| -
hidden Памятники истории и культуры | Демут-Малиновский Василий Иванович (1779-1846) hidden Кузминские (Египетские) ворота | Кузминские ворота (историческое название) ярко воплощают египетскую тему, во второй половине XX века послужившую поводом для второго имени. Древнеегипетские сюжеты скульптурной пластики в чугунной облицовке фасадов удачно сочетаются с ... | | Кузминские ворота (историческое название) ярко воплощают египетскую тему, во второй половине XX века послужившую поводом для второго имени. Древнеегипетские сюжеты скульптурной пластики в чугунной облицовке фасадов удачно сочетаются с пирамидообразной формой каменных трехэтажных пилонов — караулок. В орнаментах фасадов изображены египетские иероглифы и жанровые сцены из жизни древних египтян, характерные для египетского искусства мотивы цветка и стебля лотоса, змеи, скарабеев, сфинксов, герм. В проекте А. А. Менеласа 1826 г. ворота предназначались для установки в Александровском парке у выезда на Царскосельский бульвар. По повелению Николая I, «во уважение того, что Кузьминское шоссе есть большая дорога», в 1827 г. ворота начали строить на въезде в город. Художник Василий Додонов нарисовал иероглифы, их гипсовые модели создал скульптор В. И. Демут-Малиновский. Облицовку изготовили на Санкт-Петербургском Александровском чугунолитейном заводе. В 1830-е гг. Кузминские ворота стали нулевой точкой отсчета верст на дороге из Царского Села в Петербург. Г. В. Семенова Персоны Демут-Малиновский Василий Иванович Додонов Василий Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса Александровский парк/Пушкин г. Октябрьский бульв./Пушкин г.
| | | hidden Менелас А.А., (1753-1834), арх. | МЕНЕЛАС (Menelas) Адам Адамович (1753-1831, Царское Село), архитектор, паркостроитель, предст. позднего классицизма. Выходец из Шотландии. С 1785 в России, работал каменных дел мастером у Н. А. Львова в Торжке и Могилеве ... | | МЕНЕЛАС (Menelas) Адам Адамович (1753-1831, Царское Село), архитектор, паркостроитель, предст. позднего классицизма. Выходец из Шотландии. С 1785 в России, работал каменных дел мастером у Н. А. Львова в Торжке и Могилеве. С 1800 архитектор у графов Разумовских, с 1813 - у графов Строгановых. В 1813-31 чл. Строит. к-та Мин-ва внутр. дел. С нач. 1810-х гг. М. работал в Царском Селе, где разбил Александровский парк и возвел в нем павильоны: Арсенал (1819-34), Шапель (1825-28) и Белая башня (1821-27), в облике к-рых заметно влияние англ. готич. архитектуры. В Петергофе М. создал пейзажный парк Александрия, в центре к-рого выстроил небольшой дворец Коттедж (1826-29), также в англ. стиле (в отделке участвовали видные мастера декорат.-прикладного иск-ва). В том же парке возвел Фермерский дворец (1828-30; позднее перестроен). В ампирном стиле выдержаны чугунные ворота Екатерининского и Александровского парков в Царском Селе. Особенно выразительны массивные Кузьминские (Египетские) ворота (1829-32) на въезде из СПб., украшенные рельефами В. И. Демут-Малиновского. Последнее произв. М. - "готич." по форме ц. Св. Александра Невского в Александрии (1831-34; по проекту нем. арх. К. Шинкеля, при участии И. И. Шарлеманя, скульп. Демут-Малиновский). Лит.: Кузнецов С. О. Адам Менелас // Зодчие Санкт-Петербурга, ХIХ - начало ХХ века. СПб., 1998. С. 80-89. В. В. Антонов.
| | | hidden Павильон "Шапель" (ансамбль Александровского парка) | Рядом с Верхними теплицами по Зверинской линии расположен павильон Шапель. Две башни Шапели, соединенные аркой, соорудили в 1825–1828 гг. на месте разобранного южного бастиона Зверинца, строительство началось еще при Александре I ... | | Рядом с Верхними теплицами по Зверинской линии расположен павильон Шапель. Две башни Шапели, соединенные аркой, соорудили в 1825–1828 гг. на месте разобранного южного бастиона Зверинца, строительство началось еще при Александре I. Менелас использовал в новом здании часть стен елизаветинского люстгауза. Облик павильона-загадки, как и было задумано его создателями, отразил мистические настроения и легенды александровской эпохи. Павильон был завершен флюгером в виде петуха и воспроизводил развалины готической капеллы (часовни), что, в общем-то, является известным приемом в садово-парковой архитектуре. В окно, освещающее внутреннее помещение, были вставлены витражи с изображением библейских сцен, свод расписал художник В. Дадонов, скульптуры ангелов работы В. И. Демут-Малиновского. Внутри находилась статуя Спасителя, исполненная в Штутгарте в 1820–1824 гг. скульптором И.Г. Даннекером по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Предполагалось поместить скульптуру в одном из московских храмов, но это не было осуществлено, и она подарила ее сыну-императору. Исполненный автором вариант этой скульптуры находился в г. Регенсбурге. Здание было частично повреждено во время войны, утрачены часы-куранты, флюгер, витражи. В ближайшее время в павильоне должны начаться реставрационные работы. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Дадонов В. Даннекер И. Г. Демут-Малиновский Василий Иванович Мария Федоровна, императрица, супруга Павла I Менелас Адам Адамович Адреса к западу от Оранжерей
| | | hidden Суханов С.К., (1769-1840-е), каменотес-скульп. | СУХАНОВ Самсон Ксенофонтович (1769-1840-е гг., СПб.), скульптор-каменотес. В СПб. переселился ок. 1800. Здесь под его рук. и им самим выполнено множество разл. строит. заказов. Наиб. значит. его работы по камню в СПб.: скульпт ... | | СУХАНОВ Самсон Ксенофонтович (1769-1840-е гг., СПб.), скульптор-каменотес. В СПб. переселился ок. 1800. Здесь под его рук. и им самим выполнено множество разл. строит. заказов. Наиб. значит. его работы по камню в СПб.: скульпт. группы на аттике здания Биржи ("Нептун с двумя реками" и "Навигация...", 1810-20-е гг.), ростральные колонны с четырьмя символич. фигурами 4 рус. рек (1810-20-е гг.), наб. Стрелки В. О., скульпт. композиции портика Горного ин-та (по моделям скульп. В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова), изображения антич. воинов на башне Гл. Адмиралтейства (по моделям Ф. Ф. Щедрина), ряд колонн для Казанского и Исаакиевского соборов. постаменты памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли (1832-36). Жил в собств. доме на наб. р. Пряжки, 50. О. А. Чеканова.
| | | | |