1 2
Печать. СМИ // Периодические издания //Журналы //

"АПОЛЛОН", лит.-худож. журнал. Осн. в 1909 критиком С. К. Маковским, назв. по имени древнегреч. бога солнца, света и искусств. В 1909-10 выходил ежемесячно (в виде приложения изд. "Лит. альманах"), затем по 10 книг в год. Ред. на наб. р. Мойки, 24, затем - на Разъезжей ул., 26. В выработке программы участвовали: И. Ф. Анненский, А. Н. Бенуа, Вяч. И. Иванов, критик А. Л. Волынский.
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР академич. им. Г. А. Товстоногова (БДТ; наб. р. Фонтанки, 65), создан в 1919 совм. усилиями А. А. Блока (дир.), М. Горького (в 1932-92 носил его имя) и М. Ф. Андреевой как театр классич. репертуара (преим. У. Шекспир и Ф. Шиллер). Первонач. работал в помещении Большого зала петрогр. Консерватории, с 1920 - в нынешнем здании.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ВЕРЕЙСКИЙ Георгий Семенович (1886-1962, Л.), график, д. ч. АХ СССР (1949), нар. худ. РСФСР (1962). Учился в Харькове и в Новой худож. мастерской в СПб. (1913-16) у М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, А. П. Остроумовой-Лебедевой; в 1912 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та. С 1915 чл. объединения "Мир искусства". Преподавал в Высшем ин-те фотографии и фототехники (с 1918), Центр. уч-ще техн. рисования (1918-19), ВХУТЕМАСе (1921-23). В 1918-30 хранитель отдела гравюр Гос. Эрмитажа.
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Наука. Образование // Персоналия //

ГОЛЛЕРБАХ Эрих Федорович (1892, Царское Село - 1942), искусствовед, литературовед, библиофил. В 1911-17 учился в Психоневрологич. ин-те, на физ.-матем. и ист.-филол. ф-тах Петрогр. ун-та. В 1921-24 науч. сотрудник Рус. музея, с 1923 зав. худож. отделом Петрогр. отделения Госиздата. Один из организаторов и пред. Ленингр. об-ва библиофилов (1923-26).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (1886-1939), живописец. Учился в Строгановском уч-ще у Д. А. Щербиновского (1903-07), в АХ у А. А. Киселева и Д. Н. Кардовского (1907-13) и в академии Гранд Шомьер в Париже (1911). В 1907-19 жил в СПб.-П. Был близок к кругу петерб. художников и поэтов кубо-футуристов, хотя в своем творчестве избегал крайних форм авангарда. Участвовал в выставках "Мира искусства" (1913-18; с 1917 - чл. объединения).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерьянович (1875-1957), график, живописец, театр. художник. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1884-85), школе А. Ашбе в Мюнхене (1899-1901) и на юрид. ф-те Петерб. ун-та (1895-99). Преподавал в худож. школе Е. Н. Званцевой (1906-11), Новой худож. мастерской (1911-17), Уч-ще техн. рисования (1917-19) и АХ (1919-23). Чл. объединения "Мир искусства" (с 1902).
Литература. Книжное дело // Салоны, кружки, творческие объединения //

"ДОМ ИСКУССТВ", орг-ция деятелей иск-ва. Образован усилиями К. И. Чуковского, М. Горького, А. Н. Тихонова.
Литература. Книжное дело // Салоны, кружки, творческие объединения //

"ИВАНОВСКИЕ СРЕДЫ", еженед. лит.-худож. собрания, проходившие на квартире поэта и философа Вяч. И. Иванова и его жены, писательницы Л. Д. Зиновьевой-Аннибал и ставшие центром лит. жизни СПб. нач. 20 в. Квартира находилась на последнем этаже круглого эркера и получила в лит. кругах название "башни" (Таврическая ул., 35). "И. с." собирались в 1905-07, но кв. Иванова вплоть до его отъезда из СПб. продолжала оставаться центром притяжения для всех творч. сил города.
Искусство // Музыка, театр //Эстрада, кабаре, варьете //

КАБАРЕ (франц. cabaret - кабачок), в нач. 20 в. - лит.-артистич. кабачки, места встреч поэтов, музыкантов, актеров, художников и др. деятелей культуры. В СПб. создавались по образцу парижских К. кон. 19 - нач. 20 вв. Первыми в 1908 открыты К. "Лукоморье" (рук. В. Э. Мейерхольд) и "Кривое зеркало" (рук.
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

МАТЭ Василий Васильевич (1856-1917, П.) гравер, педагог. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1870-75) у Л. А. Серякова и в АХ (1875-80) у Ф. И. Иордана. Пенсионер АХ в Париже (1880-83). Мастер репродукц. гравюры (офорта и ксилографии).
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

МАТЮШИН Михаил Васильевич (1861-1934, Л.), живописец, скрипач, композитор. Видный деятель петерб. худож. авангарда. Окончил Моск. консерваторию (1881), играл в петерб. Придворном оркестре (1881-1913). Занимался в Рисовальной школе ОПХ (1894-98), студии Я. Ф. Ционглинского (1903-05), школе Е. Н. Званцевой (1906-08) у М. В. Добужинского и Л. С. Бакста. Один из инициаторов об-ва "Союз молодежи" (1910), издатель футуристич. книг.
Наука. Образование // Учебные заведения //

МАЯ ГИМНАЗИЯ, частное муж. ср. уч. заведение. Осн. в 1856 педагогом К. И. Маем (1824-1895) в качестве классич. уч-ща, с 1865 гимназия. В 1868 открыто реальное отделение (с 1895 реальное уч-ще). В 1882 М. г. получила права гос. гимназии. В ней широко применялись наглядные методы обучения, экскурсии, физ. и хим. опыты, преподавался ряд дополнит. предметов по эстетич., физ. и техн. развитию уч-ся.
Искусство // Изобразительное искусство //Творческие объединения, кружки //

"МИР ИСКУССТВА", худож. объединение. Возникло в сер. 1890-х гг. из кружка студенч. молодежи, ядро к-рого составляли выпускники гимназии К. И. Мая: Ал-др Н. Бенуа, В. Ф. Нувель, Д. В. Философов; позже к ним примкнули Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок и К. А. Сомов. Первым публ. выступлением кружка стала "Выставка рус. и финляндских художников", организованная в 1898 Дягилевым в Музее Центр. уч-ща техн. рисования барона А. Л. Штиглица.
Архитектура // Градостроительство //Архитектурно-планировочные организации и учреждения //

ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, системная организация комплекса мероприятий, направленных на исследование, сохранение, реставрацию и контроль за использованием объектов культурного наследия.
Искусство // Изобразительное искусство //

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Художники начали изображать СПб. вскоре после его основания. Первым был А. Ф. Зубов с его панорамой (1716), где сочетались топографич. точность с барочным пафосом, а реальное с идеальным. Гораздо прозаичнее в своих гор. пейзажах видели город в сер. 1720-х гг. Х. Марселиус и О. Эллигер; необычным реализмом отличаются зарисовки Ф. А. Васильева (ц. Св. Симеона и Анны; 1719).
1 2