| -
hidden Памятники истории и культуры | Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) hidden Глинка М.И., (1804-1857), композитор | ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К ... | | ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема. В 1824-28 служил в канцелярии Совета Гл. управления путей сообщения (Московский просп., 9). Посещал Большой театр, концерты крепостного оркестра П. И. Юшкова, салоны Ф. П. Львова и А. Ф. Львова (Почтамтская ул., 7/4), Е. К. Сиверса (Почтамтская ул., 10), В. Ф. Одоевского, Виельгорских, А. А. Дельвига, познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, А. Мицкевичем. Начал писать музыку, играл и пел свои сочинения везде, где бывал, издавал мелкие пьесы и романсы. В 1830-34 путешествовал по Европе. В 1834-44 (с перерывами) снова жил в СПб. Пользовался репутацией первого рос. музыканта, написал и поставил классич. оперы: "Жизнь за царя" (либретто Е. Ф. Розена, премьера в день рожд. имп. Николая I на торжеств. открытии заново отстроенного после пожара Большого театра 27.11.1836) и "Руслан и Людмила" (либретто В. Ф. Ширкова и др., премьера 27.11.1842, там же). В 1837-39 служил капельмейстером Придворной певч. Капеллы. В этот период сошелся с А. С. Даргомыжским, сблизился с окружением Жуковского, выступал при дворе, женившись, устраивал собств. муз. вечера. В кон. 1830-х гг. подружился с бр. Кукольниками, написал музыку к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (1841), романс "Сомнение" и вокальный цикл "Прощание с Петербургом" на его стихи. Сочинял духовную музыку, набросал "motif du chant national" (в 1992-2001 служил гос. гимном РФ). Посвятил дочери А. П. Керн Екатерине романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840). В 1844 уехал за границу. Возвращался в СПб. в 1848-49, 1851-52 и в 1854-56. В 1850 в отсутствие Г. на благотворит. концерте Об-ва посещения бедных в Дворянском собрании впервые исполнены его симф. соч.: "Воспоминание о Кастилии" (позднее переделаны в "Ночь в Мадриде"), "Арагонская хота" и "Камаринская". В 1851 Г. вернулся в ореоле новой славы первого рус. симфониста. В последний петерб. период круг общения Г. изменился. Его близким приятелем стал В. П. Энгельгардт (ему Г. подарил все свои рукописи), Г. сошелся также с Д. В. Стасовым и В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, бывал у О. И. Сенковского. Зимой 1854/55 завершил свои "Записки". Последнее крупное муз. соч., написанное в СПб., - 3-я оркестровая ред. "Вальса-фантазии", впервые прозвучавшая в концерте Д. М. Леоновой в Александринском театре весной 1856. Г. - первый рус. композитор-классик, при жизни был признан как творец нац. рус. оперы и рус. симф. музыки. О музыке и творч. кредо Г. много писали при его жизни лучшие из его критиков - Одоевский и Серов. В 1930-х гг. опера "Жизнь за царя", написанная на сюжет семейного мифа дома Романовых о чудесном спасении царя Михаила Федоровича, была переработана в духе "нар. трагедии" (новый текст написал С. М. Городецкий) и с 1939 до нач. 1990-х гг. исполнялась под назв. "Иван Сусанин". Г. почти ежегодно нанимал новую квартиру. Большинство домов, в к-рых он жил, не сохранилось. В 1828-29 и в 1851-52 снимал квартиру на углу Невского и Владимирского просп. (д. 49/2), в 1836-37 и в 1840-41 - на углу Фонарного и Глухого (ныне ул. Пирогова) пер. (д. 3/8; мем. доска), в 1837-39 жил на казенной квартире при Капелле (наб. р. Мойки, 20), в 1841-1842 - на Б. Мещанской (ныне Казанская) ул., 16. В 1848-49 - у своего зятя В. И. Флери, дир. Уч-ща глухонемых (угол Гороховой ул. и наб. р. Мойки, д. 18/54), в 1854-56 - в Эртелевом пер. (ныне ул. Чехова, 7; мем. доска). Погребен в Берлине, в 1857 перезахоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). 8.3.1857 Филармонич. об-во устроило в Дворянском собрании торжеств. концерт памяти Г. Именем Г. названы Гос. акад. певч. капелла, Малый зал Филармонии (пам. на лестнице), улицу рядом с Мариинским театром. В 1906 открыт пам. Г. на Театральной пл. близ Консерватории (скульп. Р. Р. Бах, арх. А. Р. Бах); бронз. бюст (скульп. В. П. Пащенко, арх. А. С. Лыткин) установлен в 1899 в Александровском саду. С 1960 проводится Всерос. (ранее Всес.) конкурс вокалистов им. Г. Соч.: Литературное наследие: В 2 т. Л.; М., 1952-1953. Лит.: Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955; Орлова А. А. Глинка в Петербурге. Л., 1970. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden Жуковский В.А. (1783-1852), поэт | ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783-1852), поэт, переводчик, чл. Рос. академии (1818), акад. Петерб. АН (1841; поч. ч. с 1827), тайный советник (1841). Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те (1800). Впервые в СПб ... | | ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783-1852), поэт, переводчик, чл. Рос. академии (1818), акад. Петерб. АН (1841; поч. ч. с 1827), тайный советник (1841). Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те (1800). Впервые в СПб. побывал в 1796, жил здесь с перерывами и служил при дворе в 1815-41. С 1826 наставник наследника престола, буд. имп. Александра II. С 1841 в отставке, жил в Германии. В СПб. неоднократно издавались оригинальные произв. Ж. и исполненные им переводы (в т.ч. 5 собр. "Стихотворений", 1815-57), к-рые (прежде всего баллады, элегии, идиллии, воен.-патриотич. лирика) сыграли решающую роль в становлении рус. романтизма как нац. лит. явления. С сер. 1810-х гг. Ж. - центральная фигура лит. жизни СПб. Чл. "Арзамаса". Петерб. квартиры Ж. (1818-19: дом Брагина в Коломне, ныне просп. Римского-Корсакова, 43, - здесь проходили его лит. "субботы"; 1820: Аничков дворец; 1822-26: дом Меншикова, Невский просп., 64; 1827-40: Шепелевский дом, Миллионная ул., участок д. 35, на месте совр. Нового Эрмитажа) посещал весь цвет лит. СПб. Ж. принял деятельное участие в судьбе мн. писателей и поэтов: А. С. Пушкина (чьим близким другом и впоследствии душеприказчиком являлся), Е. А. Баратынского, А. И. Герцена, Т. Г. Шевченко и др. Автор рисунков и гравюр с видами пригородов СПб. (частично изданных отд. альбомом в 1823, 12 вошли в кн. П. Шторха "Путеводитель по саду и г. Павловску", 1843), ряда стихотворений с описаниями романтически переосмысленных ландшафтов окрестностей СПб. ("Славянка", 1815, и др.) Умер в Баден-Бадене (Германия), похоронен в Некрополе мастеров иск-в. В Александровском саду - бюст Ж. (1887, скульп. В. П. Крейтан). Имя Ж. с 1902 носит быв. М. Итальянская ул. Лит.: Иезуитова Р. В. Жуковский в Петербурге. Л., 1976; В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. М., 1999. Д. Н. Чердаков.
| | | hidden Карамзин Н.М., (1766-1826), историк, писатель | КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826, СПб.), писатель, критик, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818). Учился в пансионе в Москве. В 1782-84 служил в гвардии в СПб. Выйдя в отставку, путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве ... | | КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826, СПб.), писатель, критик, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818). Учился в пансионе в Москве. В 1782-84 служил в гвардии в СПб. Выйдя в отставку, путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве. Родоначальник рус. сентиментализма. Автор "Писем рус. путешественника", повестей "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Марфа-посадница" и др., стихотворений, очерков, критич. статей, переводов. Сыграл большую роль в развитии рус. лит. языка, становлении новых направлений в рус. лит-ре, оказал влияние на творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. Последователи и единомышленники К. объединялись в дружеское лит. об-во "Арзамас", противостоявшие им "архаисты" во гл. с А. С. Шишковым - в лит. об-во "Беседа любителей русского слова". В 1803 указом имп. Александра I К. назначен историографом и приступил к работе над своим гл. трудом - "История гос-ва Российского", выход к-рого (т. 1-12, 1816-29) стал важной вехой в развитии рус. науки и обществ. сознания. По своим полит. взглядам К. - убежденный последователь просвещенной монархии, в нач. 1810-х гг. резко выступил против реформ М. М. Сперанского. В 1816 с семьей переехал в Царское Село, где ему был предоставлен один из домов в Китайской деревне. Здесь в гостях у К. бывал Пушкин-лицеист. В СПб. в 1816-18 К. жил в доме Е. Ф. Муравьевой (наб. р. Фонтанки, 25), летние месяцы проводил в Царском Селе в "кавалерском доме" по Садовой ул., 12 (1752-53, арх. С. И. Чевакинский; перестроен в 1784, арх. И. В. Неелов). Последним петерб. пристанищем К. стал Мижуева дом (наб. р. Фонтанки, 26). К. был свидетелем выступления декабристов 14.12.1825 на Сенатской пл. Осудив его участников и организаторов за безрассудство, К. переживал их судьбу как личную трагедию (мн. заговорщики были его хорошими знакомыми). Полученная в день восстания простуда стала причиной тяжелой болезни, от к-рой К. уже не смог оправиться. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в. Лит.: Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1983; Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1998; Шмидт С. О. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) // Портреты историков: Время и судьбы: В 2 т. М.; Иерусалим, 2000. Т. 1. С. 25-37. Н. Л. Корсакова.
| | | hidden Павильон "Детский домик" с террасой и двумя пристанями (перекидными мостами) | Павильон с фасадами в стиле позднего классицизма построили в 1827–1830 гг. по проекту арх. В.М. Горностаева. Вначале он предназначался для летних забав детей императора Николая I: наследника цесаревича Александра Николаевича, будущего Александра II ... | | Павильон с фасадами в стиле позднего классицизма построили в 1827–1830 гг. по проекту арх. В.М. Горностаева. Вначале он предназначался для летних забав детей императора Николая I: наследника цесаревича Александра Николаевича, будущего Александра II, и трех его сестер – Ольги, Марии и Александры. Гостиная в центре домика служила для совместных игр. По ее сторонам были распланированы 4 маленькие комнаты для каждого из детей. Деревянные перегородки между комнатами могли раздвигаться. Интерьеры с миниатюрной детской мебелью украшали лепка и орнаментальная роспись плафонов в стиле Людовика XVI. Паромы с гранитными пристанями служили переправой к домику, находящемуся на террасе искусственного Детского острова в центре одноименного пруда. Домик и остров были любимым местом игр детей Александра III и Николая II. Здесь находилась своеобразная «детская площадка» с пейзажной планировкой, игрушками и садовыми инструментами, «мысом доброго Саши», рощей, насаженной руками императорских детей, с мраморными бюстами воспитателей Александра II поэта В. А. Жуковского и К. К. Мердера. Г. В. Семенова Персоны Александр II, император Александр III, император Горностаев Василий Максимович Жуковский Василий Андреевич Николай II, император Адреса Детский остров на Детском пруду
| | | hidden Пушкин А.С. (1799-1837), поэт | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп ... | | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп. в Царском Селе" на лицейском экзамене 8.1.1815 в присутствии Г. Р. Державина. По окончании лицея служил в Коллегии иностр. дел. В 1820 выслан из СПб. в Кишинев, Одессу, затем в с. Михайловское Псковской губ. В 1827-31 бывал в СПб. наездами (останавливался в Демутовом трактире). Переехал в СПб. в 1831 после женитьбы на Н. Н. Гончаровой. Чл. об-ва "Арзамас", кружка "Зеленая лампа"; был тесно связан с ВОЛРС. Имел широкий круг лит. знакомств, общался с А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, Н. М. Карамзиным, Е. А. Баратынским, К. Н. Батюшковым, П. А. Плетневым, Н. В. Гоголем, А. С. Грибоедовым и мн. др. В разное время посещал салоны княгини Е. И. Голицыной, А. Н. Оленина, Карамзиной салон, салон Д. Ф. Фикельмон, Одоевского салон, Смирновой-Россет "среды" и др. Печатался в журналах "Сын Отечества", "Библиотека для чтения", альманахах "Полярная звезда", "Северные цветы" и др. Принимал близкое участие в издании "Литературной газеты"; создатель журнала "Современник". В СПб. вышли первая книга П. - поэма "Руслан и Людмила" (1820), первый поэтич. сб. "Стихотворения" (1826), прижизн. собр. соч. - "Стихотворения Александра Пушкина" в 4 ч. (1829-35), первое отд. полное изд. ром. "Евгений Онегин" (1833), "Повести, изданные Александром Пушкиным" (1834), "Поэмы и повести Александра Пушкина" в 2 т. (1835) и мн. др. произведения. СПб. - город ранней лит. славы поэта и место его последней жизненной драмы. П. был смертельно ранен на дуэли в окрестностях СПб. у Черной речки [в 1937 на предполагаемом месте дуэли установлен обелиск (арх. А. И. Лапиров, скульп. М. Г. Манизер)]. Его отпевали в Конюшенного ведомства церкви (Конюшенная пл., 1; мем. доска). Наследник лит. традиции 18 в., П. гармонично соединил в своем творчестве разл. жанры и стили как в поэзии, так и в прозе, создавая новый язык лит-ры и новую манеру письма, определившую развитие рус. лит-ры 19-20 вв. В творчестве П. впервые в рус. лит-ре возникает комплексное, разноаспектное описание СПб.; поэт описывает прошлое города и настоящее как результат этого прошлого. Город становится одним из героев его произведений - законченное худож. оформление получает феномен, впоследствии назв. "петерб. текстом", к-рый развивается в произведениях Гоголя, Ф. М. Достоевского и мн. др. рус. писателей. Тема СПб. у П. тесно связана с осмыслением реформаторской деятельности Петра I (неоконч. роман "Арап Петра Великого", 1827; "Пир Петра Первого", 1835; подготовит. материалы к "Истории Петра", 1835; др.); архит. реалии олицетворяют разл. стороны рус. истории и государственности (см., напр., Михайловский замок как символ тирании в оде "Вольность", 1817, написанной, по мем. преданию, в доме бр. А. И. и Н. И. Тургеневых на наб. Фонтанки, 20); разноликой предстает совр. жизнь города (аристократич., светский, культурный СПб. в насыщенной топографич. приметами 1-й гл. "Евгения Онегина"; быт петерб. окраины в поэме "Домик в Коломне", 1830; др.). Колоссального символич. напряжения исполнен образ СПб. в поэме ("петерб. повести" - согласно жанровому определению П.) "Медный всадник" (1833; впервые опубл. со значит. искажениями посмертно в 1837). Безусловная апология СПб. оборачивается в произв. темой роковой угрозы и катастрофич. гибели города по воле "Божией стихии", а торжество ист. гения Петра, творч. сил разума и воли, славы России, запечатленное в облике СПб., подвергается суровому и трагич. испытанию мерой страдания частного человека. В становлении "петерб. текста" рус. лит-ры значит. роль сыграла также пов. "Пиковая дама" (1834) с ее фантастич. атмосферой и особым, "совершенно петерб. типом" (Достоевский) героя (домом старой графини традиционно считается дом княгини Н. П. Голицыной на М. Морской ул., 10). Петерб. адреса П.: 1817-20 - наб. р. Фонтанки, 185 (мем. доска); 1831 - Царское Село, Колпинская ул. (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2; мем. доска; ныне Пушкина А.С. музей-дача); 1831-32 - Галерная ул., 53 (мем. доска); 1832 - Фурштатская ул. (дом не сохр., участок д. 20); 1832-33 - Б. Морская ул., 26; 1833-34 - Пантелеймоновская ул. (ныне ул. Пестеля), 5; 1834-36 - Французская наб. (ныне наб. Кутузова), 32 (мем. доска); 1836-37 - наб. р. Мойки, 12 (мем. доска; ныне Пушкина А. С. мемориальный музей-квартира). Именем П. названы Пушкинская улица (с 1881) и ряд др. улиц в Пушкинском, Павловском, Колпинском, Курортном, Красносельском р-нах. В 1937-89 Биржевая пл. называлась Пушкинской. Имя П. носят Детская библиотека, Рос. гос. акад. театр драмы (см. Александринский театр), Русской литературы институт РАН (Пушкинский Дом), где хранится рукописное наследие поэта, ст. метрополитена и др. объекты. В 1937 Детское Село (быв. Царское Село) переим. в г. Пушкин. См. также ст. Пушкину А. С. памятники. Лит.: Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. Л., 1983; Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. "Печальну повесть сохранить...": Об авторе и читателях "Медного всадника". М., 1985; Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И. З., Бочаров С. Г. Пушкин: Крат. очерк жизни и творчества. М., 2002. Д. Н. Ахапкин, Д. Н. Чердаков.
| | | hidden | ПУШКИНА А. С. МУЗЕЙ-ДАЧА (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2), филиал Пушкина А. С. Всероссийского музея. Создан в 1958 в одноэтажном дерев. здании (1827, арх. В. М. Горностаев), принадлежавшем вдове придворного камердинера Я ... | | ПУШКИНА А. С. МУЗЕЙ-ДАЧА (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2), филиал Пушкина А. С. Всероссийского музея. Создан в 1958 в одноэтажном дерев. здании (1827, арх. В. М. Горностаев), принадлежавшем вдове придворного камердинера Я. Китаева, вблизи Лицея и Екатерининского парка. Здесь Пушкин прожил первое лето после свадьбы, с мая по окт. 1831 (мем. доска). В кон. 19 в. дом был расширен. Разрушен во время Вел. Отеч. войны 1941-45, восстановлен в 1949, реставрирован в 1967. В ниж. этаже располагались буфетная, столовая, гостиная, будуар жены поэта Натальи Николаевны, спальня и две комнаты для гостей; наверху в мезонине - кабинет. Здесь Пушкин закончил "Сказку о царе Салтане", написал письмо Онегина к Татьяне, стих. "Чем чаще празднует Лицей", "Эхо", "Перед гробницею святой", "Клеветникам России", "Бородинская годовщина", готовил к изданию "Повести Белкина". Гостями Пушкиных были В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, А. О. Смирнова-Россет, в восп. к-рой есть описание кабинета поэта. Лит.: Тихонов Л. П. Музеи Ленинграда. Л., 1989. С. 216-217; Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справ. СПб., 2002. С. 51-52. А. Д. Марголис. Персоны Гоголь Николай Васильевич Жуковский Василий Андреевич Пушкин Александр Сергеевич Смирнова-Россет Александра Осиповна Адреса Пушкинская ул./Пушкин г., д. 2
| | | hidden | Строительство Дома Каннобио по Леонтьевской улице (деревянный дом, великолепный образец русского классицизма) по проекту В.И.Гесте (совр. адрес – Леонтьевская ул., 18).8 января ... | | | | | hidden | Лето. Н.М. Карамзина в Царском Селе навещают его друзья по литературному кружку «Арзамас»: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Д.Н. Блудов, Ф.Ф. Вигель, Д.В. Дашков, А.И. Тургенев, а также – К.Н. Батюшков. Почти ежедневно бывает А.С. Пушкин. ... | | | | hidden | 17 сентября В Царском Селе празднуются именины Софьи Николаевны Карамзиной, среди гостей присутствуют П.А.Вяземский, В.А.Жуковский, М.Ю.Вильегорский, А.С.Пушкин с женой и Жорж Дантес, который своим поведением вызывал гнев поэта. ... | | | | | |