| -
hidden Памятники истории и культуры | Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) hidden | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры классицизма, сооружен в 1792-96 (арх. Дж. Кваренги), расположен на терр. Александровского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село, предназначался для внука имп ... | | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры классицизма, сооружен в 1792-96 (арх. Дж. Кваренги), расположен на терр. Александровского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село, предназначался для внука имп. Екатерины II вел. князя Александра Павловича (буд. имп. Александр I), по имени к-рого назван. В дальнейшем - частная имп. резиденция (в правление имп. Николая II - его пост. местопребывания). Здание А. д. поставлено по оси поперечной аллеи парка, замыкая ее перспективу юж. фасадом с полуротондой под сферич. куполом. Гл. сев. фасад отмечен двойной колоннадой коринфского ордера между симметричными ризалитами. На крыльце перед колоннадой - чугун. статуи, отлитые в 1838 на Александровском з-де по моделям скульп. Н. С. Пименова ("Юноша, играющий в бабки") и А. В. Логановского ("Юноша, играющий в свайку"). После Февр. рев-ции 1917 в А. д. содержались до высылки в Тобольск Николай II и члены его семьи. С 1918 А. д. функционировал как "дворец-музей", в 1949 в нем открыта экспозиция Всесоюзного музея А. С. Пушкина, вскоре свернутая в связи с передачей здания воен. ведомству. В результате А. д. сильно пострадал от неправильной эксплуатации. С 1990-х гг. ведутся реставрац. работы, в части залов развернута музейная экспозиция. Сохранились интерьеры, исполненные по проектам арх. В. П. Стасова (1817-27) и Р. Ф. Мельцера (1896-98). Лит.: Александровский дворец и парк в г. Пушкине. Л., 1937; см. также лит. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Александр I, император Екатерина II, императрица Кваренги (Гваренги) Джакомо Логановский Александр Васильевич Мельцер Роман (Роберт-Фридрих) Федорович Николай II, император Пименов Николай Степанович Пушкин Александр Сергеевич Стасов Василий Петрович
| | | hidden Батюшков К.Н. (1787-1855), поэт | БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), поэт, надворный советник (1818). В 1797-1807 постоянно жил в СПб.: воспитывался в частных пансионах, служил в Мин-ве нар. просвещения (1802-07). Впоследствии бывал в СПб. наездами ... | | БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), поэт, надворный советник (1818). В 1797-1807 постоянно жил в СПб.: воспитывался в частных пансионах, служил в Мин-ве нар. просвещения (1802-07). Впоследствии бывал в СПб. наездами. Участвовал в войнах с Наполеоном (1807, 1813-14), в рус.-швед. войне (1808-09). Пом. хранителя манускриптов (1812), пом. библиотекаря (1817) в Имп. Публ. б-ке в СПб. Чл. Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (1812), "Арзамаса" (1815), Вольного общества любителей российской словесности (1816). Внештатный секр. рос. дипл. миссии в Италии (1818-20). Представитель "легкой поэзии" в произведениях 1809-12 ("Мои пенаты", 1811-12 и мн. др.) и мастер лирич. психологизма в произведениях 1814-21 ("Элегия", 1815 и др.). Автор статей по проблемам поэтики. В лит. полемике выступал за совершенство языка и слога, противник "архаистов" ("Видение на берегах Леты", 1809 и др.). Печатался в разл. петерб. журналах, посещал салон А. Н. Оленина (его имение Приютино, близ СПб., описано в стих. Б.). Для развития рус. лит-ры большое значение имели худож. поиски Б. Символика архит. облика СПб. (очерк "Прогулка в Академию художеств", 1814) оказала влияние на поэму "Медный всадник" А. С. Пушкина. Ввел в лит-ру поэтич. образы "век железный", "черный человек". В СПб. жил в 1802-07 у своего дяди - М. Н. Муравьева (Б. Садовая ул., участок Апраксина двора, не сохр.); позднее гл. обр. на наб. р. Фонтанки, 25 (мем. доска), в доме вдовы Муравьева Е. Ф. Муравьевой. Лит.: Кошелев В. А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. М., 1987; Литературный Петербург пушкинской эпохи: Адрес. указ. / Сост. В. Ф. Шубин // Дома у Пушкина: [Сб. ст.]. СПб., 1994. С. 100-111. (Арс; № 1). И. Э. Васильева.
| | | hidden Бенуа А.Н., (1870-1960), художник | БЕНУА Александр Николаевич (1870, СПб. - 1960), живописец, график, художник театра, историк иск-ва и худож. критик. Сын Н. Л. Бенуа. Учился в гимназии К. И. Мая (1885-90) и на юрид. ф-те Петерб. ун-та (1890-94). Занимался рисованием под рук ... | | БЕНУА Александр Николаевич (1870, СПб. - 1960), живописец, график, художник театра, историк иск-ва и худож. критик. Сын Н. Л. Бенуа. Учился в гимназии К. И. Мая (1885-90) и на юрид. ф-те Петерб. ун-та (1890-94). Занимался рисованием под рук. брата Альберта Н. Бенуа. В 1896-98 и 1905-07 работал во Франции. Один из гл. организаторов и идеологов объединения и журнала "Мир искусства". Основал и редактировал ежемес. сб. "Художественные сокровища России" (1901-03), сотрудничал в журнале "Старые годы" (1907-1913). В 1908-17 вел в газ. "Речь" еженед. критич. рубрику "Худож. письма". Автор книг: "История рус. живописи в XIX в." (СПб., 1902), "Рус. школа живописи" (в 10 в., СПб., 1904-06), "История живописи всех времен и народов" (в 4 т.; СПб., 1912-17, изд. не завершено). В живописном творчестве вдохновлялся стариной, черпал сюжеты в 18 и 1-й четв. 19 вв. Создал серию гуашей на темы рус. истории, в к-рых эстетизация ушедшей дворянской культуры сочетается с иронич. отношением к ней ("Парад при Павле I", 1907; "Петр I на прогулке в Летнем саду", 1910; оба в ГРМ). Писал пейзажи СПб. и пригородов, а также Версаля, Бретани, Крыма, Юж. Франции, Италии и Швейцарии. Вместе с др. членами объединения "Мир искусства" положил начало новой рус. школе книжной графики. Наиб. значит. его графич. серии к "Пиковой даме" (1899, 1910), "Медному всаднику" (1903-22) и "Капитанской дочке" (1904, 1919) А. С. Пушкина. В 1907 оформил для Мариинского театра балет "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина в постановке М. М. Фокина. В 1909 возглавил худож. часть антрепризы "Рус. балеты" С. П. Дягилева, в 1913-15 гл. худ. МХТ. В 1917 принимал участие в выработке гос. программы охраны памятников иск-ва и старины; в 1918-26 хранитель и зав. картинной галереей ГЭ. Оформлял постановки для петрогр. театров ("Пиковая дама" П. И. Чайковского в Мариинском театре, 1919-20; "Слуга двух господ" К. Гольдони в БДТ, 1921 и др.). В 1926 поселился во Франции, гл. худ. труппы Иды Рубинштейн, сотрудничал с парижскими театрами, в 1947-56 с театром Ла Скала в Милане. Автор мемуаров, в к-рых дал широкую панораму лит.-худож. и театр. жизни дорев. СПб. Жил в доме отца на ул. Глинки, 15, 1-й линии В. О., 56 (1905-07); наб. Адмиралтейского кан., 31 (1908-14), 1-й линии В. О., 38 (1915-17). См. также Бенуа семьи музей. Соч.: Мои воспоминания: В 5 кн. 2-е изд., доп. М., 1990; Мой дневник: 1916-1917-1918. М., 2003. Лит.: Александр Бенуа размышляет... М., 1968; Эткинд М. Г. Александр Николаевич Бенуа, 1870-1960. Л.; М., 1960; Его же. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала ХХ века. Л., 1989. О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.
| | | hidden Бернштам Л.Б. (1859-1939), скульп. | БЕРНШТАМ Леопольд Адольфович (Леопольд Бернгард) (1859-1939), скульптор. Жил в СПб. в 1872-85. Учился у Д. И. Иенсена, в Рисовальной школе ОПХ и в АХ (вольнослушатель в 1877-83). С 1885 работал в Париже, возвращаясь в СПб. для выполнения заказов ... | | БЕРНШТАМ Леопольд Адольфович (Леопольд Бернгард) (1859-1939), скульптор. Жил в СПб. в 1872-85. Учился у Д. И. Иенсена, в Рисовальной школе ОПХ и в АХ (вольнослушатель в 1877-83). С 1885 работал в Париже, возвращаясь в СПб. для выполнения заказов. Автор ок. 300 портретов рос. и европ. деятелей культуры, науки, политики, мн. монумент. бюстов и памятников, а также скульптур на антич. и библейские темы. Создал бюсты Ф. М. Достоевского (по посмертной маске, 1881), М. Е. Салтыкова-Щедрина (нач. 1880-х гг.; установлен в 1900 на могиле писателя), Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина и А. Н. Островского для фойе Александринского театра (нач. 1880-х гг.), пам. А. Г. Рубинштейну (установлен в 1902 в фойе Консерватории), А. С. Пушкину (1911; ныне у Египетских ворот в г. Пушкин) и Петру I: "Петр I целует инфанта Людовика XV" (установлен в 1902 в Петергофском парке, не сохр.), "Петр I спасает утопающих в Лахте в 1724 г.", "Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697" ("Царь-Плотник"; установлены в 1909 и 1910 на Адмиралтейской наб.; сняты в 1918; копия последнего установлена там же в 1996). Портретировал имп. Николая II и членов имп. семьи (1896). Последняя работа для СПб. - бюст имп. Александра III (установлен в 1914 в сквере Рус. музея, снят в 1918). Лит.: Северюхин Д. Я. Любимый скульптор Государя // Невский архив: Ист.-краевед. сб. М.; СПб., 1993. [Вып. 1]. С. 246-259. О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.
| | | hidden Блок А.А. (1880-1921), поэт | БЛОК Александр Александрович (1880, СПб. - 1921, П.), поэт. Родился в доме деда - А. Н. Бекетова (Университетская наб., 9 - в "ректорском флигеле"; мем. доска). В 1891-98 учился во Введенской гимназии, затем на юрид., а с 1901 - на ист.-филол ... | | БЛОК Александр Александрович (1880, СПб. - 1921, П.), поэт. Родился в доме деда - А. Н. Бекетова (Университетская наб., 9 - в "ректорском флигеле"; мем. доска). В 1891-98 учился во Введенской гимназии, затем на юрид., а с 1901 - на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (окончил в 1906). Дебютировал в 1903 в петерб. журнале "Новый путь". В 1900-х гг. пост. посетитель Мережковских салона, "Ивановских сред", Сологуба салона и др. В СПб. (П.) опубл. сб. стихов "Снежная Маска" (1907), "Стихи о России" (1915), "Седое утро" (1920) и мн. др. В поэзии Б. наиб. полно воплотился рус. символизм как лит. направление. В предметах и явлениях окружающего мира поэт видел намеки на иной, совершенный мир. Однако, несмотря на поэтику, основанную на символах и иносказаниях, в стих. Б. отразились мн. конкретные, зачастую поддающиеся точному топографич. определению пейзажи СПб. и его окрестностей - Стрельны, Лахты, Шувалова, Озерков и т.д. ("Незнакомка", "В ресторане", "На островах" и др.). Мн. детали жизни города зафиксированы в дневниках и записных книжках Б. На его представление о СПб. во многом повлияла проза Ф. М. Достоевского (ср. стих. Б. "Двойник"), а также Н. В. Гоголя и А. А. Григорьева. Город одновременно притягивает лирич. героя Б. и отталкивает, пугает. Б. стремился к тому, чтобы все его творчество рассматривалось как единый роман в стихах, и в этом романе город - один из гл. героев (стихотв. циклы "Город", 1904-08; "Возмездие", 1908-13; "Ямбы" 1907-14). В поэмах "Двенадцать" (1918), "Возмездие" (1910-21, не оконч.) и ряде стих. Б. запечатлел картину гибели старого СПб. и рождения нового П. Последнее стих. Б. - "Пушкинскому Дому" (1921) - отразило реалии и пейзаж П. В 1918 Б. - пред. репертуарной комиссии Театр. отдела Наркомпроса, участвовал в работе изд-ва "Всемирная литература", в 1919 во главе реж. отделения БДТ; чл. Вольной филос. ассоциации (с 1919), Союза деятелей худож. лит-ры (с 1919), пред. Петрогр. отделения Всерос. союза поэтов (с 1920). Умер после тяжелой болезни, связанной с нервным расстройством; его смерть была воспринята современниками как рубеж в истории рус. культуры. Похоронен на Смоленском кладб. (в 1944 перезахоронен на Литераторских мостках). Именем Б. в 1939 названа быв. Заводская ул.; его имя присвоено б-ке на Невском просп., 20 (муз.-худож. филиал Центр. гор. публ. б-ки им. В. В. Маяковского). Пам. Б. - во дворе филол. ф-та СПбГУ (Университетская наб., 11; 2002, скульп. Е. И. Ратанов). В СПб. Б. сменил ок. 10 адресов. Осн. из них - Петроградская наб., 44 (1889-1906; мем. доска); Лахтинская ул., 3 (1906-07), Галерная ул., 41 (1907-10); М. Монетная ул., 9 (1910-12); Офицерская ул. (ныне ул. Декабристов), 57 (1912-21; с 1980 Блока А. А. музей-квартира). Лит.: Орлов В. Н. Поэт и город: А. Блок и Петербург. Л., 1980; Александров А. А. Блок в Петербурге - Петрограде. Л., 1987; Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. Д. Н. Ахапкин
| | | hidden Виельгорские Мих.Ю., Мат.Ю., гр. музыканты | ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В ... | | ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В. (1788-1856), композитор (опера "Цыгане", 2 симф. и др.), пианист и органист, действит. статский советник (1827). Получил прекрасное муз. образование. С 1827 жил и служил в СПб.; с 1828 шталмейстер двора вел. княгини Елены Павловны, сыграл ключевую роль в придворной карьере А. Г. Рубинштейна и высочайшем покровительстве Русскому музыкальному обществу (РМО). Видный масон (магистр Великой провинц. ложи, адепт герметич. наук). Муз.-артистич. салон В. стал центром муз. жизни СПб. Здесь выступали приезжие виртуозы, певцы итал. и рус. оперы, устраивались симф. концерты: звучали все симф. соч. Л. Бетховена, дирижировал Р. Шуман, К. Шуман исполняла концерт Ф. Мендельсона; Ф. Лист играл для М. И. Глинки с листа партитуру "Руслана". В качестве чл. Дирекции имп. театров и шталмейстера двора В. имел значит. влияние на казенные театры, приглашение артистов на придворную службу. Г. Берлиоз назвал его дом "муз. министерством". М а т в е й Юрьевич В. (1794-1866), шталмейстер двора вел. княгини, затем имп. Марии Александровны, обер-гофмейстер, чл. Дирекции имп. театров, выдающийся виолончелист, играл соло и в ансамблях в салоне брата, при дворе, на благотворит. вечерах, в собраниях Концертного об-ва. Его партнерами были Дж. Филд, А. Вьетан, К. Липиньский, Г. Венявский, М. Плейель, А. Ф. Львов и мн. др. Один из учредителей и первых директоров РМО. Собрал уникальную коллекцию струнных инструментов, в т.ч. квинтет работы А. Страдивари. В кон. 1820-х - нач. 1830-х гг. братья В. жили на наб. р. Мойки, 84, затем на Михайловской пл. (ныне пл. Искусств), 3 (1833-37), 5 (1837-44) и 4 (с 1844). Последний принадлежал Матвею В., известен как Дом Виельгорского, пам. архитектуры классицизма (1830-32, арх. А. М. Болотов, фасад оформлен по проекту К. И. Росси). В 1830-х гг. в доме жила Е. А. Карамзина (вдова Н. М. Карамзина), семью к-рой часто навещал А. С. Пушкин. В сер. 19 в. в этом доме жил А. К. Толстой. Ныне в д. 4 - гимназия Рус. музея. Зал, в к-ром собирался муз. салон В., восстановлен, в нем бывают концерты. В соседнем помещении - небольшой музей В. Братья В. похоронены на кладб. Александро-Невской лавры (Михаил - в Лазаревской усыпальнице, Матвей - в Благовещенской усыпальнице). Лит.: Щербакова Т. А. Михаил и Матвей Виельгорские: Исполнители. Просветители. Меценаты. М., 1990. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden Глинка М.И., (1804-1857), композитор | ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К ... | | ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема. В 1824-28 служил в канцелярии Совета Гл. управления путей сообщения (Московский просп., 9). Посещал Большой театр, концерты крепостного оркестра П. И. Юшкова, салоны Ф. П. Львова и А. Ф. Львова (Почтамтская ул., 7/4), Е. К. Сиверса (Почтамтская ул., 10), В. Ф. Одоевского, Виельгорских, А. А. Дельвига, познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, А. Мицкевичем. Начал писать музыку, играл и пел свои сочинения везде, где бывал, издавал мелкие пьесы и романсы. В 1830-34 путешествовал по Европе. В 1834-44 (с перерывами) снова жил в СПб. Пользовался репутацией первого рос. музыканта, написал и поставил классич. оперы: "Жизнь за царя" (либретто Е. Ф. Розена, премьера в день рожд. имп. Николая I на торжеств. открытии заново отстроенного после пожара Большого театра 27.11.1836) и "Руслан и Людмила" (либретто В. Ф. Ширкова и др., премьера 27.11.1842, там же). В 1837-39 служил капельмейстером Придворной певч. Капеллы. В этот период сошелся с А. С. Даргомыжским, сблизился с окружением Жуковского, выступал при дворе, женившись, устраивал собств. муз. вечера. В кон. 1830-х гг. подружился с бр. Кукольниками, написал музыку к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (1841), романс "Сомнение" и вокальный цикл "Прощание с Петербургом" на его стихи. Сочинял духовную музыку, набросал "motif du chant national" (в 1992-2001 служил гос. гимном РФ). Посвятил дочери А. П. Керн Екатерине романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840). В 1844 уехал за границу. Возвращался в СПб. в 1848-49, 1851-52 и в 1854-56. В 1850 в отсутствие Г. на благотворит. концерте Об-ва посещения бедных в Дворянском собрании впервые исполнены его симф. соч.: "Воспоминание о Кастилии" (позднее переделаны в "Ночь в Мадриде"), "Арагонская хота" и "Камаринская". В 1851 Г. вернулся в ореоле новой славы первого рус. симфониста. В последний петерб. период круг общения Г. изменился. Его близким приятелем стал В. П. Энгельгардт (ему Г. подарил все свои рукописи), Г. сошелся также с Д. В. Стасовым и В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, бывал у О. И. Сенковского. Зимой 1854/55 завершил свои "Записки". Последнее крупное муз. соч., написанное в СПб., - 3-я оркестровая ред. "Вальса-фантазии", впервые прозвучавшая в концерте Д. М. Леоновой в Александринском театре весной 1856. Г. - первый рус. композитор-классик, при жизни был признан как творец нац. рус. оперы и рус. симф. музыки. О музыке и творч. кредо Г. много писали при его жизни лучшие из его критиков - Одоевский и Серов. В 1930-х гг. опера "Жизнь за царя", написанная на сюжет семейного мифа дома Романовых о чудесном спасении царя Михаила Федоровича, была переработана в духе "нар. трагедии" (новый текст написал С. М. Городецкий) и с 1939 до нач. 1990-х гг. исполнялась под назв. "Иван Сусанин". Г. почти ежегодно нанимал новую квартиру. Большинство домов, в к-рых он жил, не сохранилось. В 1828-29 и в 1851-52 снимал квартиру на углу Невского и Владимирского просп. (д. 49/2), в 1836-37 и в 1840-41 - на углу Фонарного и Глухого (ныне ул. Пирогова) пер. (д. 3/8; мем. доска), в 1837-39 жил на казенной квартире при Капелле (наб. р. Мойки, 20), в 1841-1842 - на Б. Мещанской (ныне Казанская) ул., 16. В 1848-49 - у своего зятя В. И. Флери, дир. Уч-ща глухонемых (угол Гороховой ул. и наб. р. Мойки, д. 18/54), в 1854-56 - в Эртелевом пер. (ныне ул. Чехова, 7; мем. доска). Погребен в Берлине, в 1857 перезахоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). 8.3.1857 Филармонич. об-во устроило в Дворянском собрании торжеств. концерт памяти Г. Именем Г. названы Гос. акад. певч. капелла, Малый зал Филармонии (пам. на лестнице), улицу рядом с Мариинским театром. В 1906 открыт пам. Г. на Театральной пл. близ Консерватории (скульп. Р. Р. Бах, арх. А. Р. Бах); бронз. бюст (скульп. В. П. Пащенко, арх. А. С. Лыткин) установлен в 1899 в Александровском саду. С 1960 проводится Всерос. (ранее Всес.) конкурс вокалистов им. Г. Соч.: Литературное наследие: В 2 т. Л.; М., 1952-1953. Лит.: Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955; Орлова А. А. Глинка в Петербурге. Л., 1970. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden Голлербах Э.Ф. (1892-1942), историк искусств | ГОЛЛЕРБАХ Эрих Федорович (1892, Царское Село - 1942), искусствовед, литературовед, библиофил. В 1911-17 учился в Психоневрологич. ин-те, на физ.-матем. и ист.-филол. ф-тах Петрогр. ун-та. В 1921-24 науч. сотрудник Рус. музея, с 1923 зав. худож ... | | ГОЛЛЕРБАХ Эрих Федорович (1892, Царское Село - 1942), искусствовед, литературовед, библиофил. В 1911-17 учился в Психоневрологич. ин-те, на физ.-матем. и ист.-филол. ф-тах Петрогр. ун-та. В 1921-24 науч. сотрудник Рус. музея, с 1923 зав. худож. отделом Петрогр. отделения Госиздата. Один из организаторов и пред. Ленингр. об-ва библиофилов (1923-26). Автор трудов по вопросам графич. иск-ва, монографий о творчестве М. В. Добужинского (1923), Г. К. Лукомского (1928), Б. М. Кустодиева (1929), работ о А. С. Пушкине, В. В. Розанове, А. А. Блоке, А. А. Ахматовой и др., статей, книг и путеводителей по Царскому Селу, в т.ч. антологии "Царское Село в поэзии" (1922) и книги лирич. прозы "Город муз" (1927; более полное с его илл. - 1930). Жил в Царском Селе на углу Московской и Леонтьевской улиц (дом не сохр.). Ум. в Вологде по пути в эвакуацию. Соч.: Встречи и впечатления. СПб., 1998. О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.
| | | hidden Дельвиг А.А. (1798-1831), поэт, журналист | ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798-1831, СПб.), поэт, критик, журналист, барон, коллежский асессор (1826). В СПб. с 1811. Окончил Царскосельский лицей (1817, однокашник А. С. Пушкина) ... | | ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798-1831, СПб.), поэт, критик, журналист, барон, коллежский асессор (1826). В СПб. с 1811. Окончил Царскосельский лицей (1817, однокашник А. С. Пушкина). В разные годы служил в канцелярии Мин-ва финансов, в Деп-те горных и соляных дел, Мин-ве внутр. дел. Пом. библиотекаря в Имп. Публ. б-ке (1820-25). Автор лицейского гимна "Прощальная песнь воспитанников имп. Царскосельского лицея" (1817). Входил в лит. группу "Союз поэтов" (вместе с В. К. Кюхельбекером и Е. А. Баратынским). Интересовался разл. формами стиха. Осн. жанры - идиллия, сонет, элегия, романс ("Соловей мой, соловей..." и др.). Наиб. изв. т. н. рус. песни ("Ах ты, ночь ли, ноченька!" и др.). В 1823-31 издавал альманах "Северные цветы", "Литературную газету" (кон. 1829-30; запрещена цензурой; возобновлена под ред. О. М. Сомова при участии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского), в к-рой вел полемику с "Северной пчелой" и "Моск. телеграфом", критикуя "торговую словесность". Чл. ВОЛСНХ (1818-24), ВОЛРС (1819). На квартире Д. устраивались лит.-муз. вечера (1826-30). Жил на Загородном просп. (участок д. 9), Миллионной ул., 26, в 1829-31 на Загородном просп., участок д. 1; мем. доска). Похоронен на Волковском правосл. кладб., в 1930 прах перенесен в Некрополь мастеров иск-в. Лит.: Шубин В. Ф. Поэты пушкинского Петербурга. Л., 1985. С. 32-47; Вацуро В. Э. С. Д. П.: Из истории лит. быта пушкинской поры. М., 1989 (ук.). И. Э. Васильева.
| | | hidden Дом Я. Китаева (с садом и оградой) | Проект одноэтажного дома с мезонином и садом разработал в 1826 г. архитектор В. М. Горностаев для Я. В. Китаева, камердинера императоров Александра I и Николая I, в молодости – любимого Павлом I парикмахера и мастера завивать букли ... | | Проект одноэтажного дома с мезонином и садом разработал в 1826 г. архитектор В. М. Горностаев для Я. В. Китаева, камердинера императоров Александра I и Николая I, в молодости – любимого Павлом I парикмахера и мастера завивать букли. Деревянный дом построили через два года. Однако он больше известен как дача А. С. Пушкина, где в настоящее время находится музей поэта. Здесь А. С. Пушкин с женой провели лето и часть осени 1831 г. Китаев вскоре умер, и дом от его вдовы перешел к тайному советнику Ф. И. Прянишникову, известному меценату и владельцу картинной галереи. С 1877 г. он принадлежал О. И. Ивановой, пристроившей по сторонам входные помещения, тамбуры, и перенесшей главный вход на Дворцовую улицу. В 1910 г. с ее согласия на фасаде установили мраморную доску с надписью: «В этом доме жил А.С. Пушкин с 25-го мая по 20-е октября 1831 года». В 1949 г. дом реставрировали. Интерьеры первого этажа – гостиную и столовую – восстановили по проекту В. М. Горностаева и обставили мебелью в стиле пушкинского времени. Мемориальный музей открыли в 1958 г. Г. В. Семенова Персоны Горностаев Василий Максимович Китаев Я. В. Пушкин Александр Сергеевич Адреса Пушкинская ул./Пушкин г., д. 2
| | | hidden Жуковский В.А. (1783-1852), поэт | ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783-1852), поэт, переводчик, чл. Рос. академии (1818), акад. Петерб. АН (1841; поч. ч. с 1827), тайный советник (1841). Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те (1800). Впервые в СПб ... | | ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783-1852), поэт, переводчик, чл. Рос. академии (1818), акад. Петерб. АН (1841; поч. ч. с 1827), тайный советник (1841). Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те (1800). Впервые в СПб. побывал в 1796, жил здесь с перерывами и служил при дворе в 1815-41. С 1826 наставник наследника престола, буд. имп. Александра II. С 1841 в отставке, жил в Германии. В СПб. неоднократно издавались оригинальные произв. Ж. и исполненные им переводы (в т.ч. 5 собр. "Стихотворений", 1815-57), к-рые (прежде всего баллады, элегии, идиллии, воен.-патриотич. лирика) сыграли решающую роль в становлении рус. романтизма как нац. лит. явления. С сер. 1810-х гг. Ж. - центральная фигура лит. жизни СПб. Чл. "Арзамаса". Петерб. квартиры Ж. (1818-19: дом Брагина в Коломне, ныне просп. Римского-Корсакова, 43, - здесь проходили его лит. "субботы"; 1820: Аничков дворец; 1822-26: дом Меншикова, Невский просп., 64; 1827-40: Шепелевский дом, Миллионная ул., участок д. 35, на месте совр. Нового Эрмитажа) посещал весь цвет лит. СПб. Ж. принял деятельное участие в судьбе мн. писателей и поэтов: А. С. Пушкина (чьим близким другом и впоследствии душеприказчиком являлся), Е. А. Баратынского, А. И. Герцена, Т. Г. Шевченко и др. Автор рисунков и гравюр с видами пригородов СПб. (частично изданных отд. альбомом в 1823, 12 вошли в кн. П. Шторха "Путеводитель по саду и г. Павловску", 1843), ряда стихотворений с описаниями романтически переосмысленных ландшафтов окрестностей СПб. ("Славянка", 1815, и др.) Умер в Баден-Бадене (Германия), похоронен в Некрополе мастеров иск-в. В Александровском саду - бюст Ж. (1887, скульп. В. П. Крейтан). Имя Ж. с 1902 носит быв. М. Итальянская ул. Лит.: Иезуитова Р. В. Жуковский в Петербурге. Л., 1976; В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. М., 1999. Д. Н. Чердаков.
| | | hidden Карамзин Н.М., (1766-1826), историк, писатель | КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826, СПб.), писатель, критик, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818). Учился в пансионе в Москве. В 1782-84 служил в гвардии в СПб. Выйдя в отставку, путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве ... | | КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826, СПб.), писатель, критик, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818). Учился в пансионе в Москве. В 1782-84 служил в гвардии в СПб. Выйдя в отставку, путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве. Родоначальник рус. сентиментализма. Автор "Писем рус. путешественника", повестей "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Марфа-посадница" и др., стихотворений, очерков, критич. статей, переводов. Сыграл большую роль в развитии рус. лит. языка, становлении новых направлений в рус. лит-ре, оказал влияние на творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. Последователи и единомышленники К. объединялись в дружеское лит. об-во "Арзамас", противостоявшие им "архаисты" во гл. с А. С. Шишковым - в лит. об-во "Беседа любителей русского слова". В 1803 указом имп. Александра I К. назначен историографом и приступил к работе над своим гл. трудом - "История гос-ва Российского", выход к-рого (т. 1-12, 1816-29) стал важной вехой в развитии рус. науки и обществ. сознания. По своим полит. взглядам К. - убежденный последователь просвещенной монархии, в нач. 1810-х гг. резко выступил против реформ М. М. Сперанского. В 1816 с семьей переехал в Царское Село, где ему был предоставлен один из домов в Китайской деревне. Здесь в гостях у К. бывал Пушкин-лицеист. В СПб. в 1816-18 К. жил в доме Е. Ф. Муравьевой (наб. р. Фонтанки, 25), летние месяцы проводил в Царском Селе в "кавалерском доме" по Садовой ул., 12 (1752-53, арх. С. И. Чевакинский; перестроен в 1784, арх. И. В. Неелов). Последним петерб. пристанищем К. стал Мижуева дом (наб. р. Фонтанки, 26). К. был свидетелем выступления декабристов 14.12.1825 на Сенатской пл. Осудив его участников и организаторов за безрассудство, К. переживал их судьбу как личную трагедию (мн. заговорщики были его хорошими знакомыми). Полученная в день восстания простуда стала причиной тяжелой болезни, от к-рой К. уже не смог оправиться. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в. Лит.: Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1983; Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1998; Шмидт С. О. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) // Портреты историков: Время и судьбы: В 2 т. М.; Иерусалим, 2000. Т. 1. С. 25-37. Н. Л. Корсакова.
| | | hidden Лансере Н.Е., (1879-1942), арх. | ЛАНСЕРЕ Николай Евгеньевич (1879, СПб. - 1942), архитектор, график, историк архитектуры, педагог. Брат Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой. Окончил архит. отделение Высшего худож. уч-ща при АХ (1904). Чл. худож. объединения "Мир искусства". Проф ... | | ЛАНСЕРЕ Николай Евгеньевич (1879, СПб. - 1942), архитектор, график, историк архитектуры, педагог. Брат Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой. Окончил архит. отделение Высшего худож. уч-ща при АХ (1904). Чл. худож. объединения "Мир искусства". Проф. архит. композиции на Высших жен. архит. курсах Е. Ф. Богаевой (с 1913), на Жен. пед. политехн. курсах (1916-18), во ВХУТЕИНе (1927-30-е гг.) и др. Один из организаторов и секр. Музея Старого Петербурга (с 1907). Хранитель ист.-бытового отдела ГРМ (1922-31). Строил в духе ретроспективизма: Метеорологич. павильон на М. Конюшенной ул. (1913, восстановлен в 1997), жил. дома - Песочная наб., 10 (1913-14), ул. Чайковского, 43 (в соавт., 1914-16), Школа нар. иск-ва (ныне кан. Грибоедова, 2а, в соавт., 1914-15). При участии Л. оформлены "Ист.-худож. выставка портретов" в Таврическом дворце (1905), выставка "Ломоносов и елизаветинское время" (1912) и др. Занимался графикой, обследованием и реставрацией памятников. Автор ист.-архит. исследований (о Гатчинском дворце, Гл. Адмиралтействе, Фонтанном доме и др.), опубл. в журнале "Старые годы" и отд. изд. После Февр. рев-ции 1917 участвовал в Особом совещании по делам иск-ва при Врем. пр-ве. В послерев. годы продолжал архит. проектирование (жил. дом Всес. ин-та эксперим. медицины на Каменноостровском просп., 69-71; "Большой дом", в авт. коллективе). С 1923 входил в Совет об-ва "Старый Петербург". Первый реставратор квартиры А. С. Пушкина на наб. р. Мойки. Участвовал в создании экспозиции Летнего дворца Петра I. Репрессирован в 1931, вторично арестован в 1938, скончался в тюрьме. Жил в доме Н. Л. Бенуа на ул. Глинки, 15. Лит.: Оль Г. А., Лансере Н. Н. Н. Е. Лансере. Л., 1986; Бернер А. В. Род Бенуа и сталинские репрессии // 200 лет семье Бенуа в России: Юбил. сб. СПб., 1994. С. 29; ИсаченкоВ.Г.Творческий путь Н. Е. Лансере // Краеведческие записки: Исслед. и материалы. СПб., 1995. Вып. 3.С. 167-169. В. А. Фролов.
| | | hidden Лермонтов М.Ю. (1814-1841), поэт | ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург. Потомок выходца из Шотландии Г. Лермонта. Не окончив Моск. ун-т, в 1832 впервые приехал в СПб., поступил в Школу гв. подпрапорщиков и кав. юнкеров, откуда был выпущен корнетом в 1834 ... | | ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841), поэт, прозаик, драматург. Потомок выходца из Шотландии Г. Лермонта. Не окончив Моск. ун-т, в 1832 впервые приехал в СПб., поступил в Школу гв. подпрапорщиков и кав. юнкеров, откуда был выпущен корнетом в 1834. Лит. известность принесло Л. стих. "Смерть поэта" (1837, поэтич. отклик на гибель А. С. Пушкина), повлекшее за собой арест и перевод на Кавказ. В 1838 вернулся в СПб., где пробыл до февр. 1840, когда вновь был сослан на Кавказ за участие в дуэли; последнее посещение СПб. - в февр. - апр. 1841. Печатался в петерб. журналах "Современник" (стих. "Бородино", 1837, и др.), "Отечественные записки" (здесь появилось большинство прижизненных публикаций Л.: стих. "Дума", 1839, "Благодарность", 1840, "Как часто пестрою толпою окружен...", 1840, "Родина", 1841, и др.; отд. новеллы "Героя нашего времени" и др.); пост. посетитель петерб. салонов Карамзиных, А. О. Смирновой-Россет, графа М. Ю. Виельгорского, графа и графини А. Г. и И. С. Лаваль и др. В СПб. вышел единств. прижизненный поэтич. сб. "Стихотворения М. Лермонтова" (1840) и два изд. "Героя нашего времени" (1840 и 1841). В творчестве Л., развивавшемся гл. обр. в русле романтизма, отчетливо намечается противопоставление холодного, чопорного СПб. и хлебосольной, радушной Москвы. Петерб. реалиями насыщены незаконч. роман "Княгиня Лиговская", пов. "Штосс", драма "Маскарад". Осн. адреса Л. в СПб.: Б. Мастерская ул. (ныне Лермонтовский просп.), 8/10, Садовая ул., 61 (мем. доска), Сергиевская ул. (ныне ул. Чайковского), 20. Его именем названы проспект и переулок, улицы в Красносельском, Колпинском р-нах, в Павловске, мост через Обводный кан. Имя Л. присвоено Центр. районной б-ке Центр. р-на. В Александровском саду установлен бюст Л. (1896, скульп. В. П. Крейтан, арх. Н. В. Максимов), а на Лермонтовском просп., 54, перед зданием быв. Николаевского кав. уч-ща, - пам. (1916, скульп. Б. М. Микешин). В ИРЛИ РАН в Лермонтовском зале хранятся рукописи Л., его картины, рисунки и пр. Лит.: Лермонтовская энциклопедия. М., 1981; Мануйлов В. А., Назарова Л. Н. Лермонтов в Петербурге. Л., 1984. Д. Н. Ахапкин.
| | | hidden | ЛИЦЕЙ (Царскосельский, с 1843 Александровский), высш. привилегированное уч. заведение для подготовки гос. чиновников. Осн. в 1810, открыт 19.10.1811 во флигеле Екатерининского дворца (арх. В. П. Стасов). Принимались мальчики-дворяне 10-12 лет ... | | Наименования альтернатиные Александровский лицей Царскосельский лицей ЛИЦЕЙ (Царскосельский, с 1843 Александровский), высш. привилегированное уч. заведение для подготовки гос. чиновников. Осн. в 1810, открыт 19.10.1811 во флигеле Екатерининского дворца (арх. В. П. Стасов). Принимались мальчики-дворяне 10-12 лет. Подчинялся Мин-ву нар. просвещения, с 1822 - Воен. ведомству, с 1843 - Ведомству учреждений имп. Марии. 1.1.1844 переведен в СПб., в здание быв. Александринского сиротского дома (Каменноостровский просп., 21; 1832-34, арх. Л. И. Шарлемань). Курс обучения 6 лет; мл. классы - по программам ср. уч. заведений, старшие - ун-та. В 1814-29 при лицее существовал Благородный пансион, с 1882 - приготовит. класс. Среди преподавателей - В. Ф. Малиновский, Е. А. Энгельгардт, А. П. Куницын, Н. Ф. Кошанский, А. И. Галич. В уч. плане преобладали гуманитарные предметы, особенно юрид.; уделялось значит. внимание физ. воспитанию, музыке, рисованию; воен. обучение давало окончившим Л. права выпускников Пажеского корпуса. В 1-м выпуске Л. (1817) - А. С. Пушкин, А. М. Горчаков, К. К. Данзас, А. А. Дельвиг, М. А. Корф, В. К. Кюхельбекер, Ф. Ф. Матюшкин, И. И. Пущин и др. За 107 лет состоялось 74 выпуска (ок. 2 тыс. чел.). В числе окончивших видные гос. и обществ. деятели, ученые, писатели - М. В. Петрашевский, К. С. Веселовский, А. В. Головин, Н. Я. Данилевский, К. К. Грот. Я. К. Грот, А. Б. Лобанов-Ростовский, Л. А. Мей, М. Х. Рейтерн, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. А. Толстой, М. Л. Яковлев и др. В 1840-х гг. в лицее создан Пушкинский музей, в 1879 - Пушкинская б-ка, в 1899 - Пушкинское лицейское об-во; существовала Лицейская б-ка (из соч. воспитанников). Лицей закрыт в 1917 постановлением Врем. пр-ва. В 1925 группа выпускников Л. осуждена по сфабрикованному обвинению (см. "Лицеистов дело"). Ныне в здании Л. - Александровский проф. лицей (нач. и ср. проф. образование). Лит.: Егоров А. Д. Императорский Александровский (бывш. Царскосельский) лицей: В 3 ч. Иваново, 1995; Руденская С. Д. Царскосельский - Александровский лицей, 1811-1817. СПб., 1999; Павлова С. В. Императорский Александровский (бывш. Царскосельский) лицей. СПб., 2002. А. П. Купайгородская. Персоны Веселовский Константин Степанович Галич Александр Иванович Головнин Александр Васильевич Горчаков Александр Михайлович, князь Грот Константин Карлович Грот Яков Карлович Данзас Константин Карлович Данилевский Николай Яковлевич Дельвиг Антон Антонович Корф Модест Андреевич, граф Кошанский Николай Федорович Куницын Александр Петрович Кюхельбекер Вильгельм Карлович Лобанов-Ростовский Алексей Борисович, князь Малиновский Василий Федорович Матюшкин Федор Федорович Мей Лев Александрович Петрашевский (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич Пушкин Александр Сергеевич Пущин Иван Иванович Рейтерн Михаил Христофорович Салтыков-Щедрин (наст. фам. Салтыков) Михаил Евграфович Стасов Василий Петрович Толстой Дмитрий Андреевич, граф Шарлемань Людовик Иосифович Энгельгардт Егор Антонович Яковлев Михаил Лукьянович Адреса Каменноостровский пр./Санкт-Петербург, д. 21 Садовая ул./Пушкин г., д. 2
| | | hidden Пушкин А.С. (1799-1837), поэт | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп ... | | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп. в Царском Селе" на лицейском экзамене 8.1.1815 в присутствии Г. Р. Державина. По окончании лицея служил в Коллегии иностр. дел. В 1820 выслан из СПб. в Кишинев, Одессу, затем в с. Михайловское Псковской губ. В 1827-31 бывал в СПб. наездами (останавливался в Демутовом трактире). Переехал в СПб. в 1831 после женитьбы на Н. Н. Гончаровой. Чл. об-ва "Арзамас", кружка "Зеленая лампа"; был тесно связан с ВОЛРС. Имел широкий круг лит. знакомств, общался с А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, Н. М. Карамзиным, Е. А. Баратынским, К. Н. Батюшковым, П. А. Плетневым, Н. В. Гоголем, А. С. Грибоедовым и мн. др. В разное время посещал салоны княгини Е. И. Голицыной, А. Н. Оленина, Карамзиной салон, салон Д. Ф. Фикельмон, Одоевского салон, Смирновой-Россет "среды" и др. Печатался в журналах "Сын Отечества", "Библиотека для чтения", альманахах "Полярная звезда", "Северные цветы" и др. Принимал близкое участие в издании "Литературной газеты"; создатель журнала "Современник". В СПб. вышли первая книга П. - поэма "Руслан и Людмила" (1820), первый поэтич. сб. "Стихотворения" (1826), прижизн. собр. соч. - "Стихотворения Александра Пушкина" в 4 ч. (1829-35), первое отд. полное изд. ром. "Евгений Онегин" (1833), "Повести, изданные Александром Пушкиным" (1834), "Поэмы и повести Александра Пушкина" в 2 т. (1835) и мн. др. произведения. СПб. - город ранней лит. славы поэта и место его последней жизненной драмы. П. был смертельно ранен на дуэли в окрестностях СПб. у Черной речки [в 1937 на предполагаемом месте дуэли установлен обелиск (арх. А. И. Лапиров, скульп. М. Г. Манизер)]. Его отпевали в Конюшенного ведомства церкви (Конюшенная пл., 1; мем. доска). Наследник лит. традиции 18 в., П. гармонично соединил в своем творчестве разл. жанры и стили как в поэзии, так и в прозе, создавая новый язык лит-ры и новую манеру письма, определившую развитие рус. лит-ры 19-20 вв. В творчестве П. впервые в рус. лит-ре возникает комплексное, разноаспектное описание СПб.; поэт описывает прошлое города и настоящее как результат этого прошлого. Город становится одним из героев его произведений - законченное худож. оформление получает феномен, впоследствии назв. "петерб. текстом", к-рый развивается в произведениях Гоголя, Ф. М. Достоевского и мн. др. рус. писателей. Тема СПб. у П. тесно связана с осмыслением реформаторской деятельности Петра I (неоконч. роман "Арап Петра Великого", 1827; "Пир Петра Первого", 1835; подготовит. материалы к "Истории Петра", 1835; др.); архит. реалии олицетворяют разл. стороны рус. истории и государственности (см., напр., Михайловский замок как символ тирании в оде "Вольность", 1817, написанной, по мем. преданию, в доме бр. А. И. и Н. И. Тургеневых на наб. Фонтанки, 20); разноликой предстает совр. жизнь города (аристократич., светский, культурный СПб. в насыщенной топографич. приметами 1-й гл. "Евгения Онегина"; быт петерб. окраины в поэме "Домик в Коломне", 1830; др.). Колоссального символич. напряжения исполнен образ СПб. в поэме ("петерб. повести" - согласно жанровому определению П.) "Медный всадник" (1833; впервые опубл. со значит. искажениями посмертно в 1837). Безусловная апология СПб. оборачивается в произв. темой роковой угрозы и катастрофич. гибели города по воле "Божией стихии", а торжество ист. гения Петра, творч. сил разума и воли, славы России, запечатленное в облике СПб., подвергается суровому и трагич. испытанию мерой страдания частного человека. В становлении "петерб. текста" рус. лит-ры значит. роль сыграла также пов. "Пиковая дама" (1834) с ее фантастич. атмосферой и особым, "совершенно петерб. типом" (Достоевский) героя (домом старой графини традиционно считается дом княгини Н. П. Голицыной на М. Морской ул., 10). Петерб. адреса П.: 1817-20 - наб. р. Фонтанки, 185 (мем. доска); 1831 - Царское Село, Колпинская ул. (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2; мем. доска; ныне Пушкина А.С. музей-дача); 1831-32 - Галерная ул., 53 (мем. доска); 1832 - Фурштатская ул. (дом не сохр., участок д. 20); 1832-33 - Б. Морская ул., 26; 1833-34 - Пантелеймоновская ул. (ныне ул. Пестеля), 5; 1834-36 - Французская наб. (ныне наб. Кутузова), 32 (мем. доска); 1836-37 - наб. р. Мойки, 12 (мем. доска; ныне Пушкина А. С. мемориальный музей-квартира). Именем П. названы Пушкинская улица (с 1881) и ряд др. улиц в Пушкинском, Павловском, Колпинском, Курортном, Красносельском р-нах. В 1937-89 Биржевая пл. называлась Пушкинской. Имя П. носят Детская библиотека, Рос. гос. акад. театр драмы (см. Александринский театр), Русской литературы институт РАН (Пушкинский Дом), где хранится рукописное наследие поэта, ст. метрополитена и др. объекты. В 1937 Детское Село (быв. Царское Село) переим. в г. Пушкин. См. также ст. Пушкину А. С. памятники. Лит.: Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. Л., 1983; Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. "Печальну повесть сохранить...": Об авторе и читателях "Медного всадника". М., 1985; Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И. З., Бочаров С. Г. Пушкин: Крат. очерк жизни и творчества. М., 2002. Д. Н. Ахапкин, Д. Н. Чердаков.
| | | hidden | ПУШКИНА А. С. МУЗЕЙ-ДАЧА (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2), филиал Пушкина А. С. Всероссийского музея. Создан в 1958 в одноэтажном дерев. здании (1827, арх. В. М. Горностаев), принадлежавшем вдове придворного камердинера Я ... | | ПУШКИНА А. С. МУЗЕЙ-ДАЧА (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2), филиал Пушкина А. С. Всероссийского музея. Создан в 1958 в одноэтажном дерев. здании (1827, арх. В. М. Горностаев), принадлежавшем вдове придворного камердинера Я. Китаева, вблизи Лицея и Екатерининского парка. Здесь Пушкин прожил первое лето после свадьбы, с мая по окт. 1831 (мем. доска). В кон. 19 в. дом был расширен. Разрушен во время Вел. Отеч. войны 1941-45, восстановлен в 1949, реставрирован в 1967. В ниж. этаже располагались буфетная, столовая, гостиная, будуар жены поэта Натальи Николаевны, спальня и две комнаты для гостей; наверху в мезонине - кабинет. Здесь Пушкин закончил "Сказку о царе Салтане", написал письмо Онегина к Татьяне, стих. "Чем чаще празднует Лицей", "Эхо", "Перед гробницею святой", "Клеветникам России", "Бородинская годовщина", готовил к изданию "Повести Белкина". Гостями Пушкиных были В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, А. О. Смирнова-Россет, в восп. к-рой есть описание кабинета поэта. Лит.: Тихонов Л. П. Музеи Ленинграда. Л., 1989. С. 216-217; Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справ. СПб., 2002. С. 51-52. А. Д. Марголис. Персоны Гоголь Николай Васильевич Жуковский Василий Андреевич Пушкин Александр Сергеевич Смирнова-Россет Александра Осиповна Адреса Пушкинская ул./Пушкин г., д. 2
| | | hidden Пушкину А. С., мемориальная доска | «Здесь воспитывался Александръ Сергеевич Пушкин 1811–1817»1899. Арх. Бах А. Р. Мрамор.г. Пушкин, Садовая ул., 1. Лицей. (Ф-231) ... | | | | | hidden Пушкину А. С., памятник (г. Пушкин, Дворцовая ул.) | г. Пушкин, Дворцовая ул., Лицейский сад.Скульптор: Бах Роберт Романович (1859-1933) Архитектор: Бах Александр Романович (1853-1937)Памятник был открыт 15 октября 1900 г ... | | г. Пушкин, Дворцовая ул., Лицейский сад. Скульптор: Бах Роберт Романович (1859-1933) Архитектор: Бах Александр Романович (1853-1937) Памятник был открыт 15 октября 1900 г. Материалы: бронза — скульптура; гранит полированный — постамент; гранит кованый — основание. Надписи: на постаменте врезными золочеными знаками с лицевой стороны: Александру Сергеевичу Пушкину С левой стороны — строки из поэмы “Евгений Онегин”, гл.VIII, 1-я строфа: В те дни, в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишин, Являться Муза стала мне. На правой стороне — строки из стихотворения «В.Ф. Раевскому» («Ты прав, мой друг...», 1822 г.): Младых бесед оставя блеск и шум, Я знал и труд и вдохновенье, И сладостно мне было жарких дум Уединенное волненье. На тыльной грани слева — строки из стихотворения «19 октября 1825 г.»: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и безпечен, Сростался он под сенью дружных муз. Справа: Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. В 1899 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, был создан юбилейный комитет, объявивший сбор средств на сооружение памятника и конкурс на лучший его проект. Комитет возглавил поэт И. Ф. Анненский, предложивший для надписей на постаменте памятника подбор цитат из стихов А.С. Пушкина. Победу в конкурсе одержал царскосельский житель скульптор Р. Бах. День рождения Пушкина, 26 мая 1899 г., отмечен закладкой памятника. Отливка скульптуры произведена на фабрике художественной бронзы под фирмой «Н. Штанге». Вскоре после открытия памятника была установлена чугунная ограда. В первые дни Великой Отечественной войны скульптура была бережно снята и зарыта в землю в Лицейском саду. В мае 1945 г. скульптура установлена на постамент. Тогда же проведены неотложные реставрационные работы. Высота скульптуры — 1,9 м, высота постамента — 1,1 м. Персоны Анненский Иннокентий Федорович Бах Александр Романович Бах Роберт Романович Пушкин Александр Сергеевич Адреса Дворцовая ул./Пушкин г. Лицейский сад Лицейский сад
| | | hidden Черкасов Н.К., (1903-1966), актер | ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (1903, СПб. - 1966, Л.), актер, нар. арт. СССР (1947). Окончил Ленингр. ин-т (техникум) сценич. иск-в (1926). В 1919-21 мимист Петрогр. академич. театра оперы и балета. В 1922-25 артист Петрогр ... | | ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (1903, СПб. - 1966, Л.), актер, нар. арт. СССР (1947). Окончил Ленингр. ин-т (техникум) сценич. иск-в (1926). В 1919-21 мимист Петрогр. академич. театра оперы и балета. В 1922-25 артист Петрогр. студии молодого балета (среди ролей - Дон Кихот в одноим. балете Л. Ф. Минкуса). Привлек внимание в спектаклях Ин-та сценич. иск-в как остро характерный, пластически выразит. комедийный актер, тяготеющий к эксцентрич. трансформации (Сэр Эндрю в "Двенадцатой ночи" У. Шекспира, Рабурден в "Наследниках Рабурдена" Э. Золя, Пат в пародийном танце "Пат, Паташон и Чарли Чаплин", с к-рым много лет выступал на разл. сценах и снимался в кино). Те же качества характеризовали работу Ч. в Ленингр. ТЮЗе (1926-29; Дон Кихот в одноим. пьесе А. Я. Бруштейн и Б. В. Зона; отец Моор в "Разбойниках" Ф. Шиллера; Звездинцев в "Плодах просвещения" Л. Н. Толстого), в передвижном Театре новой оперетты "Космоглаз" (1927-28), в Ленингр. и Моск. мюзик-холлах и цирках Москвы и Поволжья (1929-30), в Ленингр. передвижном театре "Комедия" (1931-33). В 1934-65 актер Ленингр. академич. театра драмы (см. Александринский театр), в к-ром создал яркие комедийные образы Варлаама в "Борисе Годунове" А. С. Пушкина (1934 и 1949), Осипа в "Ревизоре" Н. В. Гоголя (1936 и 1952), Буланова в "Лесе" А. Н. Островского (1936). Др. значит. роли Ч. - Петр в "Петре Первом" А. Н. Толстого (1938), Дон Кихот в "Дон Кихоте" (1941) и Хлудов в "Беге" (1958) М. А. Булгакова, Иван Грозный в "Великом государе" В. А. Соловьева (1945), Барон в "Скупом рыцаре" Пушкина (1962). Разделив судьбу эксцентриков своего времени, оставил эту специализацию, чередуя роли "историч." и "соц.-героич." планов (напр., Дронов из "Все остается людям" С. И. Алешина, в 1959 - в театре, в 1963 - в кино). В кино (с 1927) сыграл св. 40 ролей, в т. ч. Кольку Лошака в "Горячих денечках" (1935), Паганеля в "Детях капитана Гранта" (1936), проф. Полежаева в "Деп. Балтики" и Царевича Алексея в "Петре Первом" (1937), Александра Невского в "Александре Невском" (1938), Ивана Грозного в "Иване Грозном" (1945), Дон Кихота в "Дон Кихоте" (1957). С 1948 и до конца жизни был пред. ЛО ВТО. Б. ч. театр. лит. наследия Ч. и восп. о нем собраны в сб. "Николай Черкасов" (М., 1976). Сталинские пр. (1941, 1946, 1950, 1951), Ленинская пр. (1964), пр. МКФ в Страдфорде, Канада (1958), Гран-при Междунар. выставки в Париже (1937). На доме, где в 1944-66 жил Ч. (Кронверкская ул., 27), - мем. доска. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в. Именем Ч. в 1970 названа новая улица в Выборгском р-не. Лит.: Герасимов Ю. К., Скверчинская Ж. Г. Черкасов. М., 1976. А. А. Кириллов.
| | | hidden Чесменская колонна, памятник | г. Пушкин. Екатерининский парк, Большой прудАрхитектор: Ринальди Антонио (1709-1794).Скульптор: Шварц И.Сооружена в 1771-1778 гг.Материалы: олонецкий мрамор: бело-розовый – ствол с рострами; серый – пьедестал ... | | г. Пушкин. Екатерининский парк, Большой пруд Архитектор: Ринальди Антонио (1709-1794). Скульптор: Шварц И. Сооружена в 1771-1778 гг. Материалы: олонецкий мрамор: бело-розовый – ствол с рострами; серый – пьедестал, красный – база; сердобольский гранит – постамент; бронза – орел, трофеи, барельефы; латунь - литеры. Надписи Накладными литерами на доске с южной стороны постамента: "В память морских побед, одержанных в Архипелаге между Асиею и островомъ Хио, 24 июня 1770 года предводительством генерала графа Алексия Орлова и адмирала Григорья Спиридова десять российских военных кораблей и седьмь фрегатов разбили и обратили в бегство турецкаго капитан-пашу Жефиря Бея с шестнадцатью линейными кораблями. Фрегатов, галер, бригантин и мелкихъ судов было более ста. Того ж июня 26 числа сожжен весь сей флот в Чесменском порте контр-адмиралом Грейгом отряженною эскадрою победительнаго флота ноября от 2 до 4 1770 года а присутствии российских в Средиземном море войск вождя генерала графа Орлова по высажении войск на остров Митилину по обращении в бегство неприятеля по овладении предместием, адмиралтейством и окрестными местами, сожжен был остаток морских сил турецких два линейные корабля седмидесяти пушечные и хранилища разных припасов и снастей морских”. Памятник посвящен победам русского флота в войне с турками 1768-1774 гг., при Хиосе, Митилине и особенно знаменитой - сожжению турецкого флота в Чесменской бухте 25-26 июня 1770 г. Эпизоды Чесменского боя запечатлены художником Ф. Гаккертом в цикле полотен, заказанных ему Екатериной II для Большого Петергофского дворца. Чесменским был назван путевой дворец под Петербургом. В Гатчине, поместье Г.Г. Орлова, брата Чесменского героя, был поставлен Чесменский обелиск, а во дворце устроена Чесменская галерея. Постройка постамента под колонну, воздвигнутую посреди Большого пруда в Царском Селе, велась под руководством архитектора А. Ф. Виста. Для этого вода в пруду была спущена. Скульптурные детали памятника изваяны из бронзы по модели скульптора И. Шварца. Колонна попарно украшена шестью мраморными рострами – символом морских побед. Памятник увенчан бронзовым изваянием орла – символа быстроты, силы и отваги. На постаменте памятника литые бронзовые горельефы изображают Хиосское сражение - на восточной стороне, Чесменское - на северной, и на западной – бой при острове Митилены.Чесменская колонна воспета А. С. Пушкиным: Над твердой, мшистою скалой Вознесся памятник. Ширяяся крылами, Над ним сидит орел младой. И цепи тяжкие, и стрелы громовые Вкруг грозного ствола трикратно обвились, Кругом подножия, шумя, валы седые В блестящей пене улеглись. В годы Великой Отечественной войны горельефы с постамента колонны были утрачены. Воссозданы при реставрации памятника в 1990-е гг. Высота памятника — 14 м. Персоны Вист Александр Францевич Екатерина II, императрица Орлов Григорий Григорьевич, граф Пушкин Александр Сергеевич Ринальди Антонио Адреса Екатерининский парк/Пушкин г. Большой пруд Большой пруд
| | | hidden Юрьев Ю.М., (1872-1948), актер | ЮРЬЕВ Юрий Михайлович (1872-1948, Л.), актер, педагог, театр. деятель, нар. арт. СССР (1939). Окончил Драм. курсы моск. Театр. уч-ща (1893). Работал в Александринском театре (с 1920 Театр академич. драмы, с 1937 Театр драмы им. А. С ... | | ЮРЬЕВ Юрий Михайлович (1872-1948, Л.), актер, педагог, театр. деятель, нар. арт. СССР (1939). Окончил Драм. курсы моск. Театр. уч-ща (1893). Работал в Александринском театре (с 1920 Театр академич. драмы, с 1937 Театр драмы им. А. С. Пушкина) в 1893-1918, 1921-28 (с 1922 худож. рук.), 1935-48. В 1929-32 актер моск. Малого театра, в 1932-34 - Гос. театра им. Вс. Мейерхольда. Создатель и ведущий актер Театра трагедии в П. (1918). Один из организаторов и лидеров Большого драматического театра (1919-20). Актер декорат. декламационной и пластич. выразительности, изощренного техн. мастерства. Исполнитель гл. ролей во мн. спектаклях В. Э. Мейерхольда в Александринском театре (Дон Жуан в "Дон Жуане" Ж.-Б. Мольера, Арбенин в "Маскараде" М. Ю. Лермонтова и др.) Тяготел к героич. ролям классич. трагедийного репертуара (Ипполит в "Ипполите" Еврипида, Эдип в "Царе Эдипе" Софокла, Отелло в "Отелло" У. Шекспира, Поза в "Дон Карлосе" и Фердинанд в "Коварстве и любви" Ф. Шиллера). Среди др. значит. ролей - Чацкий в "Горе от ума" А. С. Грибоедова, Несчастливцев в "Лесе" А. Н. Островского. Много выступал как чтец. Преподавал актерское мастерство с 1898 в частных театр. школах, на Драм. курсах петерб. Театр. уч-ща, в Школе рус. драмы, в Театре-студии при Театре акад. драмы, в Ленингр. театр. ин-те. Автор "Записок" (последнее изд.: в 2 т. М.-Л., 1963). Сталинская. пр. (1943). В 1937-48 жил на наб. р. Карповки, 13 (мем. доска). Похоронен в Некрополе мастеров иск-в (пам. - 1961, скульп. М. К. Аникушин, арх. В. А. Петров). Лит.: Ю. М. Юрьев, 1892 XXXV 1927: Сб. Л., 1927; Народный артист СССР Юрий Михайлович Юрьев: 50 лет сценич. деятельности. Л., 1939. А. А. Кириллов.
| | | hidden | 27 января. В Софии открывается Лицейский благородный пансион, подготовительное учебное заведение для Лицея, который просуществовал до 23 февраля 1829 г. Многие из его выпускников стали видными государственными деятелями, военачальниками, дипломатами ... | | 27 января. В Софии открывается Лицейский благородный пансион, подготовительное учебное заведение для Лицея, который просуществовал до 23 февраля 1829 г. Многие из его выпускников стали видными государственными деятелями, военачальниками, дипломатами. Июль. В «Вестнике Европы» появляется первая публикация лицеиста Александра Пушкина – стихотворение «К другу стихотворцу», тайком от автора отправленное Антоном Дельвигом из Царского Села. Октябрь. В Царское Село возвращается из заграничного похода Лейб-гвардии Гусарский полк и располагается на постоянное квартирование в Софии. В его составе в это время служили П.Я. Чаадаев, А.Г. Чавчавадзе, Н.Н. Раевский, П.П. Каверин, Д.К. Ипсиланти, Н.И. Бухаров. Многие гусары стали близкими друзьями А. Пушкина. Персоны Бухаров Н.И. Дельвиг Антон Антонович Ипсиланти Дмитрий Константинович Каверин Петр Павлович Пушкин Александр Сергеевич Раевский Николай Николаевич Чаадаев Петр Яковлевич Чавчавадзе Александр Гарсеванович
| | | hidden | Строительство Дома Каннобио по Леонтьевской улице (деревянный дом, великолепный образец русского классицизма) по проекту В.И.Гесте (совр. адрес – Леонтьевская ул., 18).8 января ... | | | | | hidden | Лето. Н.М. Карамзина в Царском Селе навещают его друзья по литературному кружку «Арзамас»: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Д.Н. Блудов, Ф.Ф. Вигель, Д.В. Дашков, А.И. Тургенев, а также – К.Н. Батюшков. Почти ежедневно бывает А.С. Пушкин. ... | | | | hidden | 12 марта. Утверждён герб Царского Села с изображением золотого вензеля Екатерины I под короной в червленом поле. 25 мая. А.С. Пушкин после свадьбы с Н.Н.Гончаровой приезжает из Петербурга в Царское Село и поселяется в доме Китаевой. 10 июня. А.С ... | | 12 марта. Утверждён герб Царского Села с изображением золотого вензеля Екатерины I под короной в червленом поле. 25 мая. А.С. Пушкин после свадьбы с Н.Н.Гончаровой приезжает из Петербурга в Царское Село и поселяется в доме Китаевой. 10 июня. А.С. Пушкиным написано стихотворение «Перед гробницею святой…» 19 июня. Вокруг Царского Села установлены кордоны в связи с эпидемией холеры. 5 июля. В Знаменской церкви Царского Села перед иконой Божьей Матери Знамение отслужен молебен об избавлении города от холеры. Около 20 июля. Происходит разговор Пушкина в парке с Государем, результатом которого явилось высочайшее повеление принять поэта на службу в Иностранную коллегию с позволением заниматься в архивах для написания истории Петра I. 24 июля. В церкви Большого Дворца происходит панихида по Великом Князе Константине Павловиче (40 дней со дня смерти). 16 августа. Появилось в печати стихотворение А.С. Пушкина «Клеветникам России». 29 августа. А.С. Пушкиным закончена рукопись «Сказка о царе Салтане». 29 августа. У Гостиного двора открылась трёхнедельная Александровская ярмарка, учреждённая в 1826 г. 4 сентября. Князь А.А. Суворов, внук знаменитого полководца привёз в Царское Село известие о взятии мятежной Варшавы войсками под командованием фельдмаршала графа Паскевича-Эриванского. 5 сентября. Благодарственный молебен в Дворцовой церкви по случаю взятия Варшавы. А.С. Пушкиным написано стихотворение «Бородинская годовщина». 14 сентября. Снят холерный карантин вокруг Царского Села. Середина октября. Переезд Пушкина из Царского Села в Петербург. 19 октября. Написано стихотворение Пушкина «Чем чаще празднует Лицей…» Персоны Гончарова Наталия Николаевна Пушкин Александр Сергеевич Суворов Александр Аркадьевич, граф
| | | hidden | 17 сентября В Царском Селе празднуются именины Софьи Николаевны Карамзиной, среди гостей присутствуют П.А.Вяземский, В.А.Жуковский, М.Ю.Вильегорский, А.С.Пушкин с женой и Жорж Дантес, который своим поведением вызывал гнев поэта. ... | | | | hidden | 26 мая. В Царскосельском Екатерининском соборе отслужена заупокойная литургия и панихида в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина. На здании Лицея установлена мемориальная доска, в лицейском садике заложен памятник А.С. Пушкину ... | 26 мая. В Царскосельском Екатерининском соборе отслужена заупокойная литургия и панихида в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина. На здании Лицея установлена мемориальная доска, в лицейском садике заложен памятник А.С. Пушкину. На Пушкинском вечере в Китайском театре с речью «Пушкин и Царское Село» выступил директор Николаевской гимназии, поэт Иннокентий Анненский. 19 декабря. В Высочайшем присутствии освящён престол верхнего храма Св. мученика Иулиана Тарсийского (Кирасирская церковь) На освящении присутствовал священник Иоанн Кронштадтский. Церковь построена на средства купца 1-й гильдии И.К. Савенкова. Персоны Анненский Иннокентий Федорович Пушкин Александр Сергеевич Сергиев (Кронштадтский) Иоанн Ильич, св. и прав. Адреса Дворцовая ул./Пушкин г. Лицейский сад
| | | | |