Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751-1825, СПб.), певчий, композитор, капельмейстер, дир. придворной певческой Капеллы (с 1801), действит. статский советник (1806). В 1758 привезен из Малороссии в СПб. в качестве "малого певчего", пользовался покровительством имп. Елизаветы Петровны. Муз. и общее образование получил в Капелле, композиции обучался у Б. Галуппи и вместе с ним в 1768 отправлен для совершенствования в Италию.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //
Религия. Церковь // Религиозные организации //

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА (церковная музыка), в 1-й пол. 18 в. развивалась в СПб. в тесной связи с моск. традициями. Из Москвы в 1703 переведен хор государевых певчих дьяков, положивший в 1763 начало Придворной певч. капелле (см. Капелла им. М. И. Глинки), в 1721 - быв. Патриарший (Синодальный) хор, к-рый с 1733 пел в Петропавловском соборе.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

КАПЕЛЛА им. М. И. Глинки (Ленингр. академич. капелла им. М. И. Глинки) (наб. р. Мойки, 20), старейший проф. хоровой певч. коллектив. Ведет историю от Хора государевых певчих дьяков, осн. в 1479 в Москве для церк. служб и придворных церемоний. При Петре I в 1701 реорганизован в придворный хор (назывался "певчие дому Его Величества", или "государевы певчие"), в 1703 переведен в СПб., сопровождал Петра в походах, являясь частью придворного церк. причта.
Литература. Книжное дело // Салоны, кружки, творческие объединения //

ЛЬВОВСКО-ДЕРЖАВИНСКИЙ КРУЖОК, объединение писателей, художников, композиторов, сформировавшееся в кон. 1770-х гг. вокруг Н. А. Львова. Состав его участников определялся единством эстетич. взглядов, дружескими и родств. связями. Основу кружка составили Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

МИЛЛИОННАЯ УЛИЦА [до 1738 Немецкая слобода, до сер. 18 в. Б. Немецкая ул., в 1740-1800-х гг. Б. Миллионная ул., в 1918-91 ул. Халтурина, в память рабочего-революционера С. Н. Халтурина (1856-1882)], между Дворцовой пл. и Лебяжьим кан. Первоначально застраивалась мазанковыми и дерев., с 1717 - кам. домами: П. И. Мошкова (д. 21, в 1830-х гг. перестроен, арх. И. И. Шарлемань), князя Д. Кантемира (д. 7, арх. Ф. Б. Растрелли, перестроен: в 1800-х гг., арх. Л. Руска, в 1875, арх. К. К.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ, объединения любителей музыки, обладавшие офиц. статусом, утвержденным уставом и правом проводить публ. концерты и др. мероприятия. В посл. трети 18 в. возникли: Муз. клуб (1772-77) и Новое муз об-во (1778-1810, располагалось в доме князя Куракина у Полицейского моста; ныне Невский просп., 15, позже в доме Кусовникова на наб. р. Мойки у Красного моста).
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

МУЗЫКАЛЬНЫЕ САЛОНЫ, обществ. форма публ. музицирования, любит., проф. и смешанного, в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. преобладавшая над гор. общедоступными концертами. Возникли как продолжение придворных концертов екатерининской эпохи, в к-рых для узкого круга приближенных совместно выступали приезжие виртуозы, придворные музыканты и члены имп. фамилии вместе с др. аристократами, чьи таланты и проф. возможности позволяли конкурировать с солистами, состоявшими на службе.
Литература. Книжное дело // Издательства //

НОТОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО. В 18 - 1-й пол. 19 в. печатные ноты были дороже переписанных от руки, первонач. их издавали по особым случаям, позднее - рассчитывая на огранич. круг любителей. Печатать ноты светской музыки в виде "подносных листов" или сборников пьес, посвященных имп. Анне Иоанновне, начала типография АН, в 1730 выпустившая кантату В. К. Тредиаковского.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Невский просп., 17), пам. архитектуры позднего барокко. Первонач. 2-этажный дом на углу Невского просп. и наб. р. Мойки (1738, арх. М. Г. Земцов) перестроен в 1752-54 (арх. Ф. Растрелли) для барона С. Г. Строганова (см. Строгановы). Центр выходящего на Невский просп. фасада выделен въездной аркой, оформлен парными коринфскими колоннами и завершен раскрепованным лучковым фронтоном с гербом Строгановых.