ДУХОВНАЯ МУЗЫКА (церковная музыка), в 1-й пол. 18 в. развивалась в СПб. в тесной связи с моск. традициями. Из Москвы в 1703 переведен хор государевых певчих дьяков, положивший в 1763 начало Придворной певч. капелле (см. Капелла им. М. И. Глинки), в 1721 - быв. Патриарший (Синодальный) хор, к-рый с 1733 пел в Петропавловском соборе. Существовал также архиерейский (позже митрополичий) хор. Под итал. влиянием в сер. 18 в. в Д. м. возник придворно-концертный стиль, ориентированный на светскую оперу и духовный концерт. Этому стилю были присущи барочная пышность и подчеркнутая эмоциональность. Ему следовали работавшие в СПб. итал. (Ф. Арайя, Дж. Сарти, Б. Галуппи) и отчасти рус. (Д. С. Бортнянский, А. Л. Ведель, М. С. Березовский) композиторы. Последние создали классич. тип рус. Д. м. С нач. 19 в. центром церк.-муз. творчества стала Капелла, во главе к-рой стояли комп. А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, М. А. Балакирев. При ней было организовано обучение регентов, осуществлялась цензура сочинений на богослужебные тексты. В это же время возрос интерес к др.-рус. церк. распевам и их возрождение на основе гармонизации (Бортнянский, П. И. Турчанинов, Львов), что привело к усилению в Д. м. нац. начал. Кроме Капеллы, церк. пению обучали в 19 в. в Духовной семинарии и Духовной академии, приходских уч-щах и соборах; учителя нотного пения имелись также в каждом благочинии или уезде. Из светских комп. выделяются Н. А. Римский-Корсаков, к-рый создал св. 30 оригинальных произв. и обработок Д. м., и его ученик А. С. Аренский. В кон. 19 в. центр Д. м. окончательно переместился в Москву, кратковрем. (1901-03) управление Капеллой москвича С. В. Смоленского не предотвратило ее упадок. В исполнит. мастерстве с Капеллой стали соперничать частные хоры А. Д. Шереметева, А. А. Архангельского, митрополичий и хоры нек-рых петерб. храмов. В сов. время Д. м. развиваться не могла, хотя продолжалось ее науч. изучение. Возрождение началось в 1970-х гг., ныне в СПб. работают неск. композиторов Д. м., как классич. традиционного (Г. И. Римша, А. Н. Захаров, Г. Н. Шумилов), так и модернисткого (В. А. Успенский, А. А. Кнайфель) направлений. Лит.: Романов Л. Н. Музыкальное искусство и православие. Л., 1989; Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церков.-муз. культуры Петербурга. СПб., 1994. В. В. Антонов.
|