1 2
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич (1878-1973), живописец, театр. художник. Учился в Одесской рисовальной школе (1895-1900) и в АХ (1901-09) у И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского (1901-09). Чл. объединения "Мир искусства" (1910-17) и Еврейского об-ва поощрения художеств (1915-17). Писал пейзажи, натюрморты, символич. феерии в экспрессивной манере и эмоционально-напряженной цветовой гамме ("Волшебное озеро", 1914, ГРМ).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836-1910, СПб.), композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель. Учился на матем. ф-те Казанского ун-та. В СПб. с 1855, в 1856 дебютировал как комп. и пианист в Университетских концертах. В 1856-62 завязал отношения с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, В. В. Стасовым, стал лидером этого кружка, изв. под назв. "Балакиревский кружок", "Новая рус. муз. Школа", "Могучая кучка".
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //
Экономика // Персоналия //

БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович (1836, СПб. - 1903, там же), лесопромышленник, меценат, муз. деятель и нотоиздатель, музыкант-любитель. Окончил нем. Реформатское уч-ще (1851), участвовал в любит. квартетах и оркестрах, чл. нем. певч. кружка. С 1880 чл., с 1898 пред. Об-ва камерной музыки (1878-1917). С того же времени устраивал в своем доме (Николаевская, ныне ул. Марата, 50; мем. доска) квартетные собрания, к-рые постепенно переросли в "Беляевские пятницы", проходившие до его кончины.
Наука. Образование // Учебные заведения //

БЕСПЛАТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА, организована М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным как вечерняя школа хорового (прежде всего, церк.) пения для взрослых "всех сословий обоего полу" и как концертная орг-ция для пропаганды произв. Новой рус. школы. Существовала в 1862-1917.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПРОСПЕКТ, между Адмиралтейским просп. и наб. р. Фонтанки. Проложен в нач. 18 в., ориентирован на башню Гл. Адмиралтейства, пересекает Исаакиевскую пл. Назван в 1738 по Вознесения Господня церкви (не сохр.), в кон. 18 в. именовался также 3-й Адмиралтейской ул., в 1923-91 - просп. Майорова, в память участника Гражд. войны П. В. Майорова (1889-1919).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865, СПб. - 1936), композитор, дирижер, педагог, муз.-обществ. деятель, нар. арт. Республики (1922). Из семьи Глазуновых. С 1879 занимался композицией и теорией музыки под рук. Н. А. Римского-Корсакова. После исполнения в 1882 М. А. Балакиревым 1-й симфонии в концерте Бесплатной музыкальной школы Г. признан одним из ведущих комп. петерб. школы.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

ГРИБОЕДОВА КАНАЛ (в 1767-1923 Екатерининский кан.), начинается из р. Мойки у Марсова поля, впадает в р. Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Дл. 5 км., шир. 32 м, расход воды 3,1 - 3,4 м3/с. Правый берег Г. к. за Лермонтовским просп. до пл. Репина сливается с просп. Римского-Корсакова. Канал проложен по руслу р. Кривуша (др. назв. - р. Глухая), исток к-рой в 1739 соединен с р. Мойкой.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869, СПб.), композитор. В СПб. с 1817. Получил домашнее (в т.ч. муз.) образование. Фп. игрой занимался с композитором и пианистом Ф. Шоберлехнером. Пению и теории музыки учился у тенора петерб. Нем. оперы Б. Л. Цейбиха.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

ДЕКАБРИСТОВ УЛИЦА (до 1918 Офицерская ул.), между Вознесенским просп. и наб. р. Пряжки. Проложена в 1740-х гг. по местности, предназначенной для поселения служителей Адмиралтейского ведомства, затем - Офицерской слободы (отсюда первое назв.). Переим. в память участников движения декабристов. На месте д. 27-29 находилась тюрьма Литовский замок, сожженная в февр. 1917.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

ДЕМУТОВ ТРАКТИР, Демута гостиница (наб. р. Мойки, 40 / Б. Конюшенная ул., 27), гостиница и ресторан. Открыт в 1760-х гг. выходцем из Франции Демутом. В 1796 Ф. Я. Демут (очевидно, сын основателя) возвел 3-этажное здание фасадом на Б. Конюшенную ул. и открыл первоклассную гостиницу.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //
Религия. Церковь // Религиозные организации //

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА (церковная музыка), в 1-й пол. 18 в. развивалась в СПб. в тесной связи с моск. традициями. Из Москвы в 1703 переведен хор государевых певчих дьяков, положивший в 1763 начало Придворной певч. капелле (см. Капелла им. М. И. Глинки), в 1721 - быв. Патриарший (Синодальный) хор, к-рый с 1733 пел в Петропавловском соборе.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

КАПЕЛЛА им. М. И. Глинки (Ленингр. академич. капелла им. М. И. Глинки) (наб. р. Мойки, 20), старейший проф. хоровой певч. коллектив. Ведет историю от Хора государевых певчих дьяков, осн. в 1479 в Москве для церк. служб и придворных церемоний. При Петре I в 1701 реорганизован в придворный хор (назывался "певчие дому Его Величества", или "государевы певчие"), в 1703 переведен в СПб., сопровождал Петра в походах, являясь частью придворного церк. причта.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

КОЛОМЕНСКАЯ УЛИЦА, между Кузнечным и Волоколамским переулками. Проложена в 1740-х гг. по проекту Комиссии о Санкт-Петебургском строении. Участок до Разъезжей ул. до 1871 именовался Болотной ул., от Разъезжей ул. до Волоколамского пер. - Богородской ул. В 1887 обе улицы объединены под назв. К. у. (по г. Коломна Моск. губ.).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855, СПб. - 1914), композитор, дирижер, педагог, муз. деятель. Сын К. Н. Лядова (1820-71), дирижера, скрипача, в 1860-69 капельмейстера Имп. рус. оперной труппы. В 1878 окончил петерб. Консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. С сер. 1870-х гг. участвовал в собраниях Балакиревского, затем Беляевского кружков.
Архитектура // Скульптура, монументы //

МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ. Памятные надписи на камне и металле начали появляться в СПб. еще в 18 в. На спусках к Неве у Дворцовой наб. в 1764-67 были вырублены даты их постройки; на Нарышкином (1780), Государевом (1783) и Трубецком (1785) бастионах Петропавловской крепости, в память того что они были "одеты камнем", установлены гранитные доски. Первые М. д. посвящены наводнениям 1752, 1775, 1777 и 1788 (под сводом Невских ворот).
1 2