сочиняли итал. придворные капельмейстеры, а также пели в итал. операх (хором и как солисты). С елизаветинской эпохи нач. обмирщение придворной церк. музыки. Стиль пения и создававшихся для К. композиций менялся под воздействием итал. полифонии, хор стал участвовать в гор. концертах, великопостных "ораториях" и т. п. Он стал универсальным исполнит. коллективом. Среди рук. К. - М. Ф. Полторацкий (1763-95), Д. С. Бортнянский (1796-1825), А. Ф. Львов (1837-61), М. А. Балакирев (1883-94), А. С. Аренский (1895-1901), С. В. Смоленский (1901-03). В 1837-39 капельмейстером К. был Глинка. Среди педагогов - П. И. Турчанинов, Г. Я. Ломакин, Н. А. Римский-Корсаков (в 1883-94 пом. управляющего), А. К. Лядов. После 1917 К. руководили М. Г. Климов (1917-35), А. В. Свешников (1937-41), А. И. Анисимов (1955-64), с 1974 - В. А. Чернушенко. В 19 в. при К. работали регентские и инструментальные классы (особенно эффективные при Римском-Корсакове, к-рый в 1885 организовал из уч-ся симф. оркестр); в 1922 образован Хоровой техникум, с 1955 ставший самостоят. уч. заведением (Хоровое уч-ще им. М. И. Глинки. Мастерская ул. 4). К. располагает уникальной нотной б-кой, формировавшейся с 18 в.
Со времени основания СПб. певчие селились на Посадской ул., с 1741 им отводились казенные квартиры в Старом Зимнем дворце, позже на Б. Морской ул., на наб. р. Мойки, близ Нового моста, в доме князя Ф. Барятинского. Здание К. построено в 1773-77 (арх. Ю. М. Фельтен), перестроено в 1810 (арх. Л. Руска). В 1830-31 пристроен концертный зал (арх. Л. И. Шарлемань). В 1886-89 здание полностью перестроено арх. Л. Н. Бенуа. Через Мойку к воротам К. ведет Певческий мост.
Лит.: Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957; Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-муз. культуры Петербурга. СПб., 1994.
А. Л. Порфирьева.

ПЕРСОНЫ


БИБЛИОГРАФИЯ


АДРЕСА