| -
hidden Памятники истории и культуры | Менелас Адам Адамович (1749-1834) hidden Александровский парк, г. Пушкин | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг ... | | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг. (предположительно арх. С. И. Чевакинский, Н. Жирар), Крестовый кан. разделяет ее на четыре квадрата с «увеселит. затеями»: «скарпир» (круглая площадка с откосами); Китайский театр (1778–79, арх. А. Ринальди, И. В. Неелов); холм «Парнас» и водный лабиринт. Через канал переброшены Крестовый, Китайский, Драконов и др. мосты (1770-е гг., арх. Неелов). К Ю. от Нового сада – комплекс Китайской деревни. Пейзажный парк разбит в 1790-х гг. одноврем. с постройкой Александровского дворца на терр. Зверинца времен Елизаветы Петровны (сохр. фрагменты ограничивавших его бастионов и каналов). В пейзажной части А. п. устроены искусств. пруды: Детский (на островке – павильон для детей имп. Николая I), Нижний, Виттоловский, Ламский. В 1820–30-х гг. по проектам арх. А. А. Менеласа в разных частях парка сооружены декорат. павильоны: Белая башня (1821–27; разрушена во время Вел. Отеч. войны, воссоздана в 1990-х гг.); Арсенал (1819– 34 – на месте павильона Монбижу, построенного арх. С. И. Чевакинским в 1747–54); Шапель (Капелла; 1825–28) – в стиле ложной готики. Напротив Шапели – дворцовые оранжереи в стиле классицизма (1819–28). В зап. части А. п. протекает р. Кузьминка, перегороженная плотиной. Близ нее – Ламский павильон (1822), предназначавшийся для содержания лам, подаренных имп. Александру I (при имп. Николае II здесь находилась его фотолаборатория) и Пенсионерские конюшни (1827–29) для имп. лошадей. К С. от А. п. – комплекс Феодоровского городка, Ратная палата и др. сооружения в неорус. стиле нач. 20 в. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Александр I, император Елизавета Петровна, императрица Жирар Н. Менелас Адам Адамович Неелов Илья Васильевич Нееловы Николай I, император Николай II, император Ринальди Антонио Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Арсенал (Монбижу) (ансамбль Александровского парка) | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина.В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий ... | | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина. В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий увеселительный павильон Монбижу (mon bijou – моя драгоценность), парный к Эрмитажу, с богато оформленными фасадами и интерьерами. Он возвышался на восьмиугольной площадке, на той же оси, что и Эрмитаж, и также был обрамлен каналом. От Монбижу диагональные просеки вели к угловым бастионам ограды Зверинца. В павильоне Монбижу, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, государыня принимала послов Франции и Австрии. Охотничий увеселительный павильон Монбижу с течением времени сильно обветшал. В 1817–1834 гг. его перестроили архитекторы А. А. Менелас и А. А. Тон. Основой нового композиционного решения послужил центральный двухэтажный объем Монбижу. Считается, что в обработке фасадов использованы архитектурные мотивы одного из готических замков Англии – Шрубс-Хилла, известного по гравюрам. Здание после перестройки превратили в музей. Император Николай I повелел разместить здесь богатейшую коллекцию оружия, доспехов, восточных чепраков, приказав назвать павильон новым именем Арсенал. Впоследствии коллекции Арсенала передали в Императорский Эрмитаж и другие музеи, их место заняли модели форм русских конных полков. Кроме того, здесь выставлялись коллекции стекла и фарфора Императорского фарфорового завода. Арсенал (Монбижу) был частично поврежден во время войны и до настоящего времени не восстановлен. Г. В. Семенова Персоны Менелас Адам Адамович Николай I, император Растрелли Франческо де Тон Александр Андреевич Чевакинский Савва Иванович Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden | БАБОЛОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен в юго-зап. части г. Пушкин, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 268,8 га. Возник в кон. 18 в. рядом с д. Баболово, близ к-рой был выстроен в ложноготич ... | | БАБОЛОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен в юго-зап. части г. Пушкин, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 268,8 га. Возник в кон. 18 в. рядом с д. Баболово, близ к-рой был выстроен в ложноготич. стиле небольшой кам. дворец князя Г. А. Потемкина (1783-1786, арх. И. В. Неелов). Прямая Баболовская просека соединяла его с Подкапризной дорогой, ведущей к Екатерининскому дворцу. В 1824-25 Баболовский дворец перестраивал арх. В. П. Стасов, тогда же в особом помещении устроена гранитная ванна, вытесанная из монолита артелью каменщика С. Суханова. Близ дворца проходит Таицкий водовод, огибающий юж. окраину парка (1770-80-е гг., инж. И. Герард). На водоводе был устроен грот со статуей монаха-пустынника (не сохр.). В 1820-60-х гг. Б. п. расширен и спланирован в пейзажном стиле. На границе Б. п. с Александровским парком - чугунные Старо-Красносельские ворота (1823-26, арх. А. А. Менелас). Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Герард Иван (Иоганн Конрад) Кондратьевич Менелас Адам Адамович Потемкин Григорий Александрович, светлейший князь Таврический Стасов Василий Петрович Суханов Самсон Ксенофонтович
| | | hidden Белая башня (ансамбль Александровского парка) | Павильон Белая башня высотой около 38 метров, самый высокий в Царском Селе, построен на месте люстгауза Зверинца в 1821–1827 гг. архитектором А. Менеласом. Ансамбль решен в виде средневекового рыцарского замка-крепости и включает несколько ... | | Павильон Белая башня высотой около 38 метров, самый высокий в Царском Селе, построен на месте люстгауза Зверинца в 1821–1827 гг. архитектором А. Менеласом. Ансамбль решен в виде средневекового рыцарского замка-крепости и включает несколько сооружений: Ворота-руины с караулками, декоративный Руинный мост, восточный бастион Зверинца, на площадке которого возвышается сама башня. Ее фасады были оштукатурены и окрашены в белый цвет, отчего она и получила название Белой. Башня-замок возвышается внутри бастиона на просторной площадке, ранее ее окружали цветники. По высоте квадратное в плане пятиэтажное здание разделено на три яруса, поднимающихся вверх уступами, каждый из них декорировала кованая решетка. На углах террасы, служащей подножием башни, стоят скульптуры львов. В нишах по сторонам башни помещались восемь статуй средневековых рыцарей и древнерусских витязей, отлитых из чугуна. На крышу верхнего яруса, огражденного парапетом, вела внутренняя винтовая лестница. Здесь находилась смотровая площадка, с которой любовались парками, Царским Селом и его окрестностями, был виден даже Санкт-Петербург. Отсюда снимались фотографические виды Царского села для почтовых открыток, получивших широкое распространение в начале XX в. Белая башня, почти полностью разрушенная во время войны, воссоздана по проекту архитектора А. А. Кедринского. Реставрация растянулась почти на два десятилетия и еще не вполне завершена. Вход к Белой башне оформляют Ворота-руины с караулками в готическом характере. Они имеют вид развалин крепостных сооружений, монументальны, имитируют крепостной въезд с подъемной решеткой-герсой. Над аркой помещалась лепная композиция с геральдическим щитом. В стороне перед Воротами-руинами в парке расположен земляной вал, как бы защищающий подход к Белой башне от Фермской дороги. По звездообразному рисунку плана вал напоминает вспомогательное оборонительное сооружение перед крепостью – кронверк. С внешней стороны его окружала канава, соединявшаяся с небольшим прудом. Это остатки земляного укрепления, на постройке которого наглядно обучались фортификации августейшие сыновья императора Николая Павловича. Впоследствии внутри «звезды» была поставлена высокая мачта с веревочными лестницами; вокруг нее натягивалась сетка для прыгания. Летом, когда парк открывали для публики, здесь собиралось множество детворы. Г. В. Семенова Персоны Кедринский Александр Александрович Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса пейзажная часть парка
| | | hidden Колонистский пруд в Отдельном парке | Колонистский пруд ведет свое начало от двух искусственных водоемов прямоугольной формы, которые выкопали в 1804 г. на Павловском водоводе. Между ними проходила старая трасса Московской дороги ... | | Колонистский пруд ведет свое начало от двух искусственных водоемов прямоугольной формы, которые выкопали в 1804 г. на Павловском водоводе. Между ними проходила старая трасса Московской дороги. Впоследствии, когда въезд в Царское Село перенесли к колонии Фриденталь, перемычку между прудами и старый участок Московской дороги ликвидировали. Работы производились в 1824–1825 гг. под руководством архитектора А. А. Менеласа. Пруды соединили в один большой пруд, в очертаниях центральной части которого, однако, до сих пор угадывается форма и размеры прежних водоемов. Из него трубой провели воду в колонию Фриденталь, откуда и произошло название пруда. Колонистский пруд впоследствии стал важной частью композиции Отдельного парка, созданного в 1839–1849 гг. по его сторонам садовыми мастерами Ф. Ф. Ляминым и И. Ф. Пипером. Г. В. Семенова Персоны Лямин Ф. Ф. Менелас Адам Адамович Пипер И. Ф.
| | | hidden Кузминские (Египетские) ворота | Кузминские ворота (историческое название) ярко воплощают египетскую тему, во второй половине XX века послужившую поводом для второго имени. Древнеегипетские сюжеты скульптурной пластики в чугунной облицовке фасадов удачно сочетаются с ... | | Кузминские ворота (историческое название) ярко воплощают египетскую тему, во второй половине XX века послужившую поводом для второго имени. Древнеегипетские сюжеты скульптурной пластики в чугунной облицовке фасадов удачно сочетаются с пирамидообразной формой каменных трехэтажных пилонов — караулок. В орнаментах фасадов изображены египетские иероглифы и жанровые сцены из жизни древних египтян, характерные для египетского искусства мотивы цветка и стебля лотоса, змеи, скарабеев, сфинксов, герм. В проекте А. А. Менеласа 1826 г. ворота предназначались для установки в Александровском парке у выезда на Царскосельский бульвар. По повелению Николая I, «во уважение того, что Кузьминское шоссе есть большая дорога», в 1827 г. ворота начали строить на въезде в город. Художник Василий Додонов нарисовал иероглифы, их гипсовые модели создал скульптор В. И. Демут-Малиновский. Облицовку изготовили на Санкт-Петербургском Александровском чугунолитейном заводе. В 1830-е гг. Кузминские ворота стали нулевой точкой отсчета верст на дороге из Царского Села в Петербург. Г. В. Семенова Персоны Демут-Малиновский Василий Иванович Додонов Василий Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса Александровский парк/Пушкин г. Октябрьский бульв./Пушкин г.
| | | hidden «Любезным моим сослуживцам», памятник | Адрес: г. Пушкин, Садовая улица, в северо-восточной части Екатерининского паркаАрхитекторы: Стасов Василий Петрович (1769-1848) Менелас Адам (1748-1833)Открыты: 17 августа 1817 г ... | Адрес: г. Пушкин, Садовая улица, в северо-восточной части Екатерининского парка Архитекторы: Стасов Василий Петрович (1769-1848) Менелас Адам (1748-1833) Открыты: 17 августа 1817 г. Материалы: чугун – колонны и аттик ворот, звенья решетки;гранит – цоколь; бронза золоченая – литеры надписей. Надписи: на аттике со стороны Садовой улицы: ЛЮБЕЗНЫМ МОИМ СОСЛУЖИВЦАМ на аттике со стороны парка текст на французском языке: A MES CHERS COMPANGONS D ? ARMES Ворота установлены по повелению Александра I как дань признательности военачальникам и советникам императора, принимавшим участие в Отечественной войне и 1812 года и военной кампании 1813-1814 гг., приведшей к освобождению Европы от Наполеона. Портик из двух рядов дорических колонн, поддерживающих массивный антаблемент, имеет композиционное сходство с позднейшей работой В. П. Стасова – Московскими триумфальными воротами. Рисунок ограды с прутьями-копьями и накладными щитами, масками и мечами разработал архитектор А. Менелас. Персоны Александр I, император Менелас Адам Адамович Стасов Василий Петрович Адреса в северо-восточной части Екатерининского парка
| | | hidden Менелас А.А., (1753-1834), арх. | МЕНЕЛАС (Menelas) Адам Адамович (1753-1831, Царское Село), архитектор, паркостроитель, предст. позднего классицизма. Выходец из Шотландии. С 1785 в России, работал каменных дел мастером у Н. А. Львова в Торжке и Могилеве ... | | МЕНЕЛАС (Menelas) Адам Адамович (1753-1831, Царское Село), архитектор, паркостроитель, предст. позднего классицизма. Выходец из Шотландии. С 1785 в России, работал каменных дел мастером у Н. А. Львова в Торжке и Могилеве. С 1800 архитектор у графов Разумовских, с 1813 - у графов Строгановых. В 1813-31 чл. Строит. к-та Мин-ва внутр. дел. С нач. 1810-х гг. М. работал в Царском Селе, где разбил Александровский парк и возвел в нем павильоны: Арсенал (1819-34), Шапель (1825-28) и Белая башня (1821-27), в облике к-рых заметно влияние англ. готич. архитектуры. В Петергофе М. создал пейзажный парк Александрия, в центре к-рого выстроил небольшой дворец Коттедж (1826-29), также в англ. стиле (в отделке участвовали видные мастера декорат.-прикладного иск-ва). В том же парке возвел Фермерский дворец (1828-30; позднее перестроен). В ампирном стиле выдержаны чугунные ворота Екатерининского и Александровского парков в Царском Селе. Особенно выразительны массивные Кузьминские (Египетские) ворота (1829-32) на въезде из СПб., украшенные рельефами В. И. Демут-Малиновского. Последнее произв. М. - "готич." по форме ц. Св. Александра Невского в Александрии (1831-34; по проекту нем. арх. К. Шинкеля, при участии И. И. Шарлеманя, скульп. Демут-Малиновский). Лит.: Кузнецов С. О. Адам Менелас // Зодчие Санкт-Петербурга, ХIХ - начало ХХ века. СПб., 1998. С. 80-89. В. В. Антонов.
| | | hidden | Отдельный парк с Колонистским прудом (вдоль Павловского ш.) разбит в 1824-25, арх. А. А. Менелас; 1839-47, мастера Ф. Ф. Лямин, И. Ф. Пипер; частично перепланирован в сер. 19 в., арх. А. Ф. Видов и в нач. 20 в., арх. С.А. Данини. ... | | | | | hidden Павильон для лам (ансамбль Александровского парка) | Архитектор А. Менелас построил в 1820–1822 гг. Ламский павильон, где поместили подаренных императору Александру I лам, привезенных, видимо, из Перу. В замкнутом четырехугольнике двора находились конюшня, небольшой манеж для животных и фуражный сарай ... | Архитектор А. Менелас построил в 1820–1822 гг. Ламский павильон, где поместили подаренных императору Александру I лам, привезенных, видимо, из Перу. В замкнутом четырехугольнике двора находились конюшня, небольшой манеж для животных и фуражный сарай, а также квартиры для надсмотрщика и служителей. Над ними возвышается восьмисаженная башня. Ранее в ней находились богато убранные покои для отдыха с мебелью в стиле ампир. На стенах висели раскрашенные гравюры с видами Центральной и Южной Америки. В их сюжетах было изображено «употребление лам перуанцами для работы». В 1860 г. архитектор И. Монигетти возвел здесь двухэтажный флигель для фотографической лаборатории, и с тех пор за павильоном закрепилось название «Фотография». В 1907 г. здесь в манеже для лам содержали горных ланей, привезенных из южной Монголии подполковником Жуковским. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Жуковский Менелас Адам Адамович Монигетти Ипполит Антонович Адреса у северо-западной границы парка
| | | hidden Павильон "Шапель" (ансамбль Александровского парка) | Рядом с Верхними теплицами по Зверинской линии расположен павильон Шапель. Две башни Шапели, соединенные аркой, соорудили в 1825–1828 гг. на месте разобранного южного бастиона Зверинца, строительство началось еще при Александре I ... | | Рядом с Верхними теплицами по Зверинской линии расположен павильон Шапель. Две башни Шапели, соединенные аркой, соорудили в 1825–1828 гг. на месте разобранного южного бастиона Зверинца, строительство началось еще при Александре I. Менелас использовал в новом здании часть стен елизаветинского люстгауза. Облик павильона-загадки, как и было задумано его создателями, отразил мистические настроения и легенды александровской эпохи. Павильон был завершен флюгером в виде петуха и воспроизводил развалины готической капеллы (часовни), что, в общем-то, является известным приемом в садово-парковой архитектуре. В окно, освещающее внутреннее помещение, были вставлены витражи с изображением библейских сцен, свод расписал художник В. Дадонов, скульптуры ангелов работы В. И. Демут-Малиновского. Внутри находилась статуя Спасителя, исполненная в Штутгарте в 1820–1824 гг. скульптором И.Г. Даннекером по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Предполагалось поместить скульптуру в одном из московских храмов, но это не было осуществлено, и она подарила ее сыну-императору. Исполненный автором вариант этой скульптуры находился в г. Регенсбурге. Здание было частично повреждено во время войны, утрачены часы-куранты, флюгер, витражи. В ближайшее время в павильоне должны начаться реставрационные работы. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Дадонов В. Даннекер И. Г. Демут-Малиновский Василий Иванович Мария Федоровна, императрица, супруга Павла I Менелас Адам Адамович Адреса к западу от Оранжерей
| | | hidden Пенсионерские конюшни (ансамбль Александровского парка) | Одна из дорог Александровского парка к прудам на реке Кузминке приводит к скрытому в гуще деревьев парковому готическому зданию – Пенсионерским конюшням. Павильон был возведен Менеласом в 1827–1829 гг ... | | Одна из дорог Александровского парка к прудам на реке Кузминке приводит к скрытому в гуще деревьев парковому готическому зданию – Пенсионерским конюшням. Павильон был возведен Менеласом в 1827–1829 гг. и предназначался для восьми лошадей царского седла, оставшихся после кончины императора Александра I. В дальнейшем он также использовался для царских любимцев других императоров. Живописное объемно-пространственное решение, сходное с другими работами зодчего в Александровском парке, гармонично связано с природным окружением. На противоположном углу от дороги над одно-двухэтажным каменным павильоном, П-образным в плане, возвышается круглая башня. Ей придает выразительность шатровая крыша и фриз, декорированный стрельчатыми арочками. На фоне кирпичной кладки выделяются штукатурные детали карнизов, тяг и наличников со скобообразными сандриками. Внизу башни находилась конюшня на восемь денников и полукруглый покой, где хранились богатые уборы лошадей. Впоследствии они пополнили коллекции Конюшенного музея в Петербурге. Второй этаж занимали квартиры смотрителя и конюхов. Летом старые кони выпускались гулять в парке. Напротив башни в парке ряды мраморных плит указывали места погребения лошадей. Из надписей на плитах можно было узнать, что здесь лежат «Л’ами», бывший с императором Александром в Парижском походе, «Флора», конь Николая I, бывший с ним под Варной, «Коб», на котором объезжал войска царь-миротворец Александр III. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Александр III, император Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса у северной границы парка
| | | hidden Слоновник (ансамбль Александровского парка) | Деревянный павильон Слоны с небольшими башенками индийской архитектуры и окружающими двор службами и сараями возвел в 1828 г. архитектор А. Менелас. В этом же павильоне находились квартиры парковых сторожей и смотрителя слонов ... | Деревянный павильон Слоны с небольшими башенками индийской архитектуры и окружающими двор службами и сараями возвел в 1828 г. архитектор А. Менелас. В этом же павильоне находились квартиры парковых сторожей и смотрителя слонов. Тогда же в него перевели принадлежавших императору Николаю I слонов из Петербурга, стоявших на Волынкином дворе. Через несколько лет привели сюда еще одного слона, доставленного тремя афганцами. Следующий слон, находившийся здесь с 1849 г., был подарен императору эмиром Бухарским, затем были и другие. Наконец, в июле 1891 г. доставили в Царское Село слона, привезенного наследником цесаревичем Николаем Александровичем из кругосветного плавания. Он отличался добродушием и был послушен своему вожаку – татарину, охотно показывавшему его посетителям. Летом он гулял по парку и ежедневно купался в Большом Ламском пруду. В настоящее время о слонах и павильоне напоминает лишь второе название Красносельских или Слоновых ворот. Г. В. Семенова Персоны Менелас Адам Адамович Николай I, император Николай II, император
| | | hidden Ферма (ансамбль Александровского парка) | Ферма находится в глубине Александровского парка близ Белой башни и Ратной палаты. Комплекс был основан на этом месте еще в 1810 г, когда у каменной стены Зверинца соорудили первые деревянные постройки по проекту садового мастера Джозефа Буша ... | | Ферма находится в глубине Александровского парка близ Белой башни и Ратной палаты. Комплекс был основан на этом месте еще в 1810 г, когда у каменной стены Зверинца соорудили первые деревянные постройки по проекту садового мастера Джозефа Буша. Под его руководством бывшие сельскохозяйственные угодья кузьминских крестьян превратили в прекрасный Фермский луг с красивыми группами деревьев и прудами. На удаленном от города краю луга соорудили насыпную горку, обработанную террасами, с обсаженной березами дорожкой, спиралеобразно поднимавшейся на вершину. Посетителей парка привлекал сельский характер пейзажа с ухоженными породистыми животными, которых они часто потчевали хлебом. Существующие ныне каменные здания Фермы возведены архитектором Менеласом в 1817–1822 гг. в тех же англо-готических формах, что и другие парковые павильоны. Они сохранились до нашего времени без значительных изменений, утрачены только деревянные постройки фуражного двора, находившегося с западной стороны. Одно- и двухэтажные здания, соединенные между собой оградой с несколькими воротами, образуют живописный ансамбль. В архитектурной обработке использован металлодекор, желтоватый известняк, красный кирпич с белой расшивкой, белым же цветом выделены штукатурные наличники и сандрики там, где они есть. В центре между двумя въездными воротами от Фермской дороги расположен двухэтажный дом смотрителя, фасад которого привлекает внимание двумя выступающими восьмигранными башенками-контрфорсами, венчающимися щипцом с зубчатым парапетом. По сторонам в одноэтажных флигелях размещались различные службы, квартиры ветеринарного врача и скотников. На обширном дворе находится крестообразное в плане здание коровника на 84 стойла (ныне используется под конюшню). В углу расположен сложный в плане флигель, предназначавшийся для ледника и маслобойни с сепараторами, холодильниками и прочими устройствами. Его венчает круглая башня высотой около 15 метров со смотровой площадкой наверху, о назначении которой писал в своем путеводителе Яковкин: «Весьма приятно, здесь сидя, в ясное утро заниматься или чтением, или размышлениями, или осматриванием разнообразных видов, а особливо еще при помощи зрительной трубки». На третьем этаже в ней находилось помещение для отдыха. Рядом с башней в ограду Фермы включен флигель для Высочайших прибытий, выделяющийся более богатым убранством фасадов. С наружной стороны к нему примыкает трельяжная терраса чугунного литья, ранее обвитая плющом, с другой стороны – красивые готические ворота. Помещения во флигеле предназначались для двух гостиных, столовой, кухни и четырех диванных комнат на антресолях для отдыха. Мебель из светлого клена с готической резьбой была исполнена по рисункам Менеласа. Интерьеры украшали гравюры александровского времени с сельскими видами Швейцарии и Нидерландов, а также портреты Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны. Императорская Ферма была преемницей прежнего скотного двора, существовавшего в Царском Селе с первых лет его основания. В налаживании нового хозяйства Александр придерживался советов своей августейшей матушки, императрицы Марии Федоровны, еще ранее устроившей подобное заведение в Павловском парке. По повелению государя работников Царскосельской Фермы присылали к ней на обучение. В 1822 г. для стада выписали 62 коровы и быков холмогорской, черкасской и европейских пород — тирольской, венгерской, швейцарской, английской, голландской, а также 100 мериносов из Силезии, но прижился только чистопородный холмогорский скот. Впоследствии породы подбирались опытным путем. Продукция поставлялась для нужд Высочайшего двора, излишек продавали посторонним лицам. Хозяйство Фермы находилось под особым присмотром Царскосельского главноуправляющего Я.В. Захаржевского. После 1865 г. попечение над ней имел великий князь Николай Николаевич. После национализации императорского имущества Ферму передали вместе с большим участком Александровского парка и находящимися там зданиями Агрономическому институту (впоследствии сельскохозяйственный институт, ныне—Аграрный университет). С использованием в качестве учебного хозяйства института связано возникновение в конце ХХ в. нового топонима — «Фермский парк». Отлично оборудованный зимний каменный коровник с чугунными поилками и другие здания долгое время использовались по первоначальному назначению. Ныне здесь находится конюшня музея-заповедника «Царское Село», где содержат породистых лошадей для катания по парку в легких ландо и каретах, зимой — на тройках. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Буш Джозеф Елизавета Алексеевна, императрица Захаржевский Я.В. Мария Федоровна, императрица, супруга Павла I Менелас Адам Адамович Николай Николаевич (Старший), вел. кн. Адреса северо-восточная часть парка
| | | hidden | По проекту А.Менеласа начинает строиться павильон для лам, доставленных из Южной Америки. В 1860 г. И.Монигетти перестраивает Ламской павильон под фотографию. ... | | | | hidden | 12 мая. Произошел пожар в Екатерининском дворце, повредивший часть парадных залов и храм Воскресения, в присутствии императора Александра I. Из Знаменской церкви была вынесена чудотворная икона Знамения ... | | 12 мая. Произошел пожар в Екатерининском дворце, повредивший часть парадных залов и храм Воскресения, в присутствии императора Александра I. Из Знаменской церкви была вынесена чудотворная икона Знамения. После горячей молитвы императора, воскликнувшего «Матерь Божия! Спаси мой дом» внезапно переменился ветер и пожар прекратился. Свидетелем этого пожара был историограф Н.М.Карамзин. Строится Ферма (архитектор А.Менелас) под племенное стадо ста голов иностранных и отечественных пород. Персоны Александр I, император Карамзин Николай Михайлович Менелас Адам Адамович
| | | hidden | Построено парковое сооружение Белая башня (архитектор А.Менелас). ... | | | | | hidden | По проекту А.Менеласа создается Отдельный парк и вырыт Колонистский пруд. ... | | | | hidden | Архитектор А. Менелас строит в Александровском парке павильоны Шапель, Арсенал на месте разобранного Монбижу и Пенсионерские конюшни для старых лошадей собственного седла Их Величеств. ... | | Архитектор А. Менелас строит в Александровском парке павильоны Шапель, Арсенал на месте разобранного Монбижу и Пенсионерские конюшни для старых лошадей собственного седла Их Величеств. Персоны Менелас Адам Адамович
| | | hidden | В Александровском парке по проекту А. Менеласа построен павильон «Слоны», в котором до 1917 г. находились слоны. ... | В Александровском парке по проекту А. Менеласа построен павильон «Слоны», в котором до 1917 г. находились слоны. Персоны Менелас Адам Адамович
| | | hidden | Завершено сооружение Египетских ворот (архитектор А. Менелас), а по проекту В.М.Горностаева, В.А.Глинки, А.П.Гильдебранта строятся Московские ворота.Архитектор А.М ... | | | | | | |