| -
hidden Памятники истории и культуры | Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) hidden Блок А.А. (1880-1921), поэт | БЛОК Александр Александрович (1880, СПб. - 1921, П.), поэт. Родился в доме деда - А. Н. Бекетова (Университетская наб., 9 - в "ректорском флигеле"; мем. доска). В 1891-98 учился во Введенской гимназии, затем на юрид., а с 1901 - на ист.-филол ... | | БЛОК Александр Александрович (1880, СПб. - 1921, П.), поэт. Родился в доме деда - А. Н. Бекетова (Университетская наб., 9 - в "ректорском флигеле"; мем. доска). В 1891-98 учился во Введенской гимназии, затем на юрид., а с 1901 - на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (окончил в 1906). Дебютировал в 1903 в петерб. журнале "Новый путь". В 1900-х гг. пост. посетитель Мережковских салона, "Ивановских сред", Сологуба салона и др. В СПб. (П.) опубл. сб. стихов "Снежная Маска" (1907), "Стихи о России" (1915), "Седое утро" (1920) и мн. др. В поэзии Б. наиб. полно воплотился рус. символизм как лит. направление. В предметах и явлениях окружающего мира поэт видел намеки на иной, совершенный мир. Однако, несмотря на поэтику, основанную на символах и иносказаниях, в стих. Б. отразились мн. конкретные, зачастую поддающиеся точному топографич. определению пейзажи СПб. и его окрестностей - Стрельны, Лахты, Шувалова, Озерков и т.д. ("Незнакомка", "В ресторане", "На островах" и др.). Мн. детали жизни города зафиксированы в дневниках и записных книжках Б. На его представление о СПб. во многом повлияла проза Ф. М. Достоевского (ср. стих. Б. "Двойник"), а также Н. В. Гоголя и А. А. Григорьева. Город одновременно притягивает лирич. героя Б. и отталкивает, пугает. Б. стремился к тому, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах, и в этом романе город - один из гл. героев (стихотв. циклы "Город", 1904-08; "Возмездие", 1908-13; "Ямбы" 1907-14). В поэмах "Двенадцать" (1918), "Возмездие" (1910-21, не оконч.) и ряде стих. Б. запечатлел картину гибели старого СПб. и рождения нового П. Последнее стих. Б. - "Пушкинскому Дому" (1921) - отразило реалии и пейзаж П. В 1918 Б. - пред. репертуарной комиссии Театр. отдела Наркомпроса, участвовал в работе изд-ва "Всемирная литература", в 1919 во главе реж. отделения БДТ; чл. Вольной филос. ассоциации (с 1919), Союза деятелей худож. лит-ры (с 1919), пред. Петрогр. отделения Всерос. союза поэтов (с 1920). Умер после тяжелой болезни, связанной с нервным расстройством; его смерть была воспринята современниками как рубеж в истории рус. культуры. Похоронен на Смоленском кладб. (в 1944 перезахоронен на Литераторских мостках). Именем Б. в 1939 названа быв. Заводская ул.; его имя присвоено б-ке на Невском просп., 20 (муз.-худож. филиал Центр. гор. публ. б-ки им. В. В. Маяковского). Пам. Б. - во дворе филол. ф-та СПбГУ (Университетская наб., 11; 2002, скульп. Е. И. Ратанов). В СПб. Б. сменил ок. 10 адресов. Осн. из них - Петроградская наб., 44 (1889-1906; мем. доска); Лахтинская ул., 3 (1906-07), Галерная ул., 41 (1907-10); М. Монетная ул., 9 (1910-12); Офицерская ул. (ныне ул. Декабристов), 57 (1912-21; с 1980 Блока А. А. музей-квартира). Лит.: Орлов В. Н. Поэт и город: А. Блок и Петербург. Л., 1980; Александров А. А. Блок в Петербурге - Петрограде. Л., 1987; Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. Д. Н. Ахапкин
| | | hidden Кардовский Д.Н. (1866-1943), художник | КАРДОВСКИЙ Дмитрий Николаевич (1866-1943), график, живописец, педагог, засл. деят. иск-в РСФСР (1929). Учился в АХ (1892-96, 1900-02) у П. П. Чистякова и И. Е. Репина, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1900). В 1892-1918 жил в СПб.-П ... | | КАРДОВСКИЙ Дмитрий Николаевич (1866-1943), график, живописец, педагог, засл. деят. иск-в РСФСР (1929). Учился в АХ (1892-96, 1900-02) у П. П. Чистякова и И. Е. Репина, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1900). В 1892-1918 жил в СПб.-П. (с 1907 - в Царском Селе, Конюшенная ул., 35), с 1920 - в Москве. Рисовальщик-реалист, автор илл. к произведениям рус. классич. лит-ры: "Каштанка" А. П. Чехова (1903), "Горе от ума" А. С. Грибоедова (1907-12), "Ревизор" (1922-33), "Невский проспект" (1904) Н. В. Гоголя и др.; картин и рисунков на ист. темы ("На Сенатской площади", акварель, 1927). В 1904-17 инициатор и бессменный пред. Нового общества художников. Преподавал в АХ (в 1903-07 ассистент в мастерской Репина, в 1907-18 и 1920-22 рук. мастерской; с 1907 проф., с 1911 д. ч. АХ, с 1915 чл. Совета АХ), в 1920-30 в Москве, в 1933-34 в ленингр. Ин-те живописи, скульптуры, архитектуры. Проявил себя как выдающийся педагог-новатор, воспитал плеяду талантливых художников (Б. Д. Григорьев, П. А. Шиллинговский, Д. А. Шмаринов, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев и др.). Соч.: Об искусстве: Воспоминания, ст., письма. М., 1960. Лит.: Подобедова О. И. Дмитрий Николаевич Кардовский. М., 1957. О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.
| | | hidden Пушкин А.С. (1799-1837), поэт | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп ... | | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп. в Царском Селе" на лицейском экзамене 8.1.1815 в присутствии Г. Р. Державина. По окончании лицея служил в Коллегии иностр. дел. В 1820 выслан из СПб. в Кишинев, Одессу, затем в с. Михайловское Псковской губ. В 1827-31 бывал в СПб. наездами (останавливался в Демутовом трактире). Переехал в СПб. в 1831 после женитьбы на Н. Н. Гончаровой. Чл. об-ва "Арзамас", кружка "Зеленая лампа"; был тесно связан с ВОЛРС. Имел широкий круг лит. знакомств, общался с А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, Н. М. Карамзиным, Е. А. Баратынским, К. Н. Батюшковым, П. А. Плетневым, Н. В. Гоголем, А. С. Грибоедовым и мн. др. В разное время посещал салоны княгини Е. И. Голицыной, А. Н. Оленина, Карамзиной салон, салон Д. Ф. Фикельмон, Одоевского салон, Смирновой-Россет "среды" и др. Печатался в журналах "Сын Отечества", "Библиотека для чтения", альманахах "Полярная звезда", "Северные цветы" и др. Принимал близкое участие в издании "Литературной газеты"; создатель журнала "Современник". В СПб. вышли первая книга П. - поэма "Руслан и Людмила" (1820), первый поэтич. сб. "Стихотворения" (1826), прижизн. собр. соч. - "Стихотворения Александра Пушкина" в 4 ч. (1829-35), первое отд. полное изд. ром. "Евгений Онегин" (1833), "Повести, изданные Александром Пушкиным" (1834), "Поэмы и повести Александра Пушкина" в 2 т. (1835) и мн. др. произведения. СПб. - город ранней лит. славы поэта и место его последней жизненной драмы. П. был смертельно ранен на дуэли в окрестностях СПб. у Черной речки [в 1937 на предполагаемом месте дуэли установлен обелиск (арх. А. И. Лапиров, скульп. М. Г. Манизер)]. Его отпевали в Конюшенного ведомства церкви (Конюшенная пл., 1; мем. доска). Наследник лит. традиции 18 в., П. гармонично соединил в своем творчестве разл. жанры и стили как в поэзии, так и в прозе, создавая новый язык лит-ры и новую манеру письма, определившую развитие рус. лит-ры 19-20 вв. В творчестве П. впервые в рус. лит-ре возникает комплексное, разноаспектное описание СПб.; поэт описывает прошлое города и настоящее как результат этого прошлого. Город становится одним из героев его произведений - законченное худож. оформление получает феномен, впоследствии назв. "петерб. текстом", к-рый развивается в произведениях Гоголя, Ф. М. Достоевского и мн. др. рус. писателей. Тема СПб. у П. тесно связана с осмыслением реформаторской деятельности Петра I (неоконч. роман "Арап Петра Великого", 1827; "Пир Петра Первого", 1835; подготовит. материалы к "Истории Петра", 1835; др.); архит. реалии олицетворяют разл. стороны рус. истории и государственности (см., напр., Михайловский замок как символ тирании в оде "Вольность", 1817, написанной, по мем. преданию, в доме бр. А. И. и Н. И. Тургеневых на наб. Фонтанки, 20); разноликой предстает совр. жизнь города (аристократич., светский, культурный СПб. в насыщенной топографич. приметами 1-й гл. "Евгения Онегина"; быт петерб. окраины в поэме "Домик в Коломне", 1830; др.). Колоссального символич. напряжения исполнен образ СПб. в поэме ("петерб. повести" - согласно жанровому определению П.) "Медный всадник" (1833; впервые опубл. со значит. искажениями посмертно в 1837). Безусловная апология СПб. оборачивается в произв. темой роковой угрозы и катастрофич. гибели города по воле "Божией стихии", а торжество ист. гения Петра, творч. сил разума и воли, славы России, запечатленное в облике СПб., подвергается суровому и трагич. испытанию мерой страдания частного человека. В становлении "петерб. текста" рус. лит-ры значит. роль сыграла также пов. "Пиковая дама" (1834) с ее фантастич. атмосферой и особым, "совершенно петерб. типом" (Достоевский) героя (домом старой графини традиционно считается дом княгини Н. П. Голицыной на М. Морской ул., 10). Петерб. адреса П.: 1817-20 - наб. р. Фонтанки, 185 (мем. доска); 1831 - Царское Село, Колпинская ул. (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2; мем. доска; ныне Пушкина А.С. музей-дача); 1831-32 - Галерная ул., 53 (мем. доска); 1832 - Фурштатская ул. (дом не сохр., участок д. 20); 1832-33 - Б. Морская ул., 26; 1833-34 - Пантелеймоновская ул. (ныне ул. Пестеля), 5; 1834-36 - Французская наб. (ныне наб. Кутузова), 32 (мем. доска); 1836-37 - наб. р. Мойки, 12 (мем. доска; ныне Пушкина А. С. мемориальный музей-квартира). Именем П. названы Пушкинская улица (с 1881) и ряд др. улиц в Пушкинском, Павловском, Колпинском, Курортном, Красносельском р-нах. В 1937-89 Биржевая пл. называлась Пушкинской. Имя П. носят Детская библиотека, Рос. гос. акад. театр драмы (см. Александринский театр), Русской литературы институт РАН (Пушкинский Дом), где хранится рукописное наследие поэта, ст. метрополитена и др. объекты. В 1937 Детское Село (быв. Царское Село) переим. в г. Пушкин. См. также ст. Пушкину А. С. памятники. Лит.: Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. Л., 1983; Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. "Печальну повесть сохранить...": Об авторе и читателях "Медного всадника". М., 1985; Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И. З., Бочаров С. Г. Пушкин: Крат. очерк жизни и творчества. М., 2002. Д. Н. Ахапкин, Д. Н. Чердаков.
| | | hidden | ПУШКИНА А. С. МУЗЕЙ-ДАЧА (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2), филиал Пушкина А. С. Всероссийского музея. Создан в 1958 в одноэтажном дерев. здании (1827, арх. В. М. Горностаев), принадлежавшем вдове придворного камердинера Я ... | | ПУШКИНА А. С. МУЗЕЙ-ДАЧА (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2), филиал Пушкина А. С. Всероссийского музея. Создан в 1958 в одноэтажном дерев. здании (1827, арх. В. М. Горностаев), принадлежавшем вдове придворного камердинера Я. Китаева, вблизи Лицея и Екатерининского парка. Здесь Пушкин прожил первое лето после свадьбы, с мая по окт. 1831 (мем. доска). В кон. 19 в. дом был расширен. Разрушен во время Вел. Отеч. войны 1941-45, восстановлен в 1949, реставрирован в 1967. В ниж. этаже располагались буфетная, столовая, гостиная, будуар жены поэта Натальи Николаевны, спальня и две комнаты для гостей; наверху в мезонине - кабинет. Здесь Пушкин закончил "Сказку о царе Салтане", написал письмо Онегина к Татьяне, стих. "Чем чаще празднует Лицей", "Эхо", "Перед гробницею святой", "Клеветникам России", "Бородинская годовщина", готовил к изданию "Повести Белкина". Гостями Пушкиных были В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, А. О. Смирнова-Россет, в восп. к-рой есть описание кабинета поэта. Лит.: Тихонов Л. П. Музеи Ленинграда. Л., 1989. С. 216-217; Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справ. СПб., 2002. С. 51-52. А. Д. Марголис. Персоны Гоголь Николай Васильевич Жуковский Василий Андреевич Пушкин Александр Сергеевич Смирнова-Россет Александра Осиповна Адреса Пушкинская ул./Пушкин г., д. 2
| | | hidden Тургенев И.С. (1818-1883), писатель | ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-1883), писатель, ч.-к. Петерб. АН (1860). В 1834 перевелся из Моск. ун-та на словесное отделение филос. ф-та Петерб. ун-та (окончил в 1837). Бывал в СПб. эпизодически; в 1843 нек-рое время служил в Мин-ве внутр ... | | ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818-1883), писатель, ч.-к. Петерб. АН (1860). В 1834 перевелся из Моск. ун-та на словесное отделение филос. ф-та Петерб. ун-та (окончил в 1837). Бывал в СПб. эпизодически; в 1843 нек-рое время служил в Мин-ве внутр. дел, в 1852 заключен "на съезжей 2-й Адмиралтейской части" за публикацию некролога "Письмо из Петербурга" на смерть Н. В. Гоголя. СПб. редко служил местом действия в произведениях Т. (пьесы "Безденежье" с подзаголовком "из петерб. жизни молодого дворянина", 1846; "Нахлебник", 1857, нек-рые главы романа "Новь", 1877; и др.). Однако регулярные посещения столицы были для Т., знакомого со всей просвещенной Россией, необходимостью и стали важной частью культурной жизни СПб. В 1840-70-х гг. Т. принял активное участие в деятельности кружка В. Г. Белинского, сотрудничал в журнале "Современник", в последний период своей жизни - в журнале "Вестник Европы", участвовал в создании и деятельности Литературного фонда (чл. правления с 1859). Постановка комедии "Месяц в деревне" на сцене Александринского театра (1879) стала началом популярности Т.-драматурга. Во время своих визитов в СПб. Т. жил обычно в центре города, недалеко от Невского просп. (известно 17 его петерб. адресов; на Б. Конюшенной ул., 13, где Т. жил в 1858-60 - мем. доска). Умер в Буживале (близ Парижа). Похоронен на Литераторских мостках. Грандиозные похороны Т. стали событием в жизни СПб. Имя Т. с 1923 носит быв. Покровская пл., на Манежной пл. установлен пам. Т. (2001; скульп. Я. Нейман и В. Свешников, арх. Г. Челбогашев). Лит.: Бялый Г. А. Тургенев в Петербурге. Л., 1970. А. Б. Муратов.
| | | hidden Черкасов Н.К., (1903-1966), актер | ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (1903, СПб. - 1966, Л.), актер, нар. арт. СССР (1947). Окончил Ленингр. ин-т (техникум) сценич. иск-в (1926). В 1919-21 мимист Петрогр. академич. театра оперы и балета. В 1922-25 артист Петрогр ... | | ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (1903, СПб. - 1966, Л.), актер, нар. арт. СССР (1947). Окончил Ленингр. ин-т (техникум) сценич. иск-в (1926). В 1919-21 мимист Петрогр. академич. театра оперы и балета. В 1922-25 артист Петрогр. студии молодого балета (среди ролей - Дон Кихот в одноим. балете Л. Ф. Минкуса). Привлек внимание в спектаклях Ин-та сценич. иск-в как остро характерный, пластически выразит. комедийный актер, тяготеющий к эксцентрич. трансформации (Сэр Эндрю в "Двенадцатой ночи" У. Шекспира, Рабурден в "Наследниках Рабурдена" Э. Золя, Пат в пародийном танце "Пат, Паташон и Чарли Чаплин", с к-рым много лет выступал на разл. сценах и снимался в кино). Те же качества характеризовали работу Ч. в Ленингр. ТЮЗе (1926-29; Дон Кихот в одноим. пьесе А. Я. Бруштейн и Б. В. Зона; отец Моор в "Разбойниках" Ф. Шиллера; Звездинцев в "Плодах просвещения" Л. Н. Толстого), в передвижном Театре новой оперетты "Космоглаз" (1927-28), в Ленингр. и Моск. мюзик-холлах и цирках Москвы и Поволжья (1929-30), в Ленингр. передвижном театре "Комедия" (1931-33). В 1934-65 актер Ленингр. академич. театра драмы (см. Александринский театр), в к-ром создал яркие комедийные образы Варлаама в "Борисе Годунове" А. С. Пушкина (1934 и 1949), Осипа в "Ревизоре" Н. В. Гоголя (1936 и 1952), Буланова в "Лесе" А. Н. Островского (1936). Др. значит. роли Ч. - Петр в "Петре Первом" А. Н. Толстого (1938), Дон Кихот в "Дон Кихоте" (1941) и Хлудов в "Беге" (1958) М. А. Булгакова, Иван Грозный в "Великом государе" В. А. Соловьева (1945), Барон в "Скупом рыцаре" Пушкина (1962). Разделив судьбу эксцентриков своего времени, оставил эту специализацию, чередуя роли "историч." и "соц.-героич." планов (напр., Дронов из "Все остается людям" С. И. Алешина, в 1959 - в театре, в 1963 - в кино). В кино (с 1927) сыграл св. 40 ролей, в т. ч. Кольку Лошака в "Горячих денечках" (1935), Паганеля в "Детях капитана Гранта" (1936), проф. Полежаева в "Деп. Балтики" и Царевича Алексея в "Петре Первом" (1937), Александра Невского в "Александре Невском" (1938), Ивана Грозного в "Иване Грозном" (1945), Дон Кихота в "Дон Кихоте" (1957). С 1948 и до конца жизни был пред. ЛО ВТО. Б. ч. театр. лит. наследия Ч. и восп. о нем собраны в сб. "Николай Черкасов" (М., 1976). Сталинские пр. (1941, 1946, 1950, 1951), Ленинская пр. (1964), пр. МКФ в Страдфорде, Канада (1958), Гран-при Междунар. выставки в Париже (1937). На доме, где в 1944-66 жил Ч. (Кронверкская ул., 27), - мем. доска. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в. Именем Ч. в 1970 названа новая улица в Выборгском р-не. Лит.: Герасимов Ю. К., Скверчинская Ж. Г. Черкасов. М., 1976. А. А. Кириллов.
| | | | |