Топография города // Городская сеть //Улицы //

ДЕКАБРИСТОВ УЛИЦА (до 1918 Офицерская ул.), между Вознесенским просп. и наб. р. Пряжки. Проложена в 1740-х гг. по местности, предназначенной для поселения служителей Адмиралтейского ведомства, затем - Офицерской слободы (отсюда первое назв.). Переим. в память участников движения декабристов. На месте д. 27-29 находилась тюрьма Литовский замок, сожженная в февр. 1917.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

КРЮКОВ КАНАЛ, от Адмиралтейского кан. на пл. Труда до р. Фонтанки. Дл. 1015 м, прорыт в 1719-20 от Невы до Мойки, назв. с 1738 по имени подрядчика С. Крюкова (участок от Невы до Адмиралтейского кан. засыпан в 1842). С 1830 носит общее назв. с быв. Никольским кан., прорытым от Мойки до Фонтанки в 1782-87 (до 1800 Поперечный кан.). В 1801-07 сооружены гранитные набережные (инж. И. К. Герард, мастер С. К. Суханов).
Искусство // Музыка, театр //Театры, концертные организации //

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, гос. академич. театр оперы и балета (Театральная пл. 1), ведет свою историю от созданной в 1783 придворной рус. труппы "не для одних комедий и трагедий, но и для оперы". К этому времени придворному ведомству принадлежали итал. опера, франц. оперно-драм. труппа, балет и 2 оркестра.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

НАПРАВНИК Эдуард Францевич (1839-1916, П.), дирижер, композитор, муз. деятель. По происхождению чех. Учился в Праге в органной школе и у дир. консерватории И.-Ф. Киттля. В СПб. с 1861: по приглашению князя Н. Б. Юсупова в течение года был дирижером его домашнего оркестра. С 1863 в Мариинском театре (пианист, органист, репетитор хора, 2-й капельмейстер), с 1869 гл. капельмейстер рус. оперы.
Архитектура // Кладбища //
Городское хозяйство // Кладбища //

НОВОДЕВИЧЬЕ КЛАДБИЩЕ (Московский просп., 100), в юж. части СПб. Создано в 1845 при Новодевичьем монастыре, захоронения производились с 1849 до 1930-х гг. Пл. 10 га. В 19 - нач. 20 вв. - одно из самых дорогих и престижных кладбищ столицы (стоимость мест - от 50 до 500 руб.). На Н. к. находились две церкви-усыпальницы.
Искусство // Музыка, театр //Творческие объединения кружки //

РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (в 1873-1917 Имп. рус. муз об-во; РМО, ИРМО), создано в 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна и графа Матв. Ю. Виельгорского (см. Виельгорские). Записанные в уставе цели РМО: "развитие образования и вкуса к музыке в России и поощрение отеч. талантов", для этого учреждались регулярные концерты, конкурсы композиторов, исполнение и публикация их соч., стипендии, муз. б-ка.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ФИГНЕР Николай Николаевич (1857-1918), артист оперы (лирико-драм. тенор), режиссер, педагог, театр. деятель. Брат В. Н. Фигнер. В 1878 окончил Мор. кадетский корпус в СПб., служил на флоте, с 1881 в отставке. Занимался в Петерб. консерватории у В. М. Самуся, обучался пению у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди. Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти и Э. Де Роксаса. В 1882 дебютировал в Неаполе и до 1887 гастролировал в театрах стран Зап. Европы и Юж. Америки.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840-1893, СПб.), композитор, дирижер, педагог, муз. писатель. Дир. Моск. отделения Русского музыкального общества (1885), чл. парижской Академии изящных иск-в, поч. д-р Кембриджского ун-та. Жил в СПб. в 1850-66. Окончил Уч-ще правоведения (1859) и Консерваторию (1865) у А. Г. Рубинштейна. В 1859-63 служил в деп-те Мин-ва юстиции (М. Садовая ул., 3-5). Дебютировал как композитор и дирижер осенью 1865.