| -
hidden Памятники истории и культуры | Растрелли Франческо де (1700-1771) hidden Арсенал (Монбижу) (ансамбль Александровского парка) | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина.В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий ... | | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина. В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий увеселительный павильон Монбижу (mon bijou – моя драгоценность), парный к Эрмитажу, с богато оформленными фасадами и интерьерами. Он возвышался на восьмиугольной площадке, на той же оси, что и Эрмитаж, и также был обрамлен каналом. От Монбижу диагональные просеки вели к угловым бастионам ограды Зверинца. В павильоне Монбижу, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, государыня принимала послов Франции и Австрии. Охотничий увеселительный павильон Монбижу с течением времени сильно обветшал. В 1817–1834 гг. его перестроили архитекторы А. А. Менелас и А. А. Тон. Основой нового композиционного решения послужил центральный двухэтажный объем Монбижу. Считается, что в обработке фасадов использованы архитектурные мотивы одного из готических замков Англии – Шрубс-Хилла, известного по гравюрам. Здание после перестройки превратили в музей. Император Николай I повелел разместить здесь богатейшую коллекцию оружия, доспехов, восточных чепраков, приказав назвать павильон новым именем Арсенал. Впоследствии коллекции Арсенала передали в Императорский Эрмитаж и другие музеи, их место заняли модели форм русских конных полков. Кроме того, здесь выставлялись коллекции стекла и фарфора Императорского фарфорового завода. Арсенал (Монбижу) был частично поврежден во время войны и до настоящего времени не восстановлен. Г. В. Семенова Персоны Менелас Адам Адамович Николай I, император Растрелли Франческо де Тон Александр Андреевич Чевакинский Савва Иванович Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Большая оранжерея с садом | Здание было построено в 1750-е гг. по проекту Ф. -Б. Растрелли в формах архитектуры барокко. Строительством руководил архитектор С. И. Чевакинский. В 1820-1828 гг. В. П. Стасов перестроил здание в стиле классицизма ... | | Здание было построено в 1750-е гг. по проекту Ф. -Б. Растрелли в формах архитектуры барокко. Строительством руководил архитектор С. И. Чевакинский. В 1820-1828 гг. В. П. Стасов перестроил здание в стиле классицизма. Со временем в оранжерее сформировалось значительное по количеству собрание редких экзотических растений из Америки, Африки, Индии, Испании, Ближнего Востока: кофейные деревья, кактусы, апельсины, коллекции ананасов, лавров. Одним из первых ученых хранителей редких растений был садовый мастер Иоганн (Джон) Буш. Кадки с растениями на летнее время выставлялись перед Екатерининским дворцом и вдоль Садовой улицы. Помещения в оранжерее традиционно использовались под жилье садовых мастеров и др. служащих. Здесь в разное время проживали И. Буш, любимец Александра I Ф. Ф. Лямин, Ч. Камерон, управляющие Царским Селом Леонтьев и Я. В. Захаржевский. В 1933–1934 архитектор В. И. Яковлев приспособил здание для учебных целей института молочной промышленности, использовав неосуществленный в свое время проект В. П. Стасова. Г. В. Семенова Персоны Буш Иоганн Захаржевский Я.В. Камерон Чарлз Леонтьев А.И. Лямин Ф. Ф. Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Яковлев Всеволод Иванович Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г. Оранжерейная ул./Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 14
| | | hidden «Грот», павильон (ансамбль Екатерининского парка) | Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка ... | | Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка. Подобный садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, наряду с Эрмитажем являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII. Проект Грота для императрицы Елизаветы Петровны в 1749 г. разработал архитектор Растрелли, под его же руководством проводились строительные работы. На его отделку пошло 210 тысяч крупных морских раковин и 17½ пудов мелких. Строительство его затянулось, и даже в 1761 г., когда закончили строительные работы Екатерининского дворца, Грот числился среди незавершенных парковых сооружений. Фасады Грота отличаются богатством и пышностью барокко Растрелли. Причудливый купол завершал резной из дерева фонтан, струи которого растекались по граням. Архитектурный декор исполнен в характерных для Растрелли приемах: сгруппированные попарно рустованные колонны композитного ордера, пилястры, разорванные фронтоны, сложнейшая скульптурная декорация, фигурные заполнения дверных проемов с остекленными дверями. Решение наличников арочных окон и дверей, окон-люкарн отличается обилием декоративных мотивов, лепной отделки и одновременно органичным синтезом архитектурных и скульптурных композиций. Связь павильона с водным царством Нептуна выявляет скульптурная декорация: закрученные волютами дельфины, маски Нептуна, фигурки тритонов, головки нереид, морские растения и раковины, помещенные на капителях колонн, наличниках и над окнами. Объемно-планировочное решение интерьеров с крепованным карнизом, приставленными к стенам колоннами характерно для стиля барокко своими скругленными углами, нишами для статуй, экседрами на торцовых фасадах. При Елизавете Петровне не успели отделать интерьеры морскими раковинами и камнями. Существующая ныне штукатурная отделка интерьеров исполнена архитектором А. Ринальди в 1771 г. при Екатерине II. Грот в ее время часто называли «Залой антиков» по собранному здесь собранию античной скульптуры и ваз или «Утренней залой». В ясную солнечную погоду императрица, встававшая всегда рано, любила здесь работать по утрам, заниматься литературой, в часы восхода солнца наблюдая пейзажную картину парка и меняющиеся под солнечными лучами краски, свет и тени, скользящие по зеркальной глади воды. Вид от Грота особенно впечатляющ в это время суток, поскольку он находится на восточном берегу пруда, вытянутого в юго-западную сторону. Иногда в эти дни в Утренний зал специальным сигналом сзывалась молодежь для угощения чаем, кофе, или шоколадом. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Растрелли Франческо де Ринальди Антонио
| | | hidden | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем. начата разбивка Екатерининского парка. С 1743 велись работы по расширению дворца (арх. М. Г. Земцов), после его смерти ими руководили арх. А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, с кон. 1748 - арх. Ф. Растрелли. В мае 1752 имп. Елизавета Петровна повелела перестроить все сооруженное ранее, и в июле 1756 Е. д. был завершен. Тогда же окончательно оформлен зап. парадный двор, обрамленный одноэтажными полуциркульными корпусами - циркумференциями, и великолепной кованой оградой с вызолоч. деталями и воротами по центр. оси дворца. Фасады декорированы лепными фигурами кариатид, картушами, масками (скульп. И. Ф. Дункер), выделенными охристым цветом на бирюзовом фоне (до 1770-х гг. лепнина была позолоч.). Первонач. парадная лестница Е. д. находилась в юж. части здания, на 2-м этаже располагалась "Золотая анфилада", включавшая 5 "антикамер", двусветный Большой зал и ряд гостиных, резные наддверные украшения к-рых создавали впечатление золотого потока. В числе интерьеров - Янтарная комната. Протяженность Е. д. по фасаду - св. 325 м. Центр. часть здания ("Средний дом") в плане сохранила параметры дворца имп. Екатерины I. Боковые крылья на месте первоначально открытых террас соединяют центр. часть с боковыми флигелями: сев. - Церковным (1779-84, арх. И. В. Неелов) и юж. - Зубовским (1778-84, арх. Ю. М. Фельтен). При имп. Екатерине II в 1780-х гг. по проектам Ч. Камерона созданы новые интерьеры: Арабесковая, Лионская гостиные, Серебр. кабинет и др. в юж. части Е. д., комнаты на половине вел. князя Павла Петровича (Зеленая столовая, Опочивальня и др.) в сев. части. К юго-вост. части Е. д. примыкает комплекс т. н. Камероновой галереи, Холодных бань ("Агатовых комнат"), висячего сада и пандуса (1780-87; 1792-94). В 1817-20 и в 1840-х гг. изменения в интерьеры вносил арх. В. П. Стасов, в 1860-63 арх. - И. А. Монигетти ("Китайская" парадная лестница в центр. части). С 1918 Е. д. - дворец-музей, в 1941-44 практически полностью разрушен, восстановление по проекту арх. А. А. Кедринского началось в 1957, реставрац. работы продолжаются и ныне. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Браунштейн Иоганн-Фридрих Дункер Иоганн Франц Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Земцов Михаил Григорьевич Камерон Чарлз Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Монигетти Ипполит Антонович Неелов Илья Васильевич Павел I, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази. Регулярный Старый сад (1717-20-е гг., садовые мастера Я. Роозен, И. Фохт) устроен на насыпных террасах к С. от пруда. На верхней террасе у Екатерининского дворца партерные газоны и цветники, на следующей - два малых пруда, на нижней - боскеты между расходящимися тремя лучами аллеями, ведущими к поперечному Рыбному кан., за к-рым в т. н. Дикой роще - павильон Эрмитаж (1744-54, арх. М. Г. Земцов, Ф. Растрелли). На берегу пруда павильон Грот (Утренний зал) (1749-61, арх. Растрелли). На дорожках сада мраморные скульптуры и бюсты нач. 18 в. (мастера А. Тарсиа, П. Баратта и др.). В кон. 1770-х гг. на террасах сада по проектам арх. И. В. Неелова (см. Нееловы) сооружены в классич. стиле павильоны Верх. и Ниж. ванны, при входе со стороны Дикой рощи - Эрмитажная кухня в стиле ложной готики. При имп. Екатерине II прекращена фигурная стрижка деревьев, сад утратил черты регулярности. Пейзажная часть Е. п. (1762-96, садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, арх. В. И. Неелов) расположена вокруг Большого пруда, геометрич. очертания к-рого были изменены в стиле ландшафтной планировки, устроены искусств. островки: Большой (с "залом на острову", 1794, арх. Дж. Кваренги), Дикий, Каменный, Кроличий. С Большим прудом соединены искусств. Нижние (Каскадные) пруды. На вост. берегу Большого пруда - комплекс Адмиралтейства (1773-77, арх. В. И. Неелов). В память побед в рус.-тур. войнах 2-й пол. 18 в. в пейзажной части парка по проектам арх. А. Ринальди сооружены Морейская колонна (1771), Кагульский обелиск (1771-72), Чесменская колонна (1774-76). В юж. части Е. п. - Башня-руина с насыпным пандусом (1771-73); Готич. ворота (1777-80, арх. Ю. М. Фельтен), Гатчинские (Орловские) ворота (1777-78, арх. Ринальди), близ к-рых - за границей парка - Крымская колонна (1777-85, скульп. Г. И. Козлов). К Ю.-З. от Большого пруда, за Сибирским (Палладьевым) мостом (1772-74, арх. В. И. Неелов), - Лебяжьи пруды с плотинами и каскадами. В этой же части парка - Пирамида с кладбищем для дворцовых собачек, рядом - Водный лабиринт. В зап. части Е. п. - Рамповая аллея и гранитная терраса (1809, арх. Л. Руска), на к-рой в 1850-х гг. установлены копии античных скульптур (мастер И. А. Гамбургер). От террасы - спуск к фонтану "Молочница" (1816, инж. А. А. Бетанкур; изваяние девушки - скульп. П. П. Соколов). К З. от Рамповой аллеи - Верхние пруды, в р-не к-рых находятся Концертный зал на островке с Кухней-руиной (1782-88, арх. Кваренги) и павильон Вечерний зал (1796, арх. И. В. Неелов, 1810-11, арх. Руска). Е. п. отделен от Китайской деревни Подкапризной дорогой. В 19 в. в Е. п. сооружены: ворота "Любезным моим сослуживцам" (1817, арх. В. П. Стасов), Турецкая баня (1850-е гг., арх. И. А. Монигетти), разбит Собственный сад с мраморной перголой и фонтаном (1865, арх. А. Ф. Видов). В 1960-70-х гг. восстановлена регулярная планировка "Старого сада" (арх. Н. Е. Туманова). Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Баратта Пьетро Бетанкур Августин Августинович Буш Джозеф (Джон) Видов Александр Фомич Гамбургер И.А. Екатерина II, императрица Земцов Михаил Григорьевич Ильин Т. Кваренги (Гваренги) Джакомо Козлов Гавриил Игнатьевич Монигетти Ипполит Антонович Неелов Василий Иванович Неелов Илья Васильевич Растрелли Франческо де Ринальди Антонио Роозен Ян Руска Луиджи (Алоизий Иванович) Соколов Павел Петрович Стасов Василий Петрович Тарсиа Антонио Туманова Наталья Евгеньевна Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Фохт И.
| | | hidden Зверинец (ансамбль Александровского парка) | Самый ранний парковый район, основанный как Зверинец, составляет более половины территории Александровского парка. Место для него выбрали еще в 1710 г., что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной ... | | Самый ранний парковый район, основанный как Зверинец, составляет более половины территории Александровского парка. Место для него выбрали еще в 1710 г., что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной. Работы по обустройству местности выполнялись в 1718–1723 гг., в них принимали участие садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт. Зверинец по характеру оформления можно назвать второй «дикой рощей» в царскосельской усадьбе. Площадью он примерно в три раза превышал парадный сад того времени. Квадратный участок елового леса со сторонами в 1 версту был огорожен деревянным палисадом со рвом. Он размещался на центральной оси каменных хором, но со значительным между ними разрывом – более 400 сажень. К нему вела обсаженная липами и березами перспективная дорога. Посередине каждой из сторон Зверинца находились решетчатые столярной работы ворота с калитками. Сквозная решетчатая беседка, поставленная на искусственной горке, отмечала центр. Под ней находился засыпанный сверху землей каменный погреб, где хранились припасы для охоты. Просеки (т.н. «плезиры») от беседки вели к воротам и к углам. На протекавшей здесь речке Киоке или Кузминке выкопали Звериночный пруд, где водились щуки, соорудили мельничную плотину и на ней мельничный и житный амбары. С самого начала в Зверинце содержали лосей, оленей, маралов, кабанов, пускали и зайцев. Под начальством особого урядника лесничего, позднее вальдмейстера, были приставлены служащие для надсмотра за животными, равно и за исправным содержанием палисада. Кроме того, он же и вообще имел присмотр за лесами во всех царскосельских дачах. Для прикорма животных дворцовые крестьяне подряжались поставлять мох, с конюшенного двора поступало сено. Особенно привлекательной забавой в осеннее время была тетеревиная на чучела охота из убранных ельником будок на полозьях. Охотами на лосей, оленей, лисиц и зайцев, тетеревиной охотой в Царском Селе забавлялись Екатерина I, Петр II, цесаревна Елизавета, с придворными дамами и кавалерами. Охотничьи угодья взамен деревянного палисада по проекту архитектора Растрелли в 1750–1752 гг. обнесли каменной оградой высотой в 4½ аршина. По серединам сторон ограды в стенах были устроены проезды, два фаса пересекали реку Кузминку. Снаружи к юго-восточному фасу примыкала так называемая Зверинская линия Верхних теплиц, существовавших здесь с 1722 г. По углам каменной ограды инженер Петр Островский по правилам военно-инженерной науки соорудил четыре бастиона, завершенные беседками-люстгаузами. К ним вели диагональные просеки, начинавшиеся у площадки Монбижу. Царскосельский Зверинец служил и для представительских целей. Согласно с придворным церемониалом, здесь некоторое время устраивались охоты для дипломатического корпуса и других высокопоставленных гостей. В охотничьем павильоне Монбижу, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, императрица Елизавета принимала послов Франции и Австрии. Отношение к зверинцам стало изменяться с началом устройства пейзажных парков, с идеями которых плохо сочетались как охота и содержание диких зверей в неволе, так и непременное наличие глухой ограды. На их основе часто создавались новые пейзажные парки, и один из примеров тому – царскосельский Александровский парк. При Екатерине II, которая и сама была любительницей охоты, придворные охотничьи угодья вначале перенесли в окрестности Царского Села, в леса на реке Славянке, а оттуда в Гатчину. Постепенно Зверинец пришел в запустение, и только в 1799 г. император Павел I распорядился привести в порядок лесной массив, отремонтировать Монбижу, а также звериночные дороги и проспекты, но работы были приостановлены в 1801 г. Александр I в 1803 г. повелел отвести часть Зверинца для опытов созданной в Софии Школы лесоводства. В марте же 1814 г. в нем была учреждена садовая школа или «рассадник» – питомник для деревьев, понадобившихся в огромном количестве для посадок на обшиоглй территории создаваемого Александровского парка. В 1819–1823 гг. в Зверинце проложили пейзажные дороги и дорожки в дополнение к старым просекам. При этом восточный бастион, окруженный рвом, был сохранен и включен в новую ландшафтную композицию парка. Стену Зверинца и три бастиона разобрали, их места распланировали, рвы засыпали. Кирпич и камень от разборки пошли на строительство новых зданий: павильонов Белая башня, Шапель, комплекса Фермы, Звериночной линии теплиц, павильонов для лам и слонов, которые служили своеобразной маркировкой границ территории Зверинца. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Островский Петр Павел I, император Петр I, император Растрелли Франческо де Роозен Ян Фохт И. Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Катальная горка с павильоном | Катальная гора с двумя скатами (не сохранилась) была возведена в 1754–1756 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли. Третий деревянный форс или скат в 1765г. пристроил В. И. Неелов. Конструктивное решение принадлежало известному изобретателю и ученому А. К ... | Катальная гора с двумя скатами (не сохранилась) была возведена в 1754–1756 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли. Третий деревянный форс или скат в 1765г. пристроил В. И. Неелов. Конструктивное решение принадлежало известному изобретателю и ученому А. К. Нартову, сподвижнику Петра I. Катальная гора находилась между Рамповой аллеей и берегом Большого пруда и принадлежала к числу «увеселительных» парковых сооружений. Для «увеселения» использовалась русская народная забава – катание с гор, но здесь вместо саней скатывались на колясках по «форсам» — металлическим рельсам, проложенным по склону на остров Большого пруда. По образцу царскосельской была устроена впоследствии Катальная гора для Екатерины II в Ораниенбауме, от нее доныне сохранился нарядный павильон А. Ринальди. В ХХ в. Катальные горы русских парков возродились в устройстве аттракциона «американские горы». В 1792–1795 гг. разобрана. На месте павильона Катальной горы в 1809 г. Л. Руска соорудил ныне существующую Гранитную террасу. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Нартов Андрей Константинович Неелов Василий Иванович Растрелли Франческо де Ринальди Антонио Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
| | | hidden Концертный зал «на острову» Большого пруда | Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда ... | | Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда. На месте Люстгауза в 1746–1748 гг. арх. С.И. Чевакинский построил новый павильон «Зал на острову», прямоугольный в плане, с богатой барочной отделкой внутри и снаружи, которая впоследствии неоднократно изменялась. Здесь работали Ф.-Б. Растрелли с лепными мастерами Д.–Б. Джани и Г.–Ф. Партир. Затем Д. Кваренги привнес в облик павильона классицистические черты совместно с живописцами-декораторами Ф. Даниловым и А. делла Джакома. «Зал на острову» предназначался для концертов и приемов. Иногда здесь со времен Екатерины II играл духовой оркестр, который императрица любила слушать, находясь в Гроте. На остров переправлялись или с помощью парома, для чего служили две паромные пристани, или на лодках. И в настоящее время летом в этом павильоне проводятся концерты, на которые публику переправляют на пароме. Г. В. Семенова Персоны Джакома А. делла Екатерина II, императрица Кваренги (Гваренги) Джакомо Партир Г.-Ф. Растрелли Франческо де Ферстер И. К. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Нееловы В.И., И.В., П.В., арх. | НЕЕЛОВЫ, семья архитекторов, представители раннего классицизма и романтизма. Василий Иванович (1722-82), учился у С. И. Чевакинского и М. Г. Земцова, с 1744 работал с ними и с Ф. Б ... | | НЕЕЛОВЫ, семья архитекторов, представители раннего классицизма и романтизма. Василий Иванович (1722-82), учился у С. И. Чевакинского и М. Г. Земцова, с 1744 работал с ними и с Ф. Б. Растрелли в Конторе строений Царского Села, с 1760 архитектор в звании секунд-майора. Под впечатлением паркостроения Англии, к-рую посетил в 1770, создал пейзажную часть Екатерининского парка с романтич. павильонами: Пирамида (1770-71), неоготич. Адмиралтейство и Эрмитажная кухня (1774-76), "китайские" Малый и Большой капризы (1770-74, вместе с И. Герардом), Мраморный (Палладиев, или Сибирский) мостик в духе Палладио (1772-74). Его сыновья: Илья Васильевич (1745-93), окончил АХ (1770), после пенсионерской поездки в Италию, где он был избран чл. Болонской академии, работал с отцом в Царском Селе, пом. Ч. Камерона (с 1780); построил павильоны "Верхняя ванна" и "Нижняя ванна" (кон. 1770-х гг.) и Великокняжеский флигель Большого дворца (1788-92, впоследствии Лицей) в духе раннего классицизма, "готич." Баболовский дворец и др. Автор пейзажной части Александровского парка; Петр Васильевич (1749-1846), учился у отца и у Ж.-Б. Валлен-Деламота. В 1770-75 изучал садово-парковое иск-во в Англии. С 1794 работал в Царском Селе, завершая сложившийся парковый ансамбль. Автор Вечернего зала (1796, впоследствии перестроен Л. Руска). Лит.: Васильев Б. Л. Архитекторы Нееловы // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997. С. 879-900. Т. А. Славина.
| | | hidden | Нижние конюшни с фуражным двором, оградами и флигелем с жилыми покоями для конюшенных служителей построили в 1756–1762 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли и под руководством С. И. Чевакинского. Фасады в формах барокко сохранили свой нарядный облик ... | | Нижние конюшни с фуражным двором, оградами и флигелем с жилыми покоями для конюшенных служителей построили в 1756–1762 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли и под руководством С. И. Чевакинского. Фасады в формах барокко сохранили свой нарядный облик. В главном здании из трех корпусов, составляющих П-образный план, первоначально размещались конюшни на 200 лошадей и экипажные сараи для придворных карет. Для квартир унтер-шталмейстера и берейтора расширили и перестроили старый одноэтажный каменный дом гардеробмейстера Чулкова. В 1770 г. по проекту и смете архитектора В. И. Неелова возвели новый корпус, придавший главному зданию замкнутый план в виде каре. При императоре Павле здесь размещались гусарские казармы. К середине XIX в. строения сильно обветшали. Неоднократные внутренние перестройки производили архитекторы П. С. Садовников, А. Ф. Видов, построивший экипажный сарай в центре двора. В 1911 г. здесь размещались экспозиции сельскохозяйственных и пожарного отделов, Общества попечительства о трезвости Царскосельской Юбилейной выставки. После 1917 г. Конюшенный двор использовался Детскосельским отделением Ленинградского сельскохозяйственного института. В 1930-е гг. здесь находилась механическая база, впоследствии – ремонтно-механический завод Леноблдортранса НКВД. С 1944 по 1947 гг. здесь находился лагерь для военнопленных. Затем реставрировали и приспособили здание под общежитие улучшенного типа и профилакторий сельскохозяйственного института (ныне – Санкт-Петербургский аграрный университет). Работы велись в 1947-1950 гг. по проекту архитектора Т. М. Белорусовой (проектно-реставрационная мастерская № 3 ГИОП). Г. В. Семенова Персоны Белорусова Т. М. Видов Александр Фомич Неелов Василий Иванович Павел I, император Растрелли Франческо де Чевакинский Савва Иванович Чулков Адреса Конюшенная ул./Пушкин г., д. 1 Набережная ул./Пушкин г., д. 2 Садовая ул./Пушкин г., д. 18 Садовая ул./Пушкин г., д. 20
| | | hidden Растрелли Ф.Б., (1700-1771), арх. | РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Франческо де (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771), архитектор, художник-декоратор и график, крупнейший зодчий эпохи барокко. Сын Б. К. Растрелли. В 1716-25 работал в СПб ... | | РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Франческо де (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771), архитектор, художник-декоратор и график, крупнейший зодчий эпохи барокко. Сын Б. К. Растрелли. В 1716-25 работал в СПб., затем проходил обучение во Франции; в 1730-63 на службе при рос. дворе, обер-архитектор (1732). По проектам и под рук. Р. в столице и пригородах осуществлялось стр-во имп. резиденций с обширными комплексами "придворно-служительских" построек: Летних дворцов имп. Анны Иоанновны (1730, не сохр.) и Елизаветы Петровны (1742-47, не сохр.), Зимних дворцов: 3-го (1732-36), Временного (1755) и 4-го, ныне существующего (см. Зимний дворец), и монастыря на месте Смольного двора (1748-57, не завершен). Загородные Большие дворцы, радикально перестроенные и расширенные Р., - Петергофский (1746-55) и Царскосельский (1752-56) - благодаря его работам окончательно утвердились в значении центров уникальных дворцово-парковых ансамблей. В Царском Селе построил Садовый павильон ("Грот", 1749-61), перестроил Эрмитаж (1748-53) и Охотничий павильон (ок. 1754, не сохр.). В СПб. возвел дом князя Д. И. Кантемира (1720-24, капитально перестроен), Воронцовский дворец, Строгановский дворец, Путевой дворец "у Средней Рогатки" (1751-54, не сохр.). Творчество Р. характеризуется яркой самобытностью, неординарностью композиц. решений, что особенно сильно проявилось в церк. архитектуре. Опосредованное влияние мастеров юж.-герм. барокко, франц. рококо, в ранний период - "строит. деятельности петровско-петерб. эпохи" (В. Я.Курбатов) и моск. зодчества кон. 17 в. претворено мастером в собств. авторской манере, получившей назв. "стиль Р.". В 1991 в г. Пушкин установлен пам. Р. (скульп. М. Т. Литовченко). Лит.: Курбатов В. Я. Значение графа Бартоломео Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий. 1907. № 45. С. 461-463; № 47. С. 477-483; Павлуцкий Г. Творчество Растрелли в области церковного зодчества // Искусство, живопись, графика, худож. печать. 1912. № 1/2. С. 15-29; Денисов Ю. М., Петров А. Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. Л., 1963; Франческо Бартоломео Растрелли: Архит. проекты из собр. Гос. музея истории С.-Петербурга: Каталог. СПб., 2000. А. В. Бурдяло.
| | | hidden Фельтен Ю.М., (1730-1801), арх. | ФЕЛЬТЕН (Velten) Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) (1730, СПб. - 1801, там же), архитектор, проф. АХ (с 1775; чл. Совета с 1785, дир. в 1789-94), статский советник (1784) ... | | ФЕЛЬТЕН (Velten) Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) (1730, СПб. - 1801, там же), архитектор, проф. АХ (с 1775; чл. Совета с 1785, дир. в 1789-94), статский советник (1784). Представитель раннего классицизма, в нек-рых его проектах отразились предромантич. тенденции. Учился при Петерб. АН (1740-45), в Тюбингенском ун-те в Германии (1745-50), в 1750-52 служил в чине "архитектурии гезеля" в АН, где продолжал обучение у арх. И. Я. Шумахера. В 1754-62 работал под рук. Ф. Б. Растрелли (с 1760 один из его гл. помощников, в т. ч. по постройке Зимнего дворца). Гл. архитектор Канцелярии от строений (1762-84), придворный архитектор, проф. архитектуры (1772). Руководил стр-вом первых кам. набережных Невы (Дворцовая, 1763-73; Английская, 1770-88), по его проекту возведена Невская ограда Летнего сада (1771-84, совм. с П. Е. Егоровым). Др. постройки в СПб.: Александровский ин-т (1765-75; ул. Смольного, 3), Большой (Старый) Эрмитаж (1771-87), Лютеранская церковь Святой Екатерины, Армянская церковь, Лютеранская церковь Святой Анны, Рождества Иоанна Предтечи церковь, Чесменский дворец, Чесменская церковь (две последние постройки - в духе ложной готики), галерея-переход над Зимней канавкой (1783). Ф. руководил установкой памятника Петру I (см. "Медный всадник") и перепланировкой Петровской (ныне Декабристов) пл. (1782). В Петергофе: фонтан "Солнце" в Нижнем парке (1772-76); перестройка интерьеров Большого дворца. В Екатерининском парке Царского Села: Готич. чугунные ворота (1770-80), Башня-руина (1771-73), Скрипучая (Китайская) беседка (1778-82), "Зубовский" флигель Екатерининского дворца. Построил здание гранильной ф-ки (1777). В 1773-84 жил в собств. доме (наб. р. Мойки, 20, не сохр.). Лит.: Коршунова М. Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988; Ее же. Юрий Фельтен // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997. С. 465-526; Коренцвит В. А. Дом Ю. М. Фельтена на Мойке // Краеведческие записки: Исслед. и материалы. СПб., 2000. Вып. 7. С. 201-206. В. А. Фролов.
| | | hidden Царское Село, дворцово-парковый ансамбль | ЦАРСКОЕ СЕЛО (г. Пушкин), памятник градостроит. иск-ва и дворцово-парковый ансамбль 18 - нач. 20 вв. Ядро ансамбля - усадьба имп. Екатерины I Сарская мыза (осн. в 1710). К С. от Екатерининского дворца - Знаменская ц. (1734-46, арх. М. Я. Бланк, М. Г ... | | ЦАРСКОЕ СЕЛО (г. Пушкин), памятник градостроит. иск-ва и дворцово-парковый ансамбль 18 - нач. 20 вв. Ядро ансамбля - усадьба имп. Екатерины I Сарская мыза (осн. в 1710). К С. от Екатерининского дворца - Знаменская ц. (1734-46, арх. М. Я. Бланк, М. Г. Земцов). В 1752-53 вдоль сев. ограды Екатерининского парка сформировался ансамбль "кавалерских домов" (Садовая ул., 4, 6, 10, 12; арх. С. И. Чевакинский), к к-рому примыкают Нижние конюшни (д. 18, 20; 1756-62, арх. Ф. Растрелли, Чевакинский), Оранжереи (д. 14; 1750-е гг., арх. Растрелли; перестроены в 1820-28, арх. В. П. Стасов), Дежурные конюшни (д. 8; 1822-24, арх. Стасов). Застройка сер. 18 в. продолжена по Лицейскому пер. (д. 5 - певческий флигель, 1752-53) и Средней ул.(д. 1 и 3 - дома Дворцового правления, 1744) - все Чевакинский. Формирование дворцовой слободы прервано в 1783, когда к Ю.-В. от Екатерининского парка было отведено место для нового города София, план к-рого (арх. Ч. Камерон) предполагалось использовать как образцовый для всех уездных городов Рос. империи. Однако полностью этот замысел реализовать не удалось и в 1808 город был упразднен (сохр. Софийский собор и Казанское кладбище), а терр. позднее занята казармами, в к-рых квартировали л.-гв. Гусарский, Стрелковый, Кирасирский полки и арт. школа. План Ц. С. имеет регулярную планировку с перпендикулярными улицами. В центре - прямоуг. Соборная пл. (1808, арх. В. И. Гесте), на к-рую выходят фасады Гор. управления и Пожарной части (Леонтьевская ул., 28, 32; 1821, арх. В. И. Гесте, В. П. Стасов) и Гостиного двора (Московская ул., 25; 1863-66, арх. Н. С. Никитин). Екатерининский собор (1835-40, арх. К. А. Тон) снесен в 1939. До нач. 20 в. застройка ограничивалась Бульварной ул. (ныне Октябрьский бул.). Значит. часть Ц. С. занимают Екатерининский парк, Александровский парк, Баболовский парк, Отдельный парк с Колонистским прудом (вдоль Павловского ш., разбит в 1824-25, арх. А. А. Менелас; 1839-47, мастера Ф. Ф. Лямин, И. Ф. Пипер; частично перепланирован в сер. 19 в., арх. А. Ф. Видов и в нач. 20 в., арх. С. А. Данини), а также Лицейский сад (1819, арх. А. А. Менелас, перепланирован в 1849, арх. Д. Е. Ефимов) с пам. А. С. Пушкину (1900, скульп. Р. П. Бах), дача М. В. Кочубей (Запасной, или Владимирский дворец) на Садовой ул., 22 (1817-18, арх. Стасов); дача З. И. Юсуповой (Павловское ш., 10-12; 1856-59, арх. И. А. Монигетти), дача вел. князя Бориса Владимировича (Московское ш., 11; 1896-97, англ. фирма "Мэпл"; 1899, арх. А. И. фон Гоген). В нач. 20 в. в сев. части Ц. С. (Академический просп.) создан ансамбль, включающий Феодоровский городок; имп. гаражи (1906-07, арх. С. А. Данини, 1913-15, арх. А. К. Миняев); казармы Собств. Е. И. В. конвоя (1916, арх. В. Н. Максимов); вокзальный Царский павильон (1912, арх. В. А. Покровский). В годы Вел. Отеч. войны 1941-45 ансамбль Ц. С. сильно пострадал. В ходе послевоен. восстановит. работ сохранены осн. составляющие элементы и доминанты дорев. застройки. Лит.: Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село - резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2000. Ю. М. Пирютко. Персоны Бланк Иван (Иоганн) Яковлевич Екатерина I, императрица Земцов Михаил Григорьевич Камерон Чарлз Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Адреса Академический пр./Пушкин г. Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 32 Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 28 Лицейский пер./Пушкин г., д. 5 Московская ул./Пушкин г., д. 25 Московское шоссе/Пушкин г., д. 11 Октябрьский бульв./Пушкин г. Павловское шоссе/Пушкин г. Павловское шоссе/Пушкин г., д. 10 Павловское шоссе/Пушкин г., д. 12 Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 22 Садовая ул./Пушкин г., д. 6 Садовая ул./Пушкин г., д. 4 Садовая ул./Пушкин г., д. 18 Садовая ул./Пушкин г., д. 14 Садовая ул./Пушкин г., д. 12 Садовая ул./Пушкин г., д. 8 Садовая ул./Пушкин г., д. 20 Садовая ул./Пушкин г., д. 10 Средняя ул./Пушкин г., д. 3 Средняя ул./Пушкин г., д. 1
| | | hidden Церковь соборная Воскресения Христова в Екатерининском дворце | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета ... | | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета. Строительство ныне существующего дворцового храма началось весной 1746 г. по проекту и под руководством С. И. Чевакинского. Торжественная закладка храма в честь Воскресения Христова преосвященным Феодосием архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским состоялась 8 августа того же года в присутствии императрицы Елизаветы, наследника цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В процессе строительства Елизавета Петровна распорядилась переделать часть осуществленных работ и продолжать строительство по показанию обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли. К написанию икон по данной росписи были привлечены придворные живописцы Г.-К. Грот, Л. Каравак, Б. Тарсиа, И. Я. Вишняков, А. Перезинотти. Всего в церкви находилось 114 икон, из них 59 написали и 14 исправили известные иконописцы Федот и Мина Колокольниковы. Живописный плафон с изображением Вознесения Господня написал художник-декоратор Дж. Валериани с подмастерьями. Резные работы выполнял И. Ф. Дункер. Отделку интерьера завершили в 1756 г., и 30 июля преосвященный Сильвестр архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский освятил храм во имя Светоносного Воскресения Христова. Богослужения в дворцовом соборе Воскресения Христова совершались придворным духовенством во время пребывания императорского двора в Царском Селе. На них присутствовали императорская свита, министры, представители дипломатического корпуса, придворные, офицеры гвардейских полков. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством. Здесь производилось бракосочетание членов императорской семьи, придворных, происходило крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. Приход церкви составляли постоянно проживавшие в Царском Селе дворцовые чиновники и служащие. В 1917 г. богослужения были прекращены, а интерьер храма включен в музейную экспозицию. Интерьеры церкви имели роскошный облик в стиле елизаветинского барокко, не подвергавшийся существенным изменениям, хотя зданию пришлось пережить пожары в 1820 и 1863 гг. После первого пожара утраченный плафон возобновил художник В. К. Шебуев, церковные главы восстанавливали по проекту архитектора В. П. Стасова с изменением их силуэта. Реставрация первоначального вида глав в стиле барокко была произведена архитектором А. Ф. Видовым после второго пожара. Во время Великой Отечественной войны внутреннее убранство было разграблено и получило значительные повреждения, 97 икон похищены, от плафона сохранились лишь фрагменты. Послевоенный реставрационный ремонт фасадов проведен в 1957–1963 гг. по проекту архитектора А. А. Кедринского, но интерьеры дворцовой церкви в полном объеме еще не восстановлены. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Валериани Джузеппе Видов Александр Фомич Грот Г.-К. Дункер Иоганн Франц Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Карамзин Николай Михайлович Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Николай I, император Николай II, император Петр III, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Тарсиа Б. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden «Эрмитаж», павильон (ансамбль Екатерининского парка) | Скрытый в зеленых кущах рощи павильон «Эрмитаж» с обрамлявшим его Эрмитажным каналом построили в 1744–1746 гг. по проекту архитектора М.Г. Земцова вчерне. Завершено оформление в 1749—1754 гг. Ф.-Б. Растрелли. Скульптурное убранство выполнили И ... | | Скрытый в зеленых кущах рощи павильон «Эрмитаж» с обрамлявшим его Эрмитажным каналом построили в 1744–1746 гг. по проекту архитектора М.Г. Земцова вчерне. Завершено оформление в 1749—1754 гг. Ф.-Б. Растрелли. Скульптурное убранство выполнили И. Дункер, лепные мастера Д.Б. Джани и Г.Ф. Партир. Богатая резьба по дереву в обрамлениях дверей, окон и зеркал исполнена резчиками П. Валюхиным, Д. Сакулисным, И. Канаевым. Плафон большого зала « Пир на Олимпе» и 8 живописных десюдепортов были написаны художником Д. Валериани и его помощником А. И. Бельским, живописные плафоны в боковых кабинетах и галереях исполнены А. Перезинотти. Два деревянных моста на Эрмитажном канале соорудил шлюзный мастер И.Шмит. Внезапно открывавшаяся взору изысканная архитектура Эрмитажа, купол которого венчала группа «Похищение Прозерпины», снаружи богато украшенного позолоченной скульптурой, внутри — живописью, характерна для увеселительных затей в садах барокко. Чудеса ожидали посетителя и в интерьерах, где подъемные столы со специальными сервировочными механизмами позволяли невидимо делать из столовой танцевальный зал и обходиться без прислуги наверху. Здесь устраивали обеды знатным иностранцам, торжества для придворных и детские праздники для внуков императрицы. Интерьеры и исторические подъемные механизмы павильона сохранились и доступны для обозрения в результате реставрации, завершенной в 2010 г. к 300-летию Царского Села. Г. В. Семенова Персоны Бельский Алексей Иванович Валериани Джузеппе Валюхин П. Дункер Иоганн Франц Земцов Михаил Григорьевич Канаев И. Партир Г.-Ф. Растрелли Франческо де Сакулисный Д. Шмит И.
| | | hidden | ЯНТАРНАЯ КОМНАТА, один из уникальных интерьеров Б. Царскосельского дворца, памятник декорат.-прикладного иск-ва 18 в. Стены Я. к. отделаны панелями из янтаря (единств. пример использования янтаря в рус. архитектуре) ... | | ЯНТАРНАЯ КОМНАТА, один из уникальных интерьеров Б. Царскосельского дворца, памятник декорат.-прикладного иск-ва 18 в. Стены Я. к. отделаны панелями из янтаря (единств. пример использования янтаря в рус. архитектуре). В 1716 Петр I, находясь в Габельберге (близ Берлина), получил в подарок от прус. короля Фридриха Вильгельма I янтарный кабинет, но установить его сразу не удалось. Впервые в СПб. Я. к. была устроена для будущей имп. Елизаветы Петровны в 3-м Зимнем дворце. В 1745 взошедший на прус. престол Фридрих II подарил имп. Елизавете Петровне четвертую янтарную раму, выполненную по его заказу в Кенигсберге (в дополнение к трем, подаренным Петру I). В эти же годы Ф. Растрелли, перестраивавший Б. Царскосельский дворец, включил Я. к. в число парадных помещений. Панели и рамы, хранившиеся в Летнем дворце Петра I в СПб. из предосторожности были перенесены в Царское Село на руках. Для устройства Я. к. помещение пл. 96 м2 оказалось слишком просторным. Растрелли предложил 3-ярусную композицию отделки, поместив имевшиеся панели и рамы в среднем ярусе. Выше и ниже стены были затянуты холстом и расписаны худ. И. И. Бельским под янтарь. В 1758 прус. мастер янтарного дела Ф. Роггенбук возглавил изготовление новых янтарных изделий в созданной на месте мастерской. В течение четырех лет было изготовлено восемь щитов нижнего яруса и восемь филенок (израсходовано 450 кг янтаря). Флорентийские мозаики исполнены в Италии в мастерской "Петродуру" по картонам худ. Д. Дзокки. Во время Вел. Отеч. войны убранство Я. к. было вывезено герм. властями в Кенигсберг, с 1944 его следы теряются. В 1990-х гг. в Германии обнаружены два предмета из Я. к., к-рые были переданы Музею-заповеднику "Царское Село". Работы по восстановлению Я. к. начались в 1986 (рук. - арх. А. А. Кедринский). Возрожденная Я. к. торжественно открыта в мае 2003. Лит.: Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра. Калининград, 2002; Янтарная комната: Три века истории / И. П. Саутов, А. А. Кедринский, Л. В. Бардовская, Н. С. Григорович. СПб., 2003. О. А. Чеканова. Персоны Бельский Иван Иванович Дзокки Джузеппе Елизавета Петровна, императрица Петр I, император Растрелли Франческо де Роггенбук Ф. Фридрих II, король Фридрих Вильгельм, герцог
| | | hidden | Руководителем строительных работ в Царском Селе становится архитектор Б.-Ф.Растрелли. ... | | Руководителем строительных работ в Царском Селе становится архитектор Б.-Ф.Растрелли. Персоны Растрелли Франческо де
| | | hidden | 27 августа. По приглашению императрицы Елизаветы Петровны Царское Село посещает Михаил Васильевич Ломоносов. Свои впечатления он отразил в большом поэтическом произведении ... | | 27 августа. По приглашению императрицы Елизаветы Петровны Царское Село посещает Михаил Васильевич Ломоносов. Свои впечатления он отразил в большом поэтическом произведении, где прозвучали знаменитые строки: Как если зданием прекрасным Умножить должно звезд число, Созвездием являться ясным Достойно Сарское Село. Строится Катальная горка с павильоном по проекту Ф.-Б. Растрелли между Рамповой аллеей и Большим прудом. Конструктивное решение А.К. Нартова. Персоны Елизавета Петровна, императрица Ломоносов Михаил Васильевич Нартов Андрей Константинович Растрелли Франческо де
| | | hidden | 10 мая. Указ Елизаветы Петровны о переустройстве Царскосельского ансамбля и реконструкции дворца архитектором Ф.- Б. Растрелли. ... | | | | | hidden | Сооружаются Большая оранжерея и корпуса Нижних конюшен на Садовой улице по проектам С.И.Чевакинского и Ф.-Б.Растрелли. ... | | | | | | |