Архитектура // Мосты //

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО МОСТ, через Неву, соединяет пл. Александра Невского (отсюда назв.) с Заневским просп. Построен в 1960-65 по проекту ин-та "Ленгипротрансмост" (инж. А. С. Евдонин, К. П. Клочков, Г. М. Степанов, арх. А. В. Жук, С. Г. Майофис, Ю. И. Синица и др.), проект подходов разработан ин-том "Ленгипроинжпроект".
Городское хозяйство // Транспорт //Аэропорты, воздушный транспорт //

АЭРОПОРТЫ (аэродромы, аэровокзалы). Первый А. в СПб. - Корпусной аэродром - находился в 1911-14 близ совр. Ново-Измайловского просп. (см. Авиаторов парк). После 1917 этот А. стал пассажирским (обслуживал местные линии). В февр. 1931 между Пулковскими высотами и Окружной ж. д. возле д. Каменка, в 18 км от Л., начались работы по сооружению нового А. - "Ленинград" (с 1932 "Шоссейная", от назв. близлежащей ж.-д. станции).
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ГРЕЧЕСКИЙ ПРОСПЕКТ, между 2-й Советской ул. и Виленским пер. Проложен в 1860-х гг., назван в 1871 по Греческой церкви Димитрия Солунского. Основная застройка 1-й пол. 19 - 20 вв.: д. 10-12 "Бассейнового т-ва собственников квартир" (1912-13, арх. А. И. Зазерский, Э. Ф. Виррих, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь), д. 8 - быв. 2-й училищный дом им. Александра III (1899-1900, арх. Б. А. Бржостовский), ныне школа, д. 21 - быв. 3-е реальное уч-ще (1895-97, арх. А. Ф. Красовский), ныне школа.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //

ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, гидротехн. комплекс, возводимый на границе Невской губы и Финского зал. для предотвращения нагонных наводнений. Первые проекты защиты СПб. от наводнений относятся к 18 в.: в проектах планировки СПб. арх. Д. Трезини и Ж. Б. Валлен-Деламота предусматривалась подсыпка грунтом терр. Васильевского и Городского о-вов до отметки 3,2 м над ординаром.
Топография города // Городская сеть //Улицы //

КРАСНОПУТИЛОВСКАЯ УЛИЦА, между Комсомольской пл. и пл. Победы. Проходит через Автово, быв. Вологодскую-Ямскую слободу, Александровскую слободу и Среднюю Рогатку.
Топография города // Городская сеть //Переулки //

КУЗНЕЧНЫЙ ПЕРЕУЛОК, соединяет Загородный просп. и Владимирскую пл. с Лиговским просп. В 1740-х гг. здесь селились кузнецы, служившие в придворном ведомстве. В 1760-х гг. воздвигнута Владимирская церковь. Дома 2-12, построенные в 19 в., образуют компактную застройку до совр. ул. Марата. В 1820-х гг. возведена Никольская единоверческая церковь, рядом с ней - Никольское реальное уч-ще (д. 14а, 1911-12, арх. И. И. Яковлев).
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЛЕНИНСКИЙ ПРОСПЕКТ, между ул. Доблести и Московской пл., участок Центр. дуговой магистрали. Соединяет Юго-Запад с Ульянкой, Дачным и Московским просп. Назван в 1977 в честь В. И. Ленина, включил быв. ул. Галстяна (с 1955), быв. просп. Героев (с 1962) и новый участок в сторону Финского зал. Застройка Л. п. началась в 1953 (10-этажные жил. дома у Московской пл., арх. С. Б. Сперанский) и продолжалась в 1960-90-х гг. (арх. Е. М. Полторацкий и др.).
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЛИГОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1956 Лиговская ул.), между ул. Некрасова и Московским просп. Прокладывался с 1891 по трассе Лиговского канала (отсюда назв.). В 18-19 вв. в этом р-не находились ямские слободы, извозчичьи дворы, кабаки, притоны, мелкие ремесл. заведения и пр. Здесь было "дно" города. В сер. 18 в. построена Крестовоздвиженская церковь, в 1760-х гг. - ц. Тихвинской иконы Божией Матери, в 1810-12 - 2-ярусная колокольня, составляющие единый архит. комплекс.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //

МЕТРОПОЛИТЕН. Первые проекты М. в СПб. относятся к кон. 19 в. В 1889 Правление Балт. ж. д. разработало проект линии М. между Балт. и Финл. вокзалами. В 1901 инж. В. Н. Печковский предложил построить эстакадно-подземную ж. д. от Казанского собора к Балт. и Варшавскому вокзалам. Тогда же инж. П. И. Балинский разработал проект М. для СПб. из 6 линий (в т. ч. 2 кольцевых) общей протяженностью 95,5 верст.
Топография города // Городская сеть //Площади //

ПИОНЕРСКАЯ ПЛОЩАДЬ, между Загородным просп. и Театром юного зрителя; занимает часть быв. обширного плаца Семеновского лейб-гвардии полка В 1849 на плацу совершен обряд гражд. казни над петрашевцами. 3.4.1881 здесь были повешены участники убийства имп. Александра II. В 1880-х гг. на плацу устроен ипподром, в 1893 открыт первый в СПб. велодром.

ТЕАТР ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ им. А. А. Брянцева (ТЮЗ; Пионерская пл., 1), осн. в 1921, открыт в 1922 в зале быв. Тенишевского училища на Моховой ул., 33. Под рук. А. А. Брянцева (гл. реж. в 1921-61; его имя присвоено театру в 1980) театр выработал особую систему выразит. средств, рассчитанную на психологию дет. восприятия. Репертуар включал сказки, совр. сов. пьесы, рус. и заруб. классику.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //

ЭНГЕЛЬСА ПРОСПЕКТ (до 1918 часть Выборгского ш.), от Новосильцевского пер. за 3-й Верхний пер., продолжение Сампсониевского Большого проспекта. Назван в честь герм. социалиста Ф. Энгельса (1820-95). Возник в 1-й четв. 18 в. как часть дороги на Выборг. В 1970-х гг. продолжен за Поклонногорскую ул. на землях совхоза "Пригородный". В нач. 19 в. на месте совр. парка им. Челюскинцев (распланирован в 1934) была Молочная ферма Удельного ведомства.