Топография города // Зеленые пространства //Парки //

БАБОЛОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен в юго-зап. части г. Пушкин, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 268,8 га. Возник в кон. 18 в. рядом с д. Баболово, близ к-рой был выстроен в ложноготич. стиле небольшой кам. дворец князя Г. А. Потемкина (1783-1786, арх. И. В. Неелов). Прямая Баболовская просека соединяла его с Подкапризной дорогой, ведущей к Екатерининскому дворцу.
Архитектура // Мосты //

КАЛИНКИНЫ МОСТЫ (Калинкинские мосты), три моста в р-не существовавшей в 17-19 вв. в низовьях р. Фонтанки фин. д. Калыола, или Каллина (на рус. лад - Калинкина). Мало-К. м. через кан. Грибоедова на наб. р. Фонтанки, построен ок. 1783 (инж. И. Н. Борисов) как дерев. 3-пролетный (центр. разводной пролет заменен во 2-й пол. 19 в.), опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1907-08 расширен, дерев. балки заменены металлическими. В 1952 и 1970 восстановлены торшеры с фонарями (арх.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

КРЮКОВ КАНАЛ, от Адмиралтейского кан. на пл. Труда до р. Фонтанки. Дл. 1015 м, прорыт в 1719-20 от Невы до Мойки, назв. с 1738 по имени подрядчика С. Крюкова (участок от Невы до Адмиралтейского кан. засыпан в 1842). С 1830 носит общее назв. с быв. Никольским кан., прорытым от Мойки до Фонтанки в 1782-87 (до 1800 Поперечный кан.). В 1801-07 сооружены гранитные набережные (инж. И. К. Герард, мастер С. К. Суханов).
Архитектура // Мосты //

МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной.
Топография города // Городская сеть //Набережные //

НАБЕРЕЖНЫЕ, инж. сооружения по берегам водотоков, строились в СПб. с нач. 18 в. с целью укрепления берегов и осушения терр. Первые дерев. Н. появились на Городском о., затем на левом берегу р. Невы, между Гл. Адмиралтейством и Летним садом. Первые кам. Н. сооружены в 1718-23 у Зимней канавки и на терр. Летнего сада. Работы по укреплению берегов Невы возобновились в 1730-х гг. (рук. - арх. П. М. Еропкин). С нач. 1760-х гг. там строились гранитные Н. (арх.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Топография города // Географические объекты //Острова //

НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ (наб. р. Мойки, 103), комплекс складских зданий на одноим. острове (пл. ок. 3 га), возникшем в 1720 после прокладки к р. Мойка Адмиралтейского и Крюкова каналов. Н. Г. имеет внутр. бассейн, к-рый в 1765 был соединен протоками с Мойкой и Крюковым кан. По периметру острова были построены дерев. склады (1732-38, арх. И. К. Коробов), в к-рых по т. н. голл. способу (отсюда назв.) сушился и хранился корабельный лес для Адмиралтейской верфи.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ, от р. Невы в р-не Александро-Невской лавры до р. Екатерингофки (дл. 8,08 км, шир. 21,3 м, в вост. части до 42,6 м). В О. к. впадают реки Монастырка (справа) и Волковка (слева). О. к. с оборонит. валом сооружен в 1769-80 по проекту инж. Л. Л. Карбонье от р. Екатерингофки до Лиговского канала. В 1805 инж. И. К. Герард начал прокладку вост. участка О. к., углубление и расширение старого русла. Работы продолжены в 1816-33 под рук. инж. П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона.
Архитектура // Архитектурные памятники //
Городское хозяйство // Транспорт //Морской транспорт //

ПРИСТАНИ. Сооружения для причаливания судов возводились в СПб. с первых лет его существования. Их расположение было связано с размещением торг. амбаров - буянов. Дерев. П. имелись в 19 в. у хлебных амбаров на Калашниковской (ныне Синопской) наб. Стр-во гранитных набережных Невы обусловило сооружение капитальных П. и спусков к воде, многие из к-рых являются памятниками архитектуры и инж. иск-ва.