| -
hidden Памятники истории и культуры | Елизавета Петровна, императрица (1709-1761) hidden Адмиралтейство («Голландия») | Архитектурный ансамбль Адмиралтейства или «Голландии» из трех павильонов с Матросским домиком включен в панораму Большого пруда Екатерининского парка. Ранее в разных укромных местах сада со времен Елизаветы Петровны существовали деревянный сарай ... | | Архитектурный ансамбль Адмиралтейства или «Голландии» из трех павильонов с Матросским домиком включен в панораму Большого пруда Екатерининского парка. Ранее в разных укромных местах сада со времен Елизаветы Петровны существовали деревянный сарай, где хранилась шлюпка для прогулок императрицы по озеру и жила команда матросов, а также сарай для водоплавающих птиц. Взамен сломанных сараев В. И. Неелов в 1773–1777 гг. возвел каменные здания с фасадами в готических формах. Стилизация решена с помощью башен, стрельчатых окон, зубчатых щипцов и парапетов, облицовки красным кирпичом. Изящество и праздничный вид им придавали декоративные лепные детали и обрамления окон, выделенные белым цветом. Цоколь из темно-красного шокшинского порфира подобран под колер фасада. Ансамбль посвящен присоединению к Российской империи древней Тавриды. Средний павильон использовался как Шлюпочный сарай, где внизу хранились лодки Царскосельской флотилии. В летнее время они предоставлялись для катания по озеру всем желающим, из которых у Большой пристани даже выстраивалась очередь. Внутри находилась модель семидесятипятипушечного военного корабля «Лейпциг», южноамериканская пирога, весла и другое оснащение судов, хранившихся здесь зимой. Большой зал, украшенный белыми глазурованными плитками голландского образца, занимал второй этаж. Здесь можно было увидеть английские гравюры и рисунки, картины с изображением руин, знаменитый Готторпский глобус. Одинаковые боковые павильоны Адмиралтейства – Птичные домики – использовались для содержания птиц: лебедей, фазанов, гусей и уток особых экзотических видов. В декоративных двориках и в одном из павильонов имелись бассейны для их зимовки. Александр I во время своих утренних прогулок любил собственноручно кормить птиц, надевая для этого специально приготовленную перчатку. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Елизавета Петровна, императрица Неелов Василий Иванович Адреса южный берег Большого пруда
| | | hidden Александровский парк, г. Пушкин | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг ... | | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг. (предположительно арх. С. И. Чевакинский, Н. Жирар), Крестовый кан. разделяет ее на четыре квадрата с «увеселит. затеями»: «скарпир» (круглая площадка с откосами); Китайский театр (1778–79, арх. А. Ринальди, И. В. Неелов); холм «Парнас» и водный лабиринт. Через канал переброшены Крестовый, Китайский, Драконов и др. мосты (1770-е гг., арх. Неелов). К Ю. от Нового сада – комплекс Китайской деревни. Пейзажный парк разбит в 1790-х гг. одноврем. с постройкой Александровского дворца на терр. Зверинца времен Елизаветы Петровны (сохр. фрагменты ограничивавших его бастионов и каналов). В пейзажной части А. п. устроены искусств. пруды: Детский (на островке – павильон для детей имп. Николая I), Нижний, Виттоловский, Ламский. В 1820–30-х гг. по проектам арх. А. А. Менеласа в разных частях парка сооружены декорат. павильоны: Белая башня (1821–27; разрушена во время Вел. Отеч. войны, воссоздана в 1990-х гг.); Арсенал (1819– 34 – на месте павильона Монбижу, построенного арх. С. И. Чевакинским в 1747–54); Шапель (Капелла; 1825–28) – в стиле ложной готики. Напротив Шапели – дворцовые оранжереи в стиле классицизма (1819–28). В зап. части А. п. протекает р. Кузьминка, перегороженная плотиной. Близ нее – Ламский павильон (1822), предназначавшийся для содержания лам, подаренных имп. Александру I (при имп. Николае II здесь находилась его фотолаборатория) и Пенсионерские конюшни (1827–29) для имп. лошадей. К С. от А. п. – комплекс Феодоровского городка, Ратная палата и др. сооружения в неорус. стиле нач. 20 в. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Александр I, император Елизавета Петровна, императрица Жирар Н. Менелас Адам Адамович Неелов Илья Васильевич Нееловы Николай I, император Николай II, император Ринальди Антонио Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden «Грот», павильон (ансамбль Екатерининского парка) | Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка ... | | Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка. Подобный садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, наряду с Эрмитажем являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII. Проект Грота для императрицы Елизаветы Петровны в 1749 г. разработал архитектор Растрелли, под его же руководством проводились строительные работы. На его отделку пошло 210 тысяч крупных морских раковин и 17½ пудов мелких. Строительство его затянулось, и даже в 1761 г., когда закончили строительные работы Екатерининского дворца, Грот числился среди незавершенных парковых сооружений. Фасады Грота отличаются богатством и пышностью барокко Растрелли. Причудливый купол завершал резной из дерева фонтан, струи которого растекались по граням. Архитектурный декор исполнен в характерных для Растрелли приемах: сгруппированные попарно рустованные колонны композитного ордера, пилястры, разорванные фронтоны, сложнейшая скульптурная декорация, фигурные заполнения дверных проемов с остекленными дверями. Решение наличников арочных окон и дверей, окон-люкарн отличается обилием декоративных мотивов, лепной отделки и одновременно органичным синтезом архитектурных и скульптурных композиций. Связь павильона с водным царством Нептуна выявляет скульптурная декорация: закрученные волютами дельфины, маски Нептуна, фигурки тритонов, головки нереид, морские растения и раковины, помещенные на капителях колонн, наличниках и над окнами. Объемно-планировочное решение интерьеров с крепованным карнизом, приставленными к стенам колоннами характерно для стиля барокко своими скругленными углами, нишами для статуй, экседрами на торцовых фасадах. При Елизавете Петровне не успели отделать интерьеры морскими раковинами и камнями. Существующая ныне штукатурная отделка интерьеров исполнена архитектором А. Ринальди в 1771 г. при Екатерине II. Грот в ее время часто называли «Залой антиков» по собранному здесь собранию античной скульптуры и ваз или «Утренней залой». В ясную солнечную погоду императрица, встававшая всегда рано, любила здесь работать по утрам, заниматься литературой, в часы восхода солнца наблюдая пейзажную картину парка и меняющиеся под солнечными лучами краски, свет и тени, скользящие по зеркальной глади воды. Вид от Грота особенно впечатляющ в это время суток, поскольку он находится на восточном берегу пруда, вытянутого в юго-западную сторону. Иногда в эти дни в Утренний зал специальным сигналом сзывалась молодежь для угощения чаем, кофе, или шоколадом. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Растрелли Франческо де Ринальди Антонио
| | | hidden Дом Энгельгардта Е.А. (Кавалерский) | Двухэтажное здание (Садовая ул., 4) было возведено в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в числе четырех кавалерских домов для кастелянши императрицы Елизаветы Петровны. В.П. Стасов в 1811–1816 гг ... | | Двухэтажное здание (Садовая ул., 4) было возведено в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в числе четырех кавалерских домов для кастелянши императрицы Елизаветы Петровны. В.П. Стасов в 1811–1816 гг. его перестроил и возвел флигель на участке (Певческий переулок, 3). Фасад частично изменен В.П. Стасовым и отличается присущей классицизму строгостью от нарядного убранства других домиков. Козырек главного входа украшает кованая эмблема Лицея – лира в окружении символов мудрости (сова), силы (ветви дуба) и славы (ветвь лавра). Здесь жили первый директор Лицея В. Ф. Малиновский, а впоследствии директор Лицея Е. А. Энгельгардт. В доме часто бывали лицеисты. После 1843 г. его занимали обер-шталмейстер, отделение придворной конторы. Г. В. Семенова Персоны Елизавета Петровна, императрица Малиновский Василий Федорович Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Энгельгардт Егор Антонович Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 4
| | | hidden Екатерина I (1684-1727), имп. | ЕКАТЕРИНА I (урожд. Марта Скавронская) (1684-1727, СПб.), императрица (коронована в 1721), 2-я супруга царя Петра I (с 1712), мать имп. Елизаветы Петровны. По смерти супруга (1725) возведена на престол А. Д ... | | ЕКАТЕРИНА I (урожд. Марта Скавронская) (1684-1727, СПб.), императрица (коронована в 1721), 2-я супруга царя Петра I (с 1712), мать имп. Елизаветы Петровны. По смерти супруга (1725) возведена на престол А. Д. Меншиковым, к-рый в ее царствование являлся фактич. правителем России. Единств. заметное предприятие Е. I в СПб. - открытие АН (1725). Владела с 1710 Сарской мызой (Царское Село), где для нее в 1717-23 построен небольшой кам. дворец, с 1711 Екатерингофом. В СПб. ей принадлежали Летние дворцы: Петра I и на р. Фонтанке (на месте совр. Михайловского замка). Похоронена в Петропавловском соборе. Лит.: Арсеньев К. И. Царствование Екатерины I. СПб., 1856; Анисимов Е. В. Россия без Петра, 1725-1740. СПб., 1994. Г. В. Калашников.
| | | hidden | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем. начата разбивка Екатерининского парка. С 1743 велись работы по расширению дворца (арх. М. Г. Земцов), после его смерти ими руководили арх. А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, с кон. 1748 - арх. Ф. Растрелли. В мае 1752 имп. Елизавета Петровна повелела перестроить все сооруженное ранее, и в июле 1756 Е. д. был завершен. Тогда же окончательно оформлен зап. парадный двор, обрамленный одноэтажными полуциркульными корпусами - циркумференциями, и великолепной кованой оградой с вызолоч. деталями и воротами по центр. оси дворца. Фасады декорированы лепными фигурами кариатид, картушами, масками (скульп. И. Ф. Дункер), выделенными охристым цветом на бирюзовом фоне (до 1770-х гг. лепнина была позолоч.). Первонач. парадная лестница Е. д. находилась в юж. части здания, на 2-м этаже располагалась "Золотая анфилада", включавшая 5 "антикамер", двусветный Большой зал и ряд гостиных, резные наддверные украшения к-рых создавали впечатление золотого потока. В числе интерьеров - Янтарная комната. Протяженность Е. д. по фасаду - св. 325 м. Центр. часть здания ("Средний дом") в плане сохранила параметры дворца имп. Екатерины I. Боковые крылья на месте первоначально открытых террас соединяют центр. часть с боковыми флигелями: сев. - Церковным (1779-84, арх. И. В. Неелов) и юж. - Зубовским (1778-84, арх. Ю. М. Фельтен). При имп. Екатерине II в 1780-х гг. по проектам Ч. Камерона созданы новые интерьеры: Арабесковая, Лионская гостиные, Серебр. кабинет и др. в юж. части Е. д., комнаты на половине вел. князя Павла Петровича (Зеленая столовая, Опочивальня и др.) в сев. части. К юго-вост. части Е. д. примыкает комплекс т. н. Камероновой галереи, Холодных бань ("Агатовых комнат"), висячего сада и пандуса (1780-87; 1792-94). В 1817-20 и в 1840-х гг. изменения в интерьеры вносил арх. В. П. Стасов, в 1860-63 арх. - И. А. Монигетти ("Китайская" парадная лестница в центр. части). С 1918 Е. д. - дворец-музей, в 1941-44 практически полностью разрушен, восстановление по проекту арх. А. А. Кедринского началось в 1957, реставрац. работы продолжаются и ныне. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Браунштейн Иоганн-Фридрих Дункер Иоганн Франц Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Земцов Михаил Григорьевич Камерон Чарлз Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Монигетти Ипполит Антонович Неелов Илья Васильевич Павел I, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Елизавета Петровна (1709-1761), имп. | ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709-1761, СПб.), императрица (с 1741), дочь имп. Петра I и Екатерины I. В СПб. до вступления на престол жила во дворце на Царицыном лугу, затем в Летнем дворце на наб. р. Фонтанки. По повелению Петра I для Е. П ... | | ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709-1761, СПб.), императрица (с 1741), дочь имп. Петра I и Екатерины I. В СПб. до вступления на престол жила во дворце на Царицыном лугу, затем в Летнем дворце на наб. р. Фонтанки. По повелению Петра I для Е. П. построена загородная резиденция - Елизаветгоф (1714, близ Екатерингофа). Пришла к власти в результате дворцового переворота. В правление Е. П. в СПб. основаны Академия художеств и рус. драм. театр. Страстная любительница роскоши, Е. П. стремилась придать СПб. столичный облик, всемерно содействовала парадному стр-ву (господствовавший в 1740-50-х гг. стиль барокко в лит-ре именуется "елизаветинским"). Для Е. П. сооружены или начаты стр-вом дворцы: Зимний, Аничков, Екатерининский в Царском Селе; при ней возведены ансамбль Смольного мон., Никольский собор, Тучков и Сампсониевский мосты и др. здания и сооружения; основаны Фарфоровый з-д (1744), Красносельская ситцевая мануфактура (1752), Заемный дворянский и Купеч. банки. Похоронена в Петропавловском соборе. Лит.: Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. 3-е изд. М., 1999; Писаренко К. А. Повседневная жизнь русского Двора в царствование Елизаветы Петровны. М., 2003. Г. В. Калашников.
| | | hidden Зверинец (ансамбль Александровского парка) | Самый ранний парковый район, основанный как Зверинец, составляет более половины территории Александровского парка. Место для него выбрали еще в 1710 г., что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной ... | | Самый ранний парковый район, основанный как Зверинец, составляет более половины территории Александровского парка. Место для него выбрали еще в 1710 г., что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной. Работы по обустройству местности выполнялись в 1718–1723 гг., в них принимали участие садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт. Зверинец по характеру оформления можно назвать второй «дикой рощей» в царскосельской усадьбе. Площадью он примерно в три раза превышал парадный сад того времени. Квадратный участок елового леса со сторонами в 1 версту был огорожен деревянным палисадом со рвом. Он размещался на центральной оси каменных хором, но со значительным между ними разрывом – более 400 сажень. К нему вела обсаженная липами и березами перспективная дорога. Посередине каждой из сторон Зверинца находились решетчатые столярной работы ворота с калитками. Сквозная решетчатая беседка, поставленная на искусственной горке, отмечала центр. Под ней находился засыпанный сверху землей каменный погреб, где хранились припасы для охоты. Просеки (т.н. «плезиры») от беседки вели к воротам и к углам. На протекавшей здесь речке Киоке или Кузминке выкопали Звериночный пруд, где водились щуки, соорудили мельничную плотину и на ней мельничный и житный амбары. С самого начала в Зверинце содержали лосей, оленей, маралов, кабанов, пускали и зайцев. Под начальством особого урядника лесничего, позднее вальдмейстера, были приставлены служащие для надсмотра за животными, равно и за исправным содержанием палисада. Кроме того, он же и вообще имел присмотр за лесами во всех царскосельских дачах. Для прикорма животных дворцовые крестьяне подряжались поставлять мох, с конюшенного двора поступало сено. Особенно привлекательной забавой в осеннее время была тетеревиная на чучела охота из убранных ельником будок на полозьях. Охотами на лосей, оленей, лисиц и зайцев, тетеревиной охотой в Царском Селе забавлялись Екатерина I, Петр II, цесаревна Елизавета, с придворными дамами и кавалерами. Охотничьи угодья взамен деревянного палисада по проекту архитектора Растрелли в 1750–1752 гг. обнесли каменной оградой высотой в 4½ аршина. По серединам сторон ограды в стенах были устроены проезды, два фаса пересекали реку Кузминку. Снаружи к юго-восточному фасу примыкала так называемая Зверинская линия Верхних теплиц, существовавших здесь с 1722 г. По углам каменной ограды инженер Петр Островский по правилам военно-инженерной науки соорудил четыре бастиона, завершенные беседками-люстгаузами. К ним вели диагональные просеки, начинавшиеся у площадки Монбижу. Царскосельский Зверинец служил и для представительских целей. Согласно с придворным церемониалом, здесь некоторое время устраивались охоты для дипломатического корпуса и других высокопоставленных гостей. В охотничьем павильоне Монбижу, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, императрица Елизавета принимала послов Франции и Австрии. Отношение к зверинцам стало изменяться с началом устройства пейзажных парков, с идеями которых плохо сочетались как охота и содержание диких зверей в неволе, так и непременное наличие глухой ограды. На их основе часто создавались новые пейзажные парки, и один из примеров тому – царскосельский Александровский парк. При Екатерине II, которая и сама была любительницей охоты, придворные охотничьи угодья вначале перенесли в окрестности Царского Села, в леса на реке Славянке, а оттуда в Гатчину. Постепенно Зверинец пришел в запустение, и только в 1799 г. император Павел I распорядился привести в порядок лесной массив, отремонтировать Монбижу, а также звериночные дороги и проспекты, но работы были приостановлены в 1801 г. Александр I в 1803 г. повелел отвести часть Зверинца для опытов созданной в Софии Школы лесоводства. В марте же 1814 г. в нем была учреждена садовая школа или «рассадник» – питомник для деревьев, понадобившихся в огромном количестве для посадок на обшиоглй территории создаваемого Александровского парка. В 1819–1823 гг. в Зверинце проложили пейзажные дороги и дорожки в дополнение к старым просекам. При этом восточный бастион, окруженный рвом, был сохранен и включен в новую ландшафтную композицию парка. Стену Зверинца и три бастиона разобрали, их места распланировали, рвы засыпали. Кирпич и камень от разборки пошли на строительство новых зданий: павильонов Белая башня, Шапель, комплекса Фермы, Звериночной линии теплиц, павильонов для лам и слонов, которые служили своеобразной маркировкой границ территории Зверинца. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Островский Петр Павел I, император Петр I, император Растрелли Франческо де Роозен Ян Фохт И. Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Церковь соборная Воскресения Христова в Екатерининском дворце | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета ... | | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета. Строительство ныне существующего дворцового храма началось весной 1746 г. по проекту и под руководством С. И. Чевакинского. Торжественная закладка храма в честь Воскресения Христова преосвященным Феодосием архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским состоялась 8 августа того же года в присутствии императрицы Елизаветы, наследника цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В процессе строительства Елизавета Петровна распорядилась переделать часть осуществленных работ и продолжать строительство по показанию обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли. К написанию икон по данной росписи были привлечены придворные живописцы Г.-К. Грот, Л. Каравак, Б. Тарсиа, И. Я. Вишняков, А. Перезинотти. Всего в церкви находилось 114 икон, из них 59 написали и 14 исправили известные иконописцы Федот и Мина Колокольниковы. Живописный плафон с изображением Вознесения Господня написал художник-декоратор Дж. Валериани с подмастерьями. Резные работы выполнял И. Ф. Дункер. Отделку интерьера завершили в 1756 г., и 30 июля преосвященный Сильвестр архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский освятил храм во имя Светоносного Воскресения Христова. Богослужения в дворцовом соборе Воскресения Христова совершались придворным духовенством во время пребывания императорского двора в Царском Селе. На них присутствовали императорская свита, министры, представители дипломатического корпуса, придворные, офицеры гвардейских полков. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством. Здесь производилось бракосочетание членов императорской семьи, придворных, происходило крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. Приход церкви составляли постоянно проживавшие в Царском Селе дворцовые чиновники и служащие. В 1917 г. богослужения были прекращены, а интерьер храма включен в музейную экспозицию. Интерьеры церкви имели роскошный облик в стиле елизаветинского барокко, не подвергавшийся существенным изменениям, хотя зданию пришлось пережить пожары в 1820 и 1863 гг. После первого пожара утраченный плафон возобновил художник В. К. Шебуев, церковные главы восстанавливали по проекту архитектора В. П. Стасова с изменением их силуэта. Реставрация первоначального вида глав в стиле барокко была произведена архитектором А. Ф. Видовым после второго пожара. Во время Великой Отечественной войны внутреннее убранство было разграблено и получило значительные повреждения, 97 икон похищены, от плафона сохранились лишь фрагменты. Послевоенный реставрационный ремонт фасадов проведен в 1957–1963 гг. по проекту архитектора А. А. Кедринского, но интерьеры дворцовой церкви в полном объеме еще не восстановлены. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Валериани Джузеппе Видов Александр Фомич Грот Г.-К. Дункер Иоганн Франц Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Карамзин Николай Михайлович Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Николай I, император Николай II, император Петр III, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Тарсиа Б. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden | ЯНТАРНАЯ КОМНАТА, один из уникальных интерьеров Б. Царскосельского дворца, памятник декорат.-прикладного иск-ва 18 в. Стены Я. к. отделаны панелями из янтаря (единств. пример использования янтаря в рус. архитектуре) ... | | ЯНТАРНАЯ КОМНАТА, один из уникальных интерьеров Б. Царскосельского дворца, памятник декорат.-прикладного иск-ва 18 в. Стены Я. к. отделаны панелями из янтаря (единств. пример использования янтаря в рус. архитектуре). В 1716 Петр I, находясь в Габельберге (близ Берлина), получил в подарок от прус. короля Фридриха Вильгельма I янтарный кабинет, но установить его сразу не удалось. Впервые в СПб. Я. к. была устроена для будущей имп. Елизаветы Петровны в 3-м Зимнем дворце. В 1745 взошедший на прус. престол Фридрих II подарил имп. Елизавете Петровне четвертую янтарную раму, выполненную по его заказу в Кенигсберге (в дополнение к трем, подаренным Петру I). В эти же годы Ф. Растрелли, перестраивавший Б. Царскосельский дворец, включил Я. к. в число парадных помещений. Панели и рамы, хранившиеся в Летнем дворце Петра I в СПб. из предосторожности были перенесены в Царское Село на руках. Для устройства Я. к. помещение пл. 96 м2 оказалось слишком просторным. Растрелли предложил 3-ярусную композицию отделки, поместив имевшиеся панели и рамы в среднем ярусе. Выше и ниже стены были затянуты холстом и расписаны худ. И. И. Бельским под янтарь. В 1758 прус. мастер янтарного дела Ф. Роггенбук возглавил изготовление новых янтарных изделий в созданной на месте мастерской. В течение четырех лет было изготовлено восемь щитов нижнего яруса и восемь филенок (израсходовано 450 кг янтаря). Флорентийские мозаики исполнены в Италии в мастерской "Петродуру" по картонам худ. Д. Дзокки. Во время Вел. Отеч. войны убранство Я. к. было вывезено герм. властями в Кенигсберг, с 1944 его следы теряются. В 1990-х гг. в Германии обнаружены два предмета из Я. к., к-рые были переданы Музею-заповеднику "Царское Село". Работы по восстановлению Я. к. начались в 1986 (рук. - арх. А. А. Кедринский). Возрожденная Я. к. торжественно открыта в мае 2003. Лит.: Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра. Калининград, 2002; Янтарная комната: Три века истории / И. П. Саутов, А. А. Кедринский, Л. В. Бардовская, Н. С. Григорович. СПб., 2003. О. А. Чеканова. Персоны Бельский Иван Иванович Дзокки Джузеппе Елизавета Петровна, императрица Петр I, император Растрелли Франческо де Роггенбук Ф. Фридрих II, король Фридрих Вильгельм, герцог
| | | hidden | После смерти Екатерины I в 1727 г. Сарская мыза переходит (по завещанию) в собственность Цесаревны Елизаветы Петровны. ... | | | | | hidden | Май. Закладка Знаменской церкви (закончена в 1747 г.) произведена на месте сгоревшей Благовещенской в присутствии цесаревны Елизаветы по проекту архитектора М.Г. Земцова. Строительные работы осуществлял архитектор И. Бланк. ... | | | | | hidden | 25 ноября. Царское Село становится официальной летней резиденцией русских монархов в связи с восшествием на престол Императрицы Елизаветы Петровны. ... | | 25 ноября. Царское Село становится официальной летней резиденцией русских монархов в связи с восшествием на престол Императрицы Елизаветы Петровны. Персоны Елизавета Петровна, императрица
| | | hidden | 3 февраля. Празднество по случаю возвращения Императрицы Елизаветы из Москвы после коронации.В Царское Село пришла вода по каналу из Виттоловских ключей. Работы выполнены по проекту инженера И.Зверева ... | | 3 февраля. Празднество по случаю возвращения Императрицы Елизаветы из Москвы после коронации. В Царское Село пришла вода по каналу из Виттоловских ключей. Работы выполнены по проекту инженера И.Зверева. В Царскосельский зверинец были пригнаны 42 оленя из Олонецкой губернии и 4 подарены Елизавете графом Алексеем Разумовским. Персоны Елизавета Петровна, императрица Зверев И Разумовский Алексей Григорьевич, граф
| | | hidden | 8 августа. В Присутствии императрицы Елизаветы Петровны произошла торжественная закладка дворцовой церкви Воскресения Христова.В Царском Селе на постоянной основе (кроме войск) проживает 732 человека: лица строительной конторы и духовного звания с ... | | 8 августа. В Присутствии императрицы Елизаветы Петровны произошла торжественная закладка дворцовой церкви Воскресения Христова. В Царском Селе на постоянной основе (кроме войск) проживает 732 человека: лица строительной конторы и духовного звания с семьями, а также служащие при дворе. Персоны Елизавета Петровна, императрица
| | | hidden | 27 августа. По приглашению императрицы Елизаветы Петровны Царское Село посещает Михаил Васильевич Ломоносов. Свои впечатления он отразил в большом поэтическом произведении ... | | 27 августа. По приглашению императрицы Елизаветы Петровны Царское Село посещает Михаил Васильевич Ломоносов. Свои впечатления он отразил в большом поэтическом произведении, где прозвучали знаменитые строки: Как если зданием прекрасным Умножить должно звезд число, Созвездием являться ясным Достойно Сарское Село. Строится Катальная горка с павильоном по проекту Ф.-Б. Растрелли между Рамповой аллеей и Большим прудом. Конструктивное решение А.К. Нартова. Персоны Елизавета Петровна, императрица Ломоносов Михаил Васильевич Нартов Андрей Константинович Растрелли Франческо де
| | | hidden | 10 мая. Указ Елизаветы Петровны о переустройстве Царскосельского ансамбля и реконструкции дворца архитектором Ф.- Б. Растрелли. ... | | | | | hidden | По указанию императрицы Елизаветы Петровны в Царское Село из Петербурга прибывает знаменитая Янтарная комната, подарок прусского короля Фридриха-Вильгельма I Петру I в 1716 году. ... | | | | | hidden | 8 сентября. Во время службы в Знаменской церкви с Императрицей Елизаветой случился сердечный приступ. ... | | | | | hidden | 8 сентября. Последний день пребывания Императрицы Елизаветы Петровны в Царском Селе. 25 декабря Елизавета Петровна скончалась в Санкт-Петербурге. ... | | 8 сентября. Последний день пребывания Императрицы Елизаветы Петровны в Царском Селе. 25 декабря Елизавета Петровна скончалась в Санкт-Петербурге. Персоны Елизавета Петровна, императрица
| | | | |