| -
hidden Памятники истории и культуры | Петр I, император (1672-1725) hidden Бенуа А.Н., (1870-1960), художник | БЕНУА Александр Николаевич (1870, СПб. - 1960), живописец, график, художник театра, историк иск-ва и худож. критик. Сын Н. Л. Бенуа. Учился в гимназии К. И. Мая (1885-90) и на юрид. ф-те Петерб. ун-та (1890-94). Занимался рисованием под рук ... | | БЕНУА Александр Николаевич (1870, СПб. - 1960), живописец, график, художник театра, историк иск-ва и худож. критик. Сын Н. Л. Бенуа. Учился в гимназии К. И. Мая (1885-90) и на юрид. ф-те Петерб. ун-та (1890-94). Занимался рисованием под рук. брата Альберта Н. Бенуа. В 1896-98 и 1905-07 работал во Франции. Один из гл. организаторов и идеологов объединения и журнала "Мир искусства". Основал и редактировал ежемес. сб. "Художественные сокровища России" (1901-03), сотрудничал в журнале "Старые годы" (1907-1913). В 1908-17 вел в газ. "Речь" еженед. критич. рубрику "Худож. письма". Автор книг: "История рус. живописи в XIX в." (СПб., 1902), "Рус. школа живописи" (в 10 в., СПб., 1904-06), "История живописи всех времен и народов" (в 4 т.; СПб., 1912-17, изд. не завершено). В живописном творчестве вдохновлялся стариной, черпал сюжеты в 18 и 1-й четв. 19 вв. Создал серию гуашей на темы рус. истории, в к-рых эстетизация ушедшей дворянской культуры сочетается с иронич. отношением к ней ("Парад при Павле I", 1907; "Петр I на прогулке в Летнем саду", 1910; оба в ГРМ). Писал пейзажи СПб. и пригородов, а также Версаля, Бретани, Крыма, Юж. Франции, Италии и Швейцарии. Вместе с др. членами объединения "Мир искусства" положил начало новой рус. школе книжной графики. Наиб. значит. его графич. серии к "Пиковой даме" (1899, 1910), "Медному всаднику" (1903-22) и "Капитанской дочке" (1904, 1919) А. С. Пушкина. В 1907 оформил для Мариинского театра балет "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина в постановке М. М. Фокина. В 1909 возглавил худож. часть антрепризы "Рус. балеты" С. П. Дягилева, в 1913-15 гл. худ. МХТ. В 1917 принимал участие в выработке гос. программы охраны памятников иск-ва и старины; в 1918-26 хранитель и зав. картинной галереей ГЭ. Оформлял постановки для петрогр. театров ("Пиковая дама" П. И. Чайковского в Мариинском театре, 1919-20; "Слуга двух господ" К. Гольдони в БДТ, 1921 и др.). В 1926 поселился во Франции, гл. худ. труппы Иды Рубинштейн, сотрудничал с парижскими театрами, в 1947-56 с театром Ла Скала в Милане. Автор мемуаров, в к-рых дал широкую панораму лит.-худож. и театр. жизни дорев. СПб. Жил в доме отца на ул. Глинки, 15, 1-й линии В. О., 56 (1905-07); наб. Адмиралтейского кан., 31 (1908-14), 1-й линии В. О., 38 (1915-17). См. также Бенуа семьи музей. Соч.: Мои воспоминания: В 5 кн. 2-е изд., доп. М., 1990; Мой дневник: 1916-1917-1918. М., 2003. Лит.: Александр Бенуа размышляет... М., 1968; Эткинд М. Г. Александр Николаевич Бенуа, 1870-1960. Л.; М., 1960; Его же. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала ХХ века. Л., 1989. О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.
| | | hidden Бернштам Л.Б. (1859-1939), скульп. | БЕРНШТАМ Леопольд Адольфович (Леопольд Бернгард) (1859-1939), скульптор. Жил в СПб. в 1872-85. Учился у Д. И. Иенсена, в Рисовальной школе ОПХ и в АХ (вольнослушатель в 1877-83). С 1885 работал в Париже, возвращаясь в СПб. для выполнения заказов ... | | БЕРНШТАМ Леопольд Адольфович (Леопольд Бернгард) (1859-1939), скульптор. Жил в СПб. в 1872-85. Учился у Д. И. Иенсена, в Рисовальной школе ОПХ и в АХ (вольнослушатель в 1877-83). С 1885 работал в Париже, возвращаясь в СПб. для выполнения заказов. Автор ок. 300 портретов рос. и европ. деятелей культуры, науки, политики, мн. монумент. бюстов и памятников, а также скульптур на антич. и библейские темы. Создал бюсты Ф. М. Достоевского (по посмертной маске, 1881), М. Е. Салтыкова-Щедрина (нач. 1880-х гг.; установлен в 1900 на могиле писателя), Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина и А. Н. Островского для фойе Александринского театра (нач. 1880-х гг.), пам. А. Г. Рубинштейну (установлен в 1902 в фойе Консерватории), А. С. Пушкину (1911; ныне у Египетских ворот в г. Пушкин) и Петру I: "Петр I целует инфанта Людовика XV" (установлен в 1902 в Петергофском парке, не сохр.), "Петр I спасает утопающих в Лахте в 1724 г.", "Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697" ("Царь-Плотник"; установлены в 1909 и 1910 на Адмиралтейской наб.; сняты в 1918; копия последнего установлена там же в 1996). Портретировал имп. Николая II и членов имп. семьи (1896). Последняя работа для СПб. - бюст имп. Александра III (установлен в 1914 в сквере Рус. музея, снят в 1918). Лит.: Северюхин Д. Я. Любимый скульптор Государя // Невский архив: Ист.-краевед. сб. М.; СПб., 1993. [Вып. 1]. С. 246-259. О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин.
| | | hidden Екатерина I (1684-1727), имп. | ЕКАТЕРИНА I (урожд. Марта Скавронская) (1684-1727, СПб.), императрица (коронована в 1721), 2-я супруга царя Петра I (с 1712), мать имп. Елизаветы Петровны. По смерти супруга (1725) возведена на престол А. Д ... | | ЕКАТЕРИНА I (урожд. Марта Скавронская) (1684-1727, СПб.), императрица (коронована в 1721), 2-я супруга царя Петра I (с 1712), мать имп. Елизаветы Петровны. По смерти супруга (1725) возведена на престол А. Д. Меншиковым, к-рый в ее царствование являлся фактич. правителем России. Единств. заметное предприятие Е. I в СПб. - открытие АН (1725). Владела с 1710 Сарской мызой (Царское Село), где для нее в 1717-23 построен небольшой кам. дворец, с 1711 Екатерингофом. В СПб. ей принадлежали Летние дворцы: Петра I и на р. Фонтанке (на месте совр. Михайловского замка). Похоронена в Петропавловском соборе. Лит.: Арсеньев К. И. Царствование Екатерины I. СПб., 1856; Анисимов Е. В. Россия без Петра, 1725-1740. СПб., 1994. Г. В. Калашников.
| | | hidden Елизавета Петровна (1709-1761), имп. | ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709-1761, СПб.), императрица (с 1741), дочь имп. Петра I и Екатерины I. В СПб. до вступления на престол жила во дворце на Царицыном лугу, затем в Летнем дворце на наб. р. Фонтанки. По повелению Петра I для Е. П ... | | ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709-1761, СПб.), императрица (с 1741), дочь имп. Петра I и Екатерины I. В СПб. до вступления на престол жила во дворце на Царицыном лугу, затем в Летнем дворце на наб. р. Фонтанки. По повелению Петра I для Е. П. построена загородная резиденция - Елизаветгоф (1714, близ Екатерингофа). Пришла к власти в результате дворцового переворота. В правление Е. П. в СПб. основаны Академия художеств и рус. драм. театр. Страстная любительница роскоши, Е. П. стремилась придать СПб. столичный облик, всемерно содействовала парадному стр-ву (господствовавший в 1740-50-х гг. стиль барокко в лит-ре именуется "елизаветинским"). Для Е. П. сооружены или начаты стр-вом дворцы: Зимний, Аничков, Екатерининский в Царском Селе; при ней возведены ансамбль Смольного мон., Никольский собор, Тучков и Сампсониевский мосты и др. здания и сооружения; основаны Фарфоровый з-д (1744), Красносельская ситцевая мануфактура (1752), Заемный дворянский и Купеч. банки. Похоронена в Петропавловском соборе. Лит.: Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. 3-е изд. М., 1999; Писаренко К. А. Повседневная жизнь русского Двора в царствование Елизаветы Петровны. М., 2003. Г. В. Калашников.
| | | hidden Зверинец (ансамбль Александровского парка) | Самый ранний парковый район, основанный как Зверинец, составляет более половины территории Александровского парка. Место для него выбрали еще в 1710 г., что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной ... | | Самый ранний парковый район, основанный как Зверинец, составляет более половины территории Александровского парка. Место для него выбрали еще в 1710 г., что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной. Работы по обустройству местности выполнялись в 1718–1723 гг., в них принимали участие садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт. Зверинец по характеру оформления можно назвать второй «дикой рощей» в царскосельской усадьбе. Площадью он примерно в три раза превышал парадный сад того времени. Квадратный участок елового леса со сторонами в 1 версту был огорожен деревянным палисадом со рвом. Он размещался на центральной оси каменных хором, но со значительным между ними разрывом – более 400 сажень. К нему вела обсаженная липами и березами перспективная дорога. Посередине каждой из сторон Зверинца находились решетчатые столярной работы ворота с калитками. Сквозная решетчатая беседка, поставленная на искусственной горке, отмечала центр. Под ней находился засыпанный сверху землей каменный погреб, где хранились припасы для охоты. Просеки (т.н. «плезиры») от беседки вели к воротам и к углам. На протекавшей здесь речке Киоке или Кузминке выкопали Звериночный пруд, где водились щуки, соорудили мельничную плотину и на ней мельничный и житный амбары. С самого начала в Зверинце содержали лосей, оленей, маралов, кабанов, пускали и зайцев. Под начальством особого урядника лесничего, позднее вальдмейстера, были приставлены служащие для надсмотра за животными, равно и за исправным содержанием палисада. Кроме того, он же и вообще имел присмотр за лесами во всех царскосельских дачах. Для прикорма животных дворцовые крестьяне подряжались поставлять мох, с конюшенного двора поступало сено. Особенно привлекательной забавой в осеннее время была тетеревиная на чучела охота из убранных ельником будок на полозьях. Охотами на лосей, оленей, лисиц и зайцев, тетеревиной охотой в Царском Селе забавлялись Екатерина I, Петр II, цесаревна Елизавета, с придворными дамами и кавалерами. Охотничьи угодья взамен деревянного палисада по проекту архитектора Растрелли в 1750–1752 гг. обнесли каменной оградой высотой в 4½ аршина. По серединам сторон ограды в стенах были устроены проезды, два фаса пересекали реку Кузминку. Снаружи к юго-восточному фасу примыкала так называемая Зверинская линия Верхних теплиц, существовавших здесь с 1722 г. По углам каменной ограды инженер Петр Островский по правилам военно-инженерной науки соорудил четыре бастиона, завершенные беседками-люстгаузами. К ним вели диагональные просеки, начинавшиеся у площадки Монбижу. Царскосельский Зверинец служил и для представительских целей. Согласно с придворным церемониалом, здесь некоторое время устраивались охоты для дипломатического корпуса и других высокопоставленных гостей. В охотничьем павильоне Монбижу, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, императрица Елизавета принимала послов Франции и Австрии. Отношение к зверинцам стало изменяться с началом устройства пейзажных парков, с идеями которых плохо сочетались как охота и содержание диких зверей в неволе, так и непременное наличие глухой ограды. На их основе часто создавались новые пейзажные парки, и один из примеров тому – царскосельский Александровский парк. При Екатерине II, которая и сама была любительницей охоты, придворные охотничьи угодья вначале перенесли в окрестности Царского Села, в леса на реке Славянке, а оттуда в Гатчину. Постепенно Зверинец пришел в запустение, и только в 1799 г. император Павел I распорядился привести в порядок лесной массив, отремонтировать Монбижу, а также звериночные дороги и проспекты, но работы были приостановлены в 1801 г. Александр I в 1803 г. повелел отвести часть Зверинца для опытов созданной в Софии Школы лесоводства. В марте же 1814 г. в нем была учреждена садовая школа или «рассадник» – питомник для деревьев, понадобившихся в огромном количестве для посадок на обшиоглй территории создаваемого Александровского парка. В 1819–1823 гг. в Зверинце проложили пейзажные дороги и дорожки в дополнение к старым просекам. При этом восточный бастион, окруженный рвом, был сохранен и включен в новую ландшафтную композицию парка. Стену Зверинца и три бастиона разобрали, их места распланировали, рвы засыпали. Кирпич и камень от разборки пошли на строительство новых зданий: павильонов Белая башня, Шапель, комплекса Фермы, Звериночной линии теплиц, павильонов для лам и слонов, которые служили своеобразной маркировкой границ территории Зверинца. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Островский Петр Павел I, император Петр I, император Растрелли Франческо де Роозен Ян Фохт И. Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Лансере Н.Е., (1879-1942), арх. | ЛАНСЕРЕ Николай Евгеньевич (1879, СПб. - 1942), архитектор, график, историк архитектуры, педагог. Брат Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой. Окончил архит. отделение Высшего худож. уч-ща при АХ (1904). Чл. худож. объединения "Мир искусства". Проф ... | | ЛАНСЕРЕ Николай Евгеньевич (1879, СПб. - 1942), архитектор, график, историк архитектуры, педагог. Брат Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой. Окончил архит. отделение Высшего худож. уч-ща при АХ (1904). Чл. худож. объединения "Мир искусства". Проф. архит. композиции на Высших жен. архит. курсах Е. Ф. Богаевой (с 1913), на Жен. пед. политехн. курсах (1916-18), во ВХУТЕИНе (1927-30-е гг.) и др. Один из организаторов и секр. Музея Старого Петербурга (с 1907). Хранитель ист.-бытового отдела ГРМ (1922-31). Строил в духе ретроспективизма: Метеорологич. павильон на М. Конюшенной ул. (1913, восстановлен в 1997), жил. дома - Песочная наб., 10 (1913-14), ул. Чайковского, 43 (в соавт., 1914-16), Школа нар. иск-ва (ныне кан. Грибоедова, 2а, в соавт., 1914-15). При участии Л. оформлены "Ист.-худож. выставка портретов" в Таврическом дворце (1905), выставка "Ломоносов и елизаветинское время" (1912) и др. Занимался графикой, обследованием и реставрацией памятников. Автор ист.-архит. исследований (о Гатчинском дворце, Гл. Адмиралтействе, Фонтанном доме и др.), опубл. в журнале "Старые годы" и отд. изд. После Февр. рев-ции 1917 участвовал в Особом совещании по делам иск-ва при Врем. пр-ве. В послерев. годы продолжал архит. проектирование (жил. дом Всес. ин-та эксперим. медицины на Каменноостровском просп., 69-71; "Большой дом", в авт. коллективе). С 1923 входил в Совет об-ва "Старый Петербург". Первый реставратор квартиры А. С. Пушкина на наб. р. Мойки. Участвовал в создании экспозиции Летнего дворца Петра I. Репрессирован в 1931, вторично арестован в 1938, скончался в тюрьме. Жил в доме Н. Л. Бенуа на ул. Глинки, 15. Лит.: Оль Г. А., Лансере Н. Н. Н. Е. Лансере. Л., 1986; Бернер А. В. Род Бенуа и сталинские репрессии // 200 лет семье Бенуа в России: Юбил. сб. СПб., 1994. С. 29; ИсаченкоВ.Г.Творческий путь Н. Е. Лансере // Краеведческие записки: Исслед. и материалы. СПб., 1995. Вып. 3.С. 167-169. В. А. Фролов.
| | | hidden Лихачев Д.С., (1906-1999), историк литературы | ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (1906, СПб. - 1999, там же), филолог, историк культуры, акад. АН СССР (1970), Герой Соц. Труда (1986), поч. гражданин СПб. (1999, первый после возобновления этого звания). Окончил филол. ф-т ЛГУ (1928) ... | | ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич (1906, СПб. - 1999, там же), филолог, историк культуры, акад. АН СССР (1970), Герой Соц. Труда (1986), поч. гражданин СПб. (1999, первый после возобновления этого звания). Окончил филол. ф-т ЛГУ (1928). В 1928-32 был репрессирован (отбывал срок на Соловках, Беломорско-Балт. кан.). В 1932-37 корректор в ленингр. изд-вах. С 1937 сотрудник Русской литературы института (ИРЛИ; Пушкинский Дом), с 1954 зав. сектором (отделом) др.-рус. лит-ры. В 1946-53 преподавал также в ЛГУ. Блокадную зиму 1941/42 провел в городе, работая в ИРЛИ; в 1942-44 в эвакуации в Казани. В 1961-63 и 1987-89 деп. Ленгорсовета, в 1989 нар. деп. СССР. В 1986-91 пред. правления Сов. фонда культуры. Один из инициаторов создания и рук. Рос. междунар. фонда культуры (1991-94). Чл. Союза писателей (1956), д. ч., ч.-к., поч. д-р мн. заруб. академий и ун-тов. Автор св. 600 науч. и сотен публицистич. работ, мн. из к-рых посвящены памятникам истории и культуры СПб. Один из создателей петерб. текстологич. школы изучения др.-рус. лит-ры. Отстаивал европ. характер петерб. культуры, защищал не только конкретные ист. памятники, но и следование градостроит. замыслам Петра I в целом, воссоздавал "культурную топографию" города нач. 20 в. Особое значение для истории СПб. имеют "Воспоминания" Л. (СПб., 1995). Сталинская пр. (1952), Гос. пр. СССР (1969), Гос. пр. РФ (1993). В 1917-49 Л. жил на Лахтинской ул., 9, в 1949-64 - в Басковом пер. 35, с 1964 - на 2-м Муринском просп., 44 (мем. доска). Похоронен на Комаровском кладб. Имя Л. носит школа № 47 Петрогр. р-на. Лит.: Дмитрий Сергеевич Лихачев. 3-е изд., доп. М., 1989. (Материалы к биобиблиогр. ученых СССР. Сер. лит.и яз.; Вып. 17); К 90-летию академика Дмитрия Сергеевича Лихачева // Тр. Отд. древнерус. литературы / Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) РАН. СПб., 1997. Т. 50. С. 3-82; Дмитрий Лихачев и его эпоха: Воспоминания. Эссе. Документы. Фотографии. СПб., 2002. А. Г. Бобров.
| | | hidden Ломоносов М.В. (1711-1765), ученый, поэт | ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765), ученый, поэт, просветитель. Из семьи зажиточного помора. В 1731-35 учился в Москве, с нач. 1736 - в Академич. ун-те в СПб., с осени 1736 до 1741 - за границей. С 1742 адъюнкт физ. класса, с 1745 проф. (акад ... | | ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765), ученый, поэт, просветитель. Из семьи зажиточного помора. В 1731-35 учился в Москве, с нач. 1736 - в Академич. ун-те в СПб., с осени 1736 до 1741 - за границей. С 1742 адъюнкт физ. класса, с 1745 проф. (акад.) химии Петерб. АН. В 1746 впервые стал читать в Академич. ун-те публ. лекции по физике на рус. яз. В 1748 создал первую в России хим. лабораторию (помещалась в "Ботаническом огороде" АН, близ дома, где жил Л., - между 1-й и 2-й линиями В. О.; не сохр.). В 1753 по инициативе Л. в Усть-Рудице осн. ф-ка цветного стекла (работала до 1768, на ее месте - мем. обелиск). В 1758 Л. открыл в СПб. мозаичную мастерскую, где под его рук. созданы панно "Полтавская баталия" (1762-64; ныне в здании АН) и ряд мозаичных портретов (в 1763 Л. избран поч. ч. АХ). С 1757 Л. - советник Канцелярии АН, в 1758 ему поручено "смотрение" за Геогр. деп-том, Ист. собранием, Академич. ун-том и Академич. гимназией. В СПб. созданы осн. филол. труды Л.: "Краткое руководство к красноречию" (1748) - курс общей теории лит-ры; "Рос. грамматика" (1757); трактат "Предисловие о пользе книг церковных в рос. яз." (1758), в к-ром изложено учение о трех стилях применительно к рус. лит. языку и жанрам рус. лит-ры. Теоретически обосновав силлабо-тонич. систему стихосложения, Л. как поэт явился создателем рус. оды (первый образец ее - ода "...На взятие Хотина", 1739, опубл. 1751), прежде всего религ.-филос. содержания ("Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния", 1743, опубл. 1748); писал также сатиры, поэмы, трагедии в стихах. По замыслу Л. создан первый рус. науч.-лит. журнал "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" (выходил в СПб. в 1755-64). В ист. соч. Л. высоко оценил деятельность Петра I, подчеркивал ист. значение основания СПб. как важного этапа в борьбе за выход России к Балт. м. С 1757 жил в собств. доме на правом берегу р. Мойка (полностью перестроен в 1843-45; мем. доска на д. 61 по Б. Морской ул.). Похоронен на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры. В 1915 Барачевская ул. в с. Рыбацкое (ныне в черте города) переим. в Ломоносовскую ул. (в 1987 упразднена). В 1948 г. Ораниенбаум переим. в г. Ломоносов, Чернышев мост, Чернышева пл. и Чернышев пер. переим. в мост, площадь и улицу Ломоносова, в честь Л. названы ст. метро "Ломоносовская", ряд пром. пр-тий ( в т.ч. Ломоносовский фарфоровый завод). В 1949 в здании Кунсткамеры, где с 1741 работал ученый (мем. доска), открыт Ломоносова М. В. музей. Бюст Л. установлены на пл. Ломоносова (1892, скульп. П. П. Забелло, арх. А. С Лыткин), пам. - на Университетской наб. (1986, скульп. Б. А. Петров, В. Д. Свешников, арх. Э. А. Тяхт, И. А. Шахов). Лит.: Лихоткнн Г. А. Ломоносов в Петербурге. Л., 1981; Белявский М. Т. ...Все испытал и все проник. 2-е изд. М., 1986; Ломоносов: Краткий энциклопедич. словарь. СПб., 1999; Судьба мемориального наследия М. В. Ломоносова // Петербургская Академия наук в истории академий мира: Материалы междунар. конференции. СПб., 1999. Т. 3. О. Н. Ансберг.
| | | hidden Нартов А.К. (1693 -1756), механик | НАРТОВ Андрей Константинович (1693-1756, СПб.), механик. Работал при Моск. монетном дворе, в арт. ведомстве. В СПб. с 1712, личный токарь царя Петра I, после его кончины (1725) вместе с токарней поступил в ведение Петерб. АН ... | | НАРТОВ Андрей Константинович (1693-1756, СПб.), механик. Работал при Моск. монетном дворе, в арт. ведомстве. В СПб. с 1712, личный токарь царя Петра I, после его кончины (1725) вместе с токарней поступил в ведение Петерб. АН. Изобрел и построил ряд токарных станков, предложил новые способы отливки пушек, станки для сверления канала ствола, оригинальные запалы и пр. Станки Н. хранятся в Эрмитаже, Воен.-ист. музее артиллерии, инж. войск и войск связи, Летнем дворце Петра I, его рукописный труд "Театрум Махинорум" - в РНБ. Похоронен при ц. Благовещения на Васильевском о., в 1930-х гг. прах перенесен в Некрополь 18 в. Лит.: Данилевский В. В. Нартов и "Ясное зрелище машин". М.; Л., 1958; Гизе М. Э. Нартов в Петербурге. Л., 1988. В. В. Чепарухин.
| | | hidden ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672–1725, СПб.), царь (с 1682), император (с 1721) | ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672–1725, СПб.), царь (с 1682), император (с 1721). Сын царя Алексея Михайловича от второго брака (с Н. К. Нарышкиной). Провел военную реформу (созданы регулярные армия и флот), реформу государственного управления ... | | ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (1672–1725, СПб.), царь (с 1682), император (с 1721). Сын царя Алексея Михайловича от второго брака (с Н. К. Нарышкиной). Провел военную реформу (созданы регулярные армия и флот), реформу государственного управления, податную реформу (введено подушное обложение, укреплено крепостное право). П. стремился перенести в Россию государственное устройство, экономические и культурные особенности стран Западной Европы, которые он посетил во время Великого посольства в 1697-98; привлекал на службу иностранных специалистов. Он интересовался наукой и техническими новшествами, по его распоряжению в России создана Академия наук (в 1724). Реформы П., проводимые жесткими методами, существенно изменили бытовой уклад русской жизни. В 1700-21 П. вел войну со Швецией (Северная война), в результате которой Россия получила земли Приневья, Прибалтику, юго-восточную Финляндию (Выборг). Похоронен в СПб. в Петропавловском соборе. В 1703 в дельте Невы П. Основал СПб. П. лично участвовал в разработке градостроительных планов, планируя создать город-порт (по образцу Венеции и Амстердама) с многочисленными реками и каналами, удобными для плавания судов и передвижения жителей. В период правления П. были проложены первые каналы: Кронверкский проток вокруг Петропавловской крепости (1706), Крюков канал между Невой и Мойкой (1717-19), Зимняя канавка (1718), Лебяжий канал (1716), впоследствии засыпанные Красный канал между Мойкой и Невой (1711), Лиговский канал, каналы на Васильевском о-ве, Адмиралтейский канал (1711-20). В 1718 началась прокладка Ладожского канала вдоль южного берега Ладожского оз. от р. Волхов до Невы (впоследствии им. Петра Великого, ныне – Староладожский канал) для безопасного прохождения торговых судов к СПб. (осенью 1724 П. лично инспектировал строительство). В Летнем саду и Петергофе были устроены фонтаны (см. Петергофская фонтанная система). На улицах СПб. строились водоотводы в виде канав, укрепленных досками, для стока воды использовались также подземные деревянные трубы. В ходе раскопок 2000-02 у здания Двенадцати коллегий на Стрелке Васильевского о-ва археологи обнаружили кирпичный коллектор 1-й четверти XVIII в., который служил для отвода сточных вод с прилежащей территории. В период правления П. издавались указы о запрете засорять реки и каналы СПб. (в т. ч. устраивать свалки, ошкуривать бревна на берегах рек и т. п.), о соблюдении правил движения и стоянки судов. В 1718 в обязанность полиции вменялось наблюдение за состоянием стоков с улиц к рекам. П. проводил первые мероприятия по защите СПб. от наводнений. В 1715 П. приказал систематически измерять уровень воды в Неве, в 1721 было организовано постоянное наблюдение техников за укреплением берегов Большой Невы. Первые деревянные набережные были построены на Петроградском (в 1-й трети XVIII в. – Городском) о-ве и на левом берегу Невы между Главным Адмиралтейством и Летним садом. У Зимней канавки и на территории Летнего сада в 1718-23 появились каменные набережные. Лит.: Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. СПб., 2003; Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII в. М.; Л., 1957; Павленко П.И. Петр Великий. М., 1998. А. Ю. Чистяков
| | | hidden Пушкин А.С. (1799-1837), поэт | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп ... | | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп. в Царском Селе" на лицейском экзамене 8.1.1815 в присутствии Г. Р. Державина. По окончании лицея служил в Коллегии иностр. дел. В 1820 выслан из СПб. в Кишинев, Одессу, затем в с. Михайловское Псковской губ. В 1827-31 бывал в СПб. наездами (останавливался в Демутовом трактире). Переехал в СПб. в 1831 после женитьбы на Н. Н. Гончаровой. Чл. об-ва "Арзамас", кружка "Зеленая лампа"; был тесно связан с ВОЛРС. Имел широкий круг лит. знакомств, общался с А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, Н. М. Карамзиным, Е. А. Баратынским, К. Н. Батюшковым, П. А. Плетневым, Н. В. Гоголем, А. С. Грибоедовым и мн. др. В разное время посещал салоны княгини Е. И. Голицыной, А. Н. Оленина, Карамзиной салон, салон Д. Ф. Фикельмон, Одоевского салон, Смирновой-Россет "среды" и др. Печатался в журналах "Сын Отечества", "Библиотека для чтения", альманахах "Полярная звезда", "Северные цветы" и др. Принимал близкое участие в издании "Литературной газеты"; создатель журнала "Современник". В СПб. вышли первая книга П. - поэма "Руслан и Людмила" (1820), первый поэтич. сб. "Стихотворения" (1826), прижизн. собр. соч. - "Стихотворения Александра Пушкина" в 4 ч. (1829-35), первое отд. полное изд. ром. "Евгений Онегин" (1833), "Повести, изданные Александром Пушкиным" (1834), "Поэмы и повести Александра Пушкина" в 2 т. (1835) и мн. др. произведения. СПб. - город ранней лит. славы поэта и место его последней жизненной драмы. П. был смертельно ранен на дуэли в окрестностях СПб. у Черной речки [в 1937 на предполагаемом месте дуэли установлен обелиск (арх. А. И. Лапиров, скульп. М. Г. Манизер)]. Его отпевали в Конюшенного ведомства церкви (Конюшенная пл., 1; мем. доска). Наследник лит. традиции 18 в., П. гармонично соединил в своем творчестве разл. жанры и стили как в поэзии, так и в прозе, создавая новый язык лит-ры и новую манеру письма, определившую развитие рус. лит-ры 19-20 вв. В творчестве П. впервые в рус. лит-ре возникает комплексное, разноаспектное описание СПб.; поэт описывает прошлое города и настоящее как результат этого прошлого. Город становится одним из героев его произведений - законченное худож. оформление получает феномен, впоследствии назв. "петерб. текстом", к-рый развивается в произведениях Гоголя, Ф. М. Достоевского и мн. др. рус. писателей. Тема СПб. у П. тесно связана с осмыслением реформаторской деятельности Петра I (неоконч. роман "Арап Петра Великого", 1827; "Пир Петра Первого", 1835; подготовит. материалы к "Истории Петра", 1835; др.); архит. реалии олицетворяют разл. стороны рус. истории и государственности (см., напр., Михайловский замок как символ тирании в оде "Вольность", 1817, написанной, по мем. преданию, в доме бр. А. И. и Н. И. Тургеневых на наб. Фонтанки, 20); разноликой предстает совр. жизнь города (аристократич., светский, культурный СПб. в насыщенной топографич. приметами 1-й гл. "Евгения Онегина"; быт петерб. окраины в поэме "Домик в Коломне", 1830; др.). Колоссального символич. напряжения исполнен образ СПб. в поэме ("петерб. повести" - согласно жанровому определению П.) "Медный всадник" (1833; впервые опубл. со значит. искажениями посмертно в 1837). Безусловная апология СПб. оборачивается в произв. темой роковой угрозы и катастрофич. гибели города по воле "Божией стихии", а торжество ист. гения Петра, творч. сил разума и воли, славы России, запечатленное в облике СПб., подвергается суровому и трагич. испытанию мерой страдания частного человека. В становлении "петерб. текста" рус. лит-ры значит. роль сыграла также пов. "Пиковая дама" (1834) с ее фантастич. атмосферой и особым, "совершенно петерб. типом" (Достоевский) героя (домом старой графини традиционно считается дом княгини Н. П. Голицыной на М. Морской ул., 10). Петерб. адреса П.: 1817-20 - наб. р. Фонтанки, 185 (мем. доска); 1831 - Царское Село, Колпинская ул. (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2; мем. доска; ныне Пушкина А.С. музей-дача); 1831-32 - Галерная ул., 53 (мем. доска); 1832 - Фурштатская ул. (дом не сохр., участок д. 20); 1832-33 - Б. Морская ул., 26; 1833-34 - Пантелеймоновская ул. (ныне ул. Пестеля), 5; 1834-36 - Французская наб. (ныне наб. Кутузова), 32 (мем. доска); 1836-37 - наб. р. Мойки, 12 (мем. доска; ныне Пушкина А. С. мемориальный музей-квартира). Именем П. названы Пушкинская улица (с 1881) и ряд др. улиц в Пушкинском, Павловском, Колпинском, Курортном, Красносельском р-нах. В 1937-89 Биржевая пл. называлась Пушкинской. Имя П. носят Детская библиотека, Рос. гос. акад. театр драмы (см. Александринский театр), Русской литературы институт РАН (Пушкинский Дом), где хранится рукописное наследие поэта, ст. метрополитена и др. объекты. В 1937 Детское Село (быв. Царское Село) переим. в г. Пушкин. См. также ст. Пушкину А. С. памятники. Лит.: Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. Л., 1983; Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. "Печальну повесть сохранить...": Об авторе и читателях "Медного всадника". М., 1985; Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И. З., Бочаров С. Г. Пушкин: Крат. очерк жизни и творчества. М., 2002. Д. Н. Ахапкин, Д. Н. Чердаков.
| | | hidden Радищев А.Н. (1749-1802), писатель | РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802, СПб.), писатель, надворный советник (1780). В 1762-66 воспитывался в Пажеском корпусе. В 1766-71 учился в Лейпцигском ун-те. В 1771-73 служил в Сенате, в 1773-75 на воен ... | | РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802, СПб.), писатель, надворный советник (1780). В 1762-66 воспитывался в Пажеском корпусе. В 1766-71 учился в Лейпцигском ун-те. В 1771-73 служил в Сенате, в 1773-75 на воен. службе, в 1777-80 - в Коммерц-коллегии, с 1780 пом. управляющего, с 1790 управляющий С.-Петерб. таможней. В 1774 посещал собрания масонской ложи "Урания". 1780-е гг. - время наиб. интенсивной лит. деятельности Р. В числе созданных им произв. - "Письмо другу, жительствующему в Тобольске..." (1782), посвященное открытию пам. Петру I (Медного всадника), ода "Вольность" (1781-83). В 1790 тиражом 650 экз. Р. отпечатал в своей домашней типографии "Путешествие из Петербурга в Москву" - синтетическое в жанрово-стилистич. отношении произв., где путешествие повествователя трактуется как преодоление в слове соц. и нравств. зла. Имп. Екатерина II восприняла эту книгу как полит. акт, подрывавший устои самодержавия. По ее повелению Р. был заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В 1796 освобожден по повелению имп. Павла I, в 1801 амнистирован имп. Александром I, вернулся в СПб., служил в Комиссии для составления законов. В ночь на 12 сент. покончил с собой. Похоронен на Волковском православном кладб. (могила не сохр.; мем. доска). В 1775-90 жил в собств. доме на Грязной ул. (ныне ул. Марата, 14; мем. доска), в 1801-02 - на совр. Можайской ул., 15 (дом не сохр.). Именем Р. названы ул. (быв. Преображенская) и пер. (быв. Церковный), а также улица в Пушкине и Кожевенный з-д в СПб. В 1923-89 имя Р. носила Преображенская пл. Лит.: Кулакова Л. И., Салита Е. Г., Западов В. А. Радищев в Петербурге. Л., 1976; Кочеткова Н. Д. Радищев и масоны // Рус. лит. 2000. № 1. С. 103-107. В. А. Кузнецов, Д. Н. Чердаков.
| | | hidden Фельтен Ю.М., (1730-1801), арх. | ФЕЛЬТЕН (Velten) Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) (1730, СПб. - 1801, там же), архитектор, проф. АХ (с 1775; чл. Совета с 1785, дир. в 1789-94), статский советник (1784) ... | | ФЕЛЬТЕН (Velten) Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) (1730, СПб. - 1801, там же), архитектор, проф. АХ (с 1775; чл. Совета с 1785, дир. в 1789-94), статский советник (1784). Представитель раннего классицизма, в нек-рых его проектах отразились предромантич. тенденции. Учился при Петерб. АН (1740-45), в Тюбингенском ун-те в Германии (1745-50), в 1750-52 служил в чине "архитектурии гезеля" в АН, где продолжал обучение у арх. И. Я. Шумахера. В 1754-62 работал под рук. Ф. Б. Растрелли (с 1760 один из его гл. помощников, в т. ч. по постройке Зимнего дворца). Гл. архитектор Канцелярии от строений (1762-84), придворный архитектор, проф. архитектуры (1772). Руководил стр-вом первых кам. набережных Невы (Дворцовая, 1763-73; Английская, 1770-88), по его проекту возведена Невская ограда Летнего сада (1771-84, совм. с П. Е. Егоровым). Др. постройки в СПб.: Александровский ин-т (1765-75; ул. Смольного, 3), Большой (Старый) Эрмитаж (1771-87), Лютеранская церковь Святой Екатерины, Армянская церковь, Лютеранская церковь Святой Анны, Рождества Иоанна Предтечи церковь, Чесменский дворец, Чесменская церковь (две последние постройки - в духе ложной готики), галерея-переход над Зимней канавкой (1783). Ф. руководил установкой памятника Петру I (см. "Медный всадник") и перепланировкой Петровской (ныне Декабристов) пл. (1782). В Петергофе: фонтан "Солнце" в Нижнем парке (1772-76); перестройка интерьеров Большого дворца. В Екатерининском парке Царского Села: Готич. чугунные ворота (1770-80), Башня-руина (1771-73), Скрипучая (Китайская) беседка (1778-82), "Зубовский" флигель Екатерининского дворца. Построил здание гранильной ф-ки (1777). В 1773-84 жил в собств. доме (наб. р. Мойки, 20, не сохр.). Лит.: Коршунова М. Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988; Ее же. Юрий Фельтен // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997. С. 465-526; Коренцвит В. А. Дом Ю. М. Фельтена на Мойке // Краеведческие записки: Исслед. и материалы. СПб., 2000. Вып. 7. С. 201-206. В. А. Фролов.
| | | hidden | ЯНТАРНАЯ КОМНАТА, один из уникальных интерьеров Б. Царскосельского дворца, памятник декорат.-прикладного иск-ва 18 в. Стены Я. к. отделаны панелями из янтаря (единств. пример использования янтаря в рус. архитектуре) ... | | ЯНТАРНАЯ КОМНАТА, один из уникальных интерьеров Б. Царскосельского дворца, памятник декорат.-прикладного иск-ва 18 в. Стены Я. к. отделаны панелями из янтаря (единств. пример использования янтаря в рус. архитектуре). В 1716 Петр I, находясь в Габельберге (близ Берлина), получил в подарок от прус. короля Фридриха Вильгельма I янтарный кабинет, но установить его сразу не удалось. Впервые в СПб. Я. к. была устроена для будущей имп. Елизаветы Петровны в 3-м Зимнем дворце. В 1745 взошедший на прус. престол Фридрих II подарил имп. Елизавете Петровне четвертую янтарную раму, выполненную по его заказу в Кенигсберге (в дополнение к трем, подаренным Петру I). В эти же годы Ф. Растрелли, перестраивавший Б. Царскосельский дворец, включил Я. к. в число парадных помещений. Панели и рамы, хранившиеся в Летнем дворце Петра I в СПб. из предосторожности были перенесены в Царское Село на руках. Для устройства Я. к. помещение пл. 96 м2 оказалось слишком просторным. Растрелли предложил 3-ярусную композицию отделки, поместив имевшиеся панели и рамы в среднем ярусе. Выше и ниже стены были затянуты холстом и расписаны худ. И. И. Бельским под янтарь. В 1758 прус. мастер янтарного дела Ф. Роггенбук возглавил изготовление новых янтарных изделий в созданной на месте мастерской. В течение четырех лет было изготовлено восемь щитов нижнего яруса и восемь филенок (израсходовано 450 кг янтаря). Флорентийские мозаики исполнены в Италии в мастерской "Петродуру" по картонам худ. Д. Дзокки. Во время Вел. Отеч. войны убранство Я. к. было вывезено герм. властями в Кенигсберг, с 1944 его следы теряются. В 1990-х гг. в Германии обнаружены два предмета из Я. к., к-рые были переданы Музею-заповеднику "Царское Село". Работы по восстановлению Я. к. начались в 1986 (рук. - арх. А. А. Кедринский). Возрожденная Я. к. торжественно открыта в мае 2003. Лит.: Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра. Калининград, 2002; Янтарная комната: Три века истории / И. П. Саутов, А. А. Кедринский, Л. В. Бардовская, Н. С. Григорович. СПб., 2003. О. А. Чеканова. Персоны Бельский Иван Иванович Дзокки Джузеппе Елизавета Петровна, императрица Петр I, император Растрелли Франческо де Роггенбук Ф. Фридрих II, король Фридрих Вильгельм, герцог
| | | hidden | Петр I жалует А.Д.Меншикову города Копорье и Ямбург. Среди поместий Копорского уезда числится Сарская мыза с одноэтажным деревянным домом и хозяйственными постройками. ... | | Петр I жалует А.Д.Меншикову города Копорье и Ямбург. Среди поместий Копорского уезда числится Сарская мыза с одноэтажным деревянным домом и хозяйственными постройками. Персоны Петр I, император
| | | hidden | 11 (24 н.ст.) июня. Петр I передает часть владений Меншикова своей жене Екатерине Алексеевне, в том числе Сарскую мызу. «Его Царское Величество соизволит отдать Катерине Алексеевне в Копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним ... | | 11 (24 н.ст.) июня. Петр I передает часть владений Меншикова своей жене Екатерине Алексеевне, в том числе Сарскую мызу. «Его Царское Величество соизволит отдать Катерине Алексеевне в Копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним деревнями, с крестьянами и со всеми угодьи». Из письма Меншикова Лариону Думашеву, Копорскому коменданту. 24 июня 1710 г. Персоны Екатерина I, императрица Меншиков Александр Данилович, светлейший князь Петр I, император
| | | hidden | По указанию императрицы Елизаветы Петровны в Царское Село из Петербурга прибывает знаменитая Янтарная комната, подарок прусского короля Фридриха-Вильгельма I Петру I в 1716 году. ... | | | | | | |