Архитектура // Мосты //

ВОЛОДАРСКИЙ МОСТ, через р. Неву, соединяет Ивановскую (лев. берег) и Народную улицы. Назван в память участника рев. движения В. Володарского, убитого в 1918 в этом р-не. Построен в 1932-36 (инж. Г. П. Передерий, В. И. Крыжановский, арх. К. М. Дмитриев, А. С. Никольский). Русловая часть была перекрыта двумя жел.-бетон. пролетными строениями дл. по 101 м в виде гибких полигональных арок с жесткими затяжками с ездой понизу. Центр. разводной пролет 2-крылый, раскрывающийся.
Архитектура // Мосты //

ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА МОСТ (в 1850-55 Благовещенский, в 1855-1918 Николаевский, в память имп. Николая I), первый пост. мост через Б. Неву, соединяет пл. Труда (быв. Благовещенская, отсюда 1-е назв.) с 7-й линией В. О. Переим. в память участника Рев-ции 1905-07 П. П. Шмидта (1867-1906). Построен в 1843-50 [инж. С. В. Кербедз при участии М. Г. Дестрема, арх. А. П. Брюллов (?)].
Архитектура // Мосты //

МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной.
Топография города // Городская сеть //Набережные //

НАБЕРЕЖНЫЕ, инж. сооружения по берегам водотоков, строились в СПб. с нач. 18 в. с целью укрепления берегов и осушения терр. Первые дерев. Н. появились на Городском о., затем на левом берегу р. Невы, между Гл. Адмиралтейством и Летним садом. Первые кам. Н. сооружены в 1718-23 у Зимней канавки и на терр. Летнего сада. Работы по укреплению берегов Невы возобновились в 1730-х гг. (рук. - арх. П. М. Еропкин). С нач. 1760-х гг. там строились гранитные Н. (арх.
Топография города // Водоемы и водотоки //Каналы //
Топография города // Городская сеть //Набережные //

ОБВОДНЫЙ КАНАЛ, от р. Невы в р-не Александро-Невской лавры до р. Екатерингофки (дл. 8,08 км, шир. 21,3 м, в вост. части до 42,6 м). В О. к. впадают реки Монастырка (справа) и Волковка (слева). О. к. с оборонит. валом сооружен в 1769-80 по проекту инж. Л. Л. Карбонье от р. Екатерингофки до Лиговского канала. В 1805 инж. И. К. Герард начал прокладку вост. участка О. к., углубление и расширение старого русла. Работы продолжены в 1816-33 под рук. инж. П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона.
Архитектура // Мосты //

ЭРМИТАЖНЫЙ МОСТ (в 1738 Набережный, в сер. 18 в. Верхненабережный, или Зимнедворцовый, до 1828 Дворцовый), через Зимнюю канавку по Дворцовой наб., ок. Эрмитажа (отсюда назв.). Построен одноврем. с гранитными набережными Б. Невы в 1763-66 на месте существовавшего здесь с 1718-20 разводного дерев. моста. Старейший кам. мост в СПб. Отверстие перекрывалось сводом из кирпича и известняка с прокладными рядами и фасадными арками из гранита. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой.