| -
hidden Памятники истории и культуры | Николай I, император (1796-1855) hidden Александр II , император (1818-1881) | АЛЕКСАНДР II (1818-1881, СПб.), император (с 1855). Сын имп. Николая I и имп. Александры Федоровны. Цесаревич (с 1831), ген. от инфантерии (1847), поч. ч. Петерб. АН (1826) ... | | АЛЕКСАНДР II (1818-1881, СПб.), император (с 1855). Сын имп. Николая I и имп. Александры Федоровны. Цесаревич (с 1831), ген. от инфантерии (1847), поч. ч. Петерб. АН (1826). Женат 1-м браком на гессен-дармштадской принцессе, принявшей имя Марии Александровны, 2-м (морганатич.) браком - на княжне Е. М. Долгоруковой (1880), к-рая получила титул княгини Юрьевской. Чл. К-та по сооружению пост. моста через Неву (1841), пред. К-та по стр-ву С.-Петерб. - Моск. жел. дороги (1842). С 1849 команд. гв. и гренадерским корпусами, гл. нач. воен.-уч. заведений (до 1860), попечитель Чесменской воен. богадельни. В 1860-70-х гг. провел ряд реформ: крест. (отмена крепостного права, 1861), суд. (1864), земскую (1865), гор. (см. Городская реформа 1870), воен. (1860-70-е гг.) и др., к-рые вошли в историю России как "великие реформы А. II". В разные периоды царствования значит. влияние на гос. дела и правительств. курс оказывали брат А. II вел. князь Константин Николаевич, тетка вел. княгиня Елена Павловна, П. Д. Киселев, Я. И. Ростовцев, П. А. Валуев, Д. А. Милютин, А. М. Горчаков, П. А. Шувалов (см. Шуваловы), М. Т. Лорис-Меликов. В 1866-81 члены тайных рев. обществ осуществили на А. II ряд покушений, из них неск. в СПб.: в 1866 Д. В. Каракозов стрелял в государя у решетки Летнего сада (на месте покушения сооружена часовня; не сохр.), в 1879 А. К. Соловьев - на Дворцовой пл., в 1880 С. Н. Халтурин подготовил взрыв в Зимнем дворце. 1.3.1881 А. II смертельно ранен на наб. Екатерининского кан. (ныне кан. Грибоедова) в результате террористич. акта, подготовленного членами "Народной воли", умер спустя неск. часов в Зимнем дворце. Погребен в Петропавловском соборе. На месте покушения воздвигнут Воскресения Христова храм. До вступления на престол А. II жил в Аничковом дворце, затем в Зимнем дворце, летом предпочитал Царское Село (Зубовский флигель Екатерининского дворца) и Фермерский дворец в Александрии. Лично владел Петровским о., Аничковым дворцом, Коттеджем и Собств. дачей в Петергофе (1843), мызой Ропша Петергофского у. и Гатчиной. Лит.: Александр II и его эпоха: К 140-летию со дня восшествия на престол: Тез. докл. конф. СПб., 1995; Захарова Л. Г. Александр II // Романовы: Ист. портреты, 1762-1917. М., 1997. Кн. 2. С. 404-490; Толмачев Е. П. Александр II и его время: В 2 кн. М., 1998; Александр II и Царское Село: Кат. выст. / Гос. музей-заповедник "Царское Село". СПб., 2000. Ю. А. Кузьмин.
| | | hidden Александровский парк, г. Пушкин | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг ... | | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг. (предположительно арх. С. И. Чевакинский, Н. Жирар), Крестовый кан. разделяет ее на четыре квадрата с «увеселит. затеями»: «скарпир» (круглая площадка с откосами); Китайский театр (1778–79, арх. А. Ринальди, И. В. Неелов); холм «Парнас» и водный лабиринт. Через канал переброшены Крестовый, Китайский, Драконов и др. мосты (1770-е гг., арх. Неелов). К Ю. от Нового сада – комплекс Китайской деревни. Пейзажный парк разбит в 1790-х гг. одноврем. с постройкой Александровского дворца на терр. Зверинца времен Елизаветы Петровны (сохр. фрагменты ограничивавших его бастионов и каналов). В пейзажной части А. п. устроены искусств. пруды: Детский (на островке – павильон для детей имп. Николая I), Нижний, Виттоловский, Ламский. В 1820–30-х гг. по проектам арх. А. А. Менеласа в разных частях парка сооружены декорат. павильоны: Белая башня (1821–27; разрушена во время Вел. Отеч. войны, воссоздана в 1990-х гг.); Арсенал (1819– 34 – на месте павильона Монбижу, построенного арх. С. И. Чевакинским в 1747–54); Шапель (Капелла; 1825–28) – в стиле ложной готики. Напротив Шапели – дворцовые оранжереи в стиле классицизма (1819–28). В зап. части А. п. протекает р. Кузьминка, перегороженная плотиной. Близ нее – Ламский павильон (1822), предназначавшийся для содержания лам, подаренных имп. Александру I (при имп. Николае II здесь находилась его фотолаборатория) и Пенсионерские конюшни (1827–29) для имп. лошадей. К С. от А. п. – комплекс Феодоровского городка, Ратная палата и др. сооружения в неорус. стиле нач. 20 в. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Александр I, император Елизавета Петровна, императрица Жирар Н. Менелас Адам Адамович Неелов Илья Васильевич Нееловы Николай I, император Николай II, император Ринальди Антонио Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Арсенал (Монбижу) (ансамбль Александровского парка) | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина.В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий ... | | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина. В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий увеселительный павильон Монбижу (mon bijou – моя драгоценность), парный к Эрмитажу, с богато оформленными фасадами и интерьерами. Он возвышался на восьмиугольной площадке, на той же оси, что и Эрмитаж, и также был обрамлен каналом. От Монбижу диагональные просеки вели к угловым бастионам ограды Зверинца. В павильоне Монбижу, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, государыня принимала послов Франции и Австрии. Охотничий увеселительный павильон Монбижу с течением времени сильно обветшал. В 1817–1834 гг. его перестроили архитекторы А. А. Менелас и А. А. Тон. Основой нового композиционного решения послужил центральный двухэтажный объем Монбижу. Считается, что в обработке фасадов использованы архитектурные мотивы одного из готических замков Англии – Шрубс-Хилла, известного по гравюрам. Здание после перестройки превратили в музей. Император Николай I повелел разместить здесь богатейшую коллекцию оружия, доспехов, восточных чепраков, приказав назвать павильон новым именем Арсенал. Впоследствии коллекции Арсенала передали в Императорский Эрмитаж и другие музеи, их место заняли модели форм русских конных полков. Кроме того, здесь выставлялись коллекции стекла и фарфора Императорского фарфорового завода. Арсенал (Монбижу) был частично поврежден во время войны и до настоящего времени не восстановлен. Г. В. Семенова Персоны Менелас Адам Адамович Николай I, император Растрелли Франческо де Тон Александр Андреевич Чевакинский Савва Иванович Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Белая башня (ансамбль Александровского парка) | Павильон Белая башня высотой около 38 метров, самый высокий в Царском Селе, построен на месте люстгауза Зверинца в 1821–1827 гг. архитектором А. Менеласом. Ансамбль решен в виде средневекового рыцарского замка-крепости и включает несколько ... | | Павильон Белая башня высотой около 38 метров, самый высокий в Царском Селе, построен на месте люстгауза Зверинца в 1821–1827 гг. архитектором А. Менеласом. Ансамбль решен в виде средневекового рыцарского замка-крепости и включает несколько сооружений: Ворота-руины с караулками, декоративный Руинный мост, восточный бастион Зверинца, на площадке которого возвышается сама башня. Ее фасады были оштукатурены и окрашены в белый цвет, отчего она и получила название Белой. Башня-замок возвышается внутри бастиона на просторной площадке, ранее ее окружали цветники. По высоте квадратное в плане пятиэтажное здание разделено на три яруса, поднимающихся вверх уступами, каждый из них декорировала кованая решетка. На углах террасы, служащей подножием башни, стоят скульптуры львов. В нишах по сторонам башни помещались восемь статуй средневековых рыцарей и древнерусских витязей, отлитых из чугуна. На крышу верхнего яруса, огражденного парапетом, вела внутренняя винтовая лестница. Здесь находилась смотровая площадка, с которой любовались парками, Царским Селом и его окрестностями, был виден даже Санкт-Петербург. Отсюда снимались фотографические виды Царского села для почтовых открыток, получивших широкое распространение в начале XX в. Белая башня, почти полностью разрушенная во время войны, воссоздана по проекту архитектора А. А. Кедринского. Реставрация растянулась почти на два десятилетия и еще не вполне завершена. Вход к Белой башне оформляют Ворота-руины с караулками в готическом характере. Они имеют вид развалин крепостных сооружений, монументальны, имитируют крепостной въезд с подъемной решеткой-герсой. Над аркой помещалась лепная композиция с геральдическим щитом. В стороне перед Воротами-руинами в парке расположен земляной вал, как бы защищающий подход к Белой башне от Фермской дороги. По звездообразному рисунку плана вал напоминает вспомогательное оборонительное сооружение перед крепостью – кронверк. С внешней стороны его окружала канава, соединявшаяся с небольшим прудом. Это остатки земляного укрепления, на постройке которого наглядно обучались фортификации августейшие сыновья императора Николая Павловича. Впоследствии внутри «звезды» была поставлена высокая мачта с веревочными лестницами; вокруг нее натягивалась сетка для прыгания. Летом, когда парк открывали для публики, здесь собиралось множество детворы. Г. В. Семенова Персоны Кедринский Александр Александрович Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса пейзажная часть парка
| | | hidden Бенкендорф А.Х. (1781-1844), гос. деятель | БЕНКЕНДОРФ (v. Benckendorff) Александр Христофорович (Константин Александр Карл Вильгельм Христофор) (1781, СПб. - 1844), граф (1832), гос. и воен. деятель, ген. от кавалерии (1829), поч. ч. Петерб. АН (1827). Воспитывался в петерб ... | | БЕНКЕНДОРФ (v. Benckendorff) Александр Христофорович (Константин Александр Карл Вильгельм Христофор) (1781, СПб. - 1844), граф (1832), гос. и воен. деятель, ген. от кавалерии (1829), поч. ч. Петерб. АН (1827). Воспитывался в петерб. пансионе аббата Ш. Д. Николя. С 1798 на воен. службе, участвовал в рус.-прус.-франц. (1806-07) и рус.-тур. (1809-11) войнах. В Отеч. войну 1812 и во время кампаний 1813-14 командовал отд. кав. отрядом, действовавшим в тылу неприятеля. С 1814 ком. бригады, с 1816 - дивизии, с 1819 нач. штаба Гв. корпуса. В 1810-х гг. масон, чл. петерб. ложи "Соединенных друзей". Своими действиями во время волнений в л.-гв. Семеновском полку (1820) вызвал неудовольствие имп. Александра I, к-рый оставил без последствий его записку о тайных об-вах и организации тайной полиции (1821). С 1821 нач. дивизии. С 10.11.1824 по 14.3.1825 врем. воен. губернатор Васильевского о-ва, руководил восстановлением этого р-на после катастрофич. наводнения 7.11.1824. Отличился при подавлении выступления 14.12.1825 на Сенатской пл., чл. Следств. комиссии по делу декабристов, в дальнейшем пользовался доверием и расположением имп. Николая I. С июля 1826 шеф жандармов, инициатор создания и гл. нач. Третьего отделения Собств. Е. И. В. канцелярии (тайная полиция), с дек. 1826 сенатор, с 1831 чл. Гос. совета и К-та мин-ров. Вопреки устоявшемуся мнению, делами тайной полиции Б. интересовался мало, предоставив все своим подчиненным. С 1839 поч. ч. и попечитель Демидовского дома призрения трудящихся. С 1841 пред. к-та Об-ва попечения о тюрьмах. С 1842 пред. строит. комиссии по устройству жел. дороги СПб. - Москва. В 1831-44 патрон лютеранской общины Св. Екатерины в СПб. Один из учредителей, с 1835 пред. правления 2-го Рос. страхового от огня об-ва и страхового об-ва "Жизнь". В СПб. жил в доме барона Шабо на наб. р. Фонтанки, затем в казенной квартире в доме шефа жандармов (Пантелеймоновская ул., 10). Оставил мемуары (опубл. частично). Соч.: Записки Бенкендорфа: 1812 г. Отеч. война. 1813 г. Освобождение Нидерландов. М., 2001. Лит.: Олейников Д. И. Александр Христофорович Бенкендорф // Российские консерваторы. М., 1997. С. 63-94. Д. Н. Шилов.
| | | hidden Глинка М.И., (1804-1857), композитор | ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К ... | | ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема. В 1824-28 служил в канцелярии Совета Гл. управления путей сообщения (Московский просп., 9). Посещал Большой театр, концерты крепостного оркестра П. И. Юшкова, салоны Ф. П. Львова и А. Ф. Львова (Почтамтская ул., 7/4), Е. К. Сиверса (Почтамтская ул., 10), В. Ф. Одоевского, Виельгорских, А. А. Дельвига, познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, А. Мицкевичем. Начал писать музыку, играл и пел свои сочинения везде, где бывал, издавал мелкие пьесы и романсы. В 1830-34 путешествовал по Европе. В 1834-44 (с перерывами) снова жил в СПб. Пользовался репутацией первого рос. музыканта, написал и поставил классич. оперы: "Жизнь за царя" (либретто Е. Ф. Розена, премьера в день рожд. имп. Николая I на торжеств. открытии заново отстроенного после пожара Большого театра 27.11.1836) и "Руслан и Людмила" (либретто В. Ф. Ширкова и др., премьера 27.11.1842, там же). В 1837-39 служил капельмейстером Придворной певч. Капеллы. В этот период сошелся с А. С. Даргомыжским, сблизился с окружением Жуковского, выступал при дворе, женившись, устраивал собств. муз. вечера. В кон. 1830-х гг. подружился с бр. Кукольниками, написал музыку к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (1841), романс "Сомнение" и вокальный цикл "Прощание с Петербургом" на его стихи. Сочинял духовную музыку, набросал "motif du chant national" (в 1992-2001 служил гос. гимном РФ). Посвятил дочери А. П. Керн Екатерине романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840). В 1844 уехал за границу. Возвращался в СПб. в 1848-49, 1851-52 и в 1854-56. В 1850 в отсутствие Г. на благотворит. концерте Об-ва посещения бедных в Дворянском собрании впервые исполнены его симф. соч.: "Воспоминание о Кастилии" (позднее переделаны в "Ночь в Мадриде"), "Арагонская хота" и "Камаринская". В 1851 Г. вернулся в ореоле новой славы первого рус. симфониста. В последний петерб. период круг общения Г. изменился. Его близким приятелем стал В. П. Энгельгардт (ему Г. подарил все свои рукописи), Г. сошелся также с Д. В. Стасовым и В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, бывал у О. И. Сенковского. Зимой 1854/55 завершил свои "Записки". Последнее крупное муз. соч., написанное в СПб., - 3-я оркестровая ред. "Вальса-фантазии", впервые прозвучавшая в концерте Д. М. Леоновой в Александринском театре весной 1856. Г. - первый рус. композитор-классик, при жизни был признан как творец нац. рус. оперы и рус. симф. музыки. О музыке и творч. кредо Г. много писали при его жизни лучшие из его критиков - Одоевский и Серов. В 1930-х гг. опера "Жизнь за царя", написанная на сюжет семейного мифа дома Романовых о чудесном спасении царя Михаила Федоровича, была переработана в духе "нар. трагедии" (новый текст написал С. М. Городецкий) и с 1939 до нач. 1990-х гг. исполнялась под назв. "Иван Сусанин". Г. почти ежегодно нанимал новую квартиру. Большинство домов, в к-рых он жил, не сохранилось. В 1828-29 и в 1851-52 снимал квартиру на углу Невского и Владимирского просп. (д. 49/2), в 1836-37 и в 1840-41 - на углу Фонарного и Глухого (ныне ул. Пирогова) пер. (д. 3/8; мем. доска), в 1837-39 жил на казенной квартире при Капелле (наб. р. Мойки, 20), в 1841-1842 - на Б. Мещанской (ныне Казанская) ул., 16. В 1848-49 - у своего зятя В. И. Флери, дир. Уч-ща глухонемых (угол Гороховой ул. и наб. р. Мойки, д. 18/54), в 1854-56 - в Эртелевом пер. (ныне ул. Чехова, 7; мем. доска). Погребен в Берлине, в 1857 перезахоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). 8.3.1857 Филармонич. об-во устроило в Дворянском собрании торжеств. концерт памяти Г. Именем Г. названы Гос. акад. певч. капелла, Малый зал Филармонии (пам. на лестнице), улицу рядом с Мариинским театром. В 1906 открыт пам. Г. на Театральной пл. близ Консерватории (скульп. Р. Р. Бах, арх. А. Р. Бах); бронз. бюст (скульп. В. П. Пащенко, арх. А. С. Лыткин) установлен в 1899 в Александровском саду. С 1960 проводится Всерос. (ранее Всес.) конкурс вокалистов им. Г. Соч.: Литературное наследие: В 2 т. Л.; М., 1952-1953. Лит.: Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955; Орлова А. А. Глинка в Петербурге. Л., 1970. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden Кузминские (Египетские) ворота | Кузминские ворота (историческое название) ярко воплощают египетскую тему, во второй половине XX века послужившую поводом для второго имени. Древнеегипетские сюжеты скульптурной пластики в чугунной облицовке фасадов удачно сочетаются с ... | | Кузминские ворота (историческое название) ярко воплощают египетскую тему, во второй половине XX века послужившую поводом для второго имени. Древнеегипетские сюжеты скульптурной пластики в чугунной облицовке фасадов удачно сочетаются с пирамидообразной формой каменных трехэтажных пилонов — караулок. В орнаментах фасадов изображены египетские иероглифы и жанровые сцены из жизни древних египтян, характерные для египетского искусства мотивы цветка и стебля лотоса, змеи, скарабеев, сфинксов, герм. В проекте А. А. Менеласа 1826 г. ворота предназначались для установки в Александровском парке у выезда на Царскосельский бульвар. По повелению Николая I, «во уважение того, что Кузьминское шоссе есть большая дорога», в 1827 г. ворота начали строить на въезде в город. Художник Василий Додонов нарисовал иероглифы, их гипсовые модели создал скульптор В. И. Демут-Малиновский. Облицовку изготовили на Санкт-Петербургском Александровском чугунолитейном заводе. В 1830-е гг. Кузминские ворота стали нулевой точкой отсчета верст на дороге из Царского Села в Петербург. Г. В. Семенова Персоны Демут-Малиновский Василий Иванович Додонов Василий Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса Александровский парк/Пушкин г. Октябрьский бульв./Пушкин г.
| | | hidden Московские ворота (г. Пушкин) | Московские ворота, представляющие собой две каменные кордегардии со створами ворот между ними, были сооружены в 1830–1831 гг. Фасады кордегардий оформлены в стиле ампир. Высочайше утвержденный 14 декабря 1829 г ... | | Московские ворота, представляющие собой две каменные кордегардии со створами ворот между ними, были сооружены в 1830–1831 гг. Фасады кордегардий оформлены в стиле ампир. Высочайше утвержденный 14 декабря 1829 г. проект ворот лично получил от императора управляющий Царским Селом Я. В. Захаржевский. Место расположения на Софийском бульваре, в начале Московского шоссе, Николай I собственноручно наметил на плане карандашом. Сметы на строительство составил архитектор В. М. Горностаев. Отлитые по рисунку В. А. Глинки чугунные створы ворот, установленные в 1831 г., украшали имперские орлы с коронами. Фигуры орлов и короны были уничтожены после 1917 г. Г. В. Семенова Персоны Глинка Василий Алексеевич Горностаев Василий Максимович Захаржевский Я.В. Николай I, император Адреса Софийский бульв./Пушкин г. в начале Московского шоссе
| | | hidden Николаевская мужская гимназия. Анненскому И. Ф. мемориальная доска. | Первоначально на этом месте планировалось возвести общественную богадельню, для нужд которой в 1859 г. по Высочайшему повелению предоставили часть места упраздненной Обойной фабрики с каменной казармой мастеровых, принадлежавшей с 1780-х гг ... | | Первоначально на этом месте планировалось возвести общественную богадельню, для нужд которой в 1859 г. по Высочайшему повелению предоставили часть места упраздненной Обойной фабрики с каменной казармой мастеровых, принадлежавшей с 1780-х гг. фабрике ассигнационных бумаг. Проект перестройки казармы под богадельню с домовой церковью разработал И. А. Монигетти, в 1863-1865 г. велось строительство под руководством А. Ф. Видова, но затем его приостановили в связи с нехваткой средств. В 1869 году городу было Высочайше разрешено перепрофилировать здание в мужскую гимназию. Наименование Николаевской было присвоено в память императора Николая Павловича и скончавшегося цесаревича Николая Александровича, о чем извещалось в тексте памятной доски, помещенной на фасаде. 8 сентября 1870 года в Городовой Ратуши состоялся торжественный акт открытия гимназии в присутствии Александра II и августейших особ. Гимназия прославилась своими педагогами и воспитанниками, среди которых можно назвать поэта И. Ф. Анненского, возглавлявшего гимназию и проживавшего здесь с 1896 г. по 1905 гг. Воспитанниками гимназии были Н. Н. Гумилев, В. А. Комаровский, В. А. Рождественский, Н. Н. Пунин и многие другие. Г. В. Семенова Персоны Александр II, император Анненский Иннокентий Федорович Видов Александр Фомич Гумилев Н. Н. Комаровский Василий Алексеевич, гр. Монигетти Ипполит Антонович Николай I, император Пунин Николай Николаевич Рождественский Всеволод Александрович Адреса Набережная ул./Пушкин г., д. 12
| | | hidden Николай I, имп. (1796-1855) | НИКОЛАЙ I (1796, Царское Село - 1855, СПб.), император (с 1825). 3-й сын имп. Павла I и имп. Марии Федоровны. Женат (с 1817) на прус. принцессе, принявшей имя Александры Федоровны. Ген.-лейтенант (1796), ген.-инспектор по инж ... | | НИКОЛАЙ I (1796, Царское Село - 1855, СПб.), император (с 1825). 3-й сын имп. Павла I и имп. Марии Федоровны. Женат (с 1817) на прус. принцессе, принявшей имя Александры Федоровны. Ген.-лейтенант (1796), ген.-инспектор по инж. части (1817); командовал гв. бригадой, а с 3.3.1825 2-й гв. пех. дивизией. С 1823 наследник престола по необнародованному манифесту имп. Александра I, после смерти к-рого в обстановке междуцарствия не смог сразу провозгласить себя императором. Этим воспользовались члены тайных об-в, предпринявшие в день вступления Н. I на престол попытку вооруж. выступления (см. Восстание 14 декабря 1825), к-рая была подавлена. Н. I лично командовал войсками, собранными против восставших, а затем контролировал следствие и суд над декабристами. Увлекался инж. делом и архитектурой, утверждал планы застройки городов, крепостей, отд. сооружений, в т. ч. и в СПб., нередко лично вносил в них изменения. В царствование Н. I в СПб. достроен Исаакиевский собор, город украсился многими монументальными зданиями и сооружениями. Во внутр. политике Н. I проводил курс на усиление централизации гос. аппарата, подавление малейших проявлений оппозиц. настроений и милитаризацию всей жизни страны: были созданы тайная полит. полиция (см. Третье отделение) и жандармерия. Осн. соратниками Н. I были его брат вел. князь Михаил Павлович, граф А. Х. Бенкендорф, князь А. Ф. Орлов, граф М. М. Сперанский, граф П. Д. Киселев, граф П. А. Клейнмихель и др. До вступления на престол проживал в подаренном ему имп. Александром I в 1817 Аничковом дворце, туда же переехал после пожара Зимнего дворца 1837. В летнее время жил в Александровском дворце в Царском Селе. На подаренной ему терр. быв. Зверинца (Петергоф) по его замыслу создан дворцово-парковый ансамбль Александрия, названный в честь его супруги. После вступления на престол жил в Зимнем дворце. Владел также г. Гатчина. Погребен в Петропавловском соборе. В 1859 на Исаакиевской пл. открыт Николаю I памятник. Лит.: Шеманский А. В., Гейченко С. С. Кризис самодержавия: Петергофский Коттедж Николая I. 4-е изд. М.; Л., 1932; Мироненко С. В. Николай I // Романовы: Ист. портреты. М., 1997. Кн. 2. С. 331-403; Выскочков Л.В. Николай I. М., 2003. Ю. А. Кузьмин.
| | | hidden Пенсионерские конюшни (ансамбль Александровского парка) | Одна из дорог Александровского парка к прудам на реке Кузминке приводит к скрытому в гуще деревьев парковому готическому зданию – Пенсионерским конюшням. Павильон был возведен Менеласом в 1827–1829 гг ... | | Одна из дорог Александровского парка к прудам на реке Кузминке приводит к скрытому в гуще деревьев парковому готическому зданию – Пенсионерским конюшням. Павильон был возведен Менеласом в 1827–1829 гг. и предназначался для восьми лошадей царского седла, оставшихся после кончины императора Александра I. В дальнейшем он также использовался для царских любимцев других императоров. Живописное объемно-пространственное решение, сходное с другими работами зодчего в Александровском парке, гармонично связано с природным окружением. На противоположном углу от дороги над одно-двухэтажным каменным павильоном, П-образным в плане, возвышается круглая башня. Ей придает выразительность шатровая крыша и фриз, декорированный стрельчатыми арочками. На фоне кирпичной кладки выделяются штукатурные детали карнизов, тяг и наличников со скобообразными сандриками. Внизу башни находилась конюшня на восемь денников и полукруглый покой, где хранились богатые уборы лошадей. Впоследствии они пополнили коллекции Конюшенного музея в Петербурге. Второй этаж занимали квартиры смотрителя и конюхов. Летом старые кони выпускались гулять в парке. Напротив башни в парке ряды мраморных плит указывали места погребения лошадей. Из надписей на плитах можно было узнать, что здесь лежат «Л’ами», бывший с императором Александром в Парижском походе, «Флора», конь Николая I, бывший с ним под Варной, «Коб», на котором объезжал войска царь-миротворец Александр III. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Александр III, император Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса у северной границы парка
| | | hidden Слоновник (ансамбль Александровского парка) | Деревянный павильон Слоны с небольшими башенками индийской архитектуры и окружающими двор службами и сараями возвел в 1828 г. архитектор А. Менелас. В этом же павильоне находились квартиры парковых сторожей и смотрителя слонов ... | Деревянный павильон Слоны с небольшими башенками индийской архитектуры и окружающими двор службами и сараями возвел в 1828 г. архитектор А. Менелас. В этом же павильоне находились квартиры парковых сторожей и смотрителя слонов. Тогда же в него перевели принадлежавших императору Николаю I слонов из Петербурга, стоявших на Волынкином дворе. Через несколько лет привели сюда еще одного слона, доставленного тремя афганцами. Следующий слон, находившийся здесь с 1849 г., был подарен императору эмиром Бухарским, затем были и другие. Наконец, в июле 1891 г. доставили в Царское Село слона, привезенного наследником цесаревичем Николаем Александровичем из кругосветного плавания. Он отличался добродушием и был послушен своему вожаку – татарину, охотно показывавшему его посетителям. Летом он гулял по парку и ежедневно купался в Большом Ламском пруду. В настоящее время о слонах и павильоне напоминает лишь второе название Красносельских или Слоновых ворот. Г. В. Семенова Персоны Менелас Адам Адамович Николай I, император Николай II, император
| | | hidden Тон К.А., (1794-1881), арх. | ТОН Константин Андреевич (1794, СПб. - 1881, там же), архитектор, создатель рус.-визант. стиля, акад. АХ (1830). По окончании АХ (1815) служил в К-те строений СПб ... | | ТОН Константин Андреевич (1794, СПб. - 1881, там же), архитектор, создатель рус.-визант. стиля, акад. АХ (1830). По окончании АХ (1815) служил в К-те строений СПб. В 1819-28 пенсионер АХ в Италии и Франции, по возвращении работал архитектором при АХ, с 1831 проф., в 1854-71 ректор АХ по архитектуре, с 1861 придворный архитектор. В 1830-37 выстроил ц. Св. Екатерины близ Калинкина моста (не сохр.) - первый пример рус.-визант. стиля, ставшего вскоре официальным. В дальнейшем пользовался неизменным расположением имп. Николая I, к-рый поручил ему стр-во воинских церквей в СПб. и пригородах. По проектам Т. сооружены Введенская ц. л.-гв. Семеновского полка (1834-42), Екатерининский собор в Царском Селе (1835-40), Петропавловская ц. л.-гв. Уланского полка в Петергофе (1836-39), Преображенская ц. л.-гв. Гренадерского полка (1839-45), Благовещенская ц. л.-гв. Конного полка (1842-49), ц. Св. Мирона л.-гв. Егерского полка (1849-55) (почти все снесены в 1930-х гг.). Храмовые постройки Т. отличались стилистич. единством при разнообразии композиц. приемов, богатым убранством интерьеров. По проектам Т. сооружены также пристань "со сфинксами" на Б. Неве у здания АХ (1833-34), серебр. иконостас для Казанского собора (1834-38, не сохр.), первые в СПб. здания вокзалов: Николаевского (ныне Московский; мем. доска) и Царскосельского (ныне Витебский). Т. много строил в Москве и провинции, его образцовые чертежи храмов широко использовались по всей России. Последние годы жил в собств. доме (ныне наб. кан. Грибоедова, 122-124). Похоронен на Волковском правосл. кладб. Лит.: Славина Т. А. Константин Тон. Л., 1989; Лисовский В. Г. Константин Тон // Зодчие Санкт-Петербурга, XIX - начало XX века. СПб., 1998. С. 269-282. С. В. Боглачев.
| | | hidden «Турецкая баня», павильон (ансамбль Екатерининского парка) | Приемы восточной архитектуры и название павильона «Турецкая баня», занимающего видное место в панораме Большого пруда, напоминают об Адрианопольском мире 1829 года с Турцией. Павильон возведен по повелению императора Николая I в 1850–1852 гг ... | | Приемы восточной архитектуры и название павильона «Турецкая баня», занимающего видное место в панораме Большого пруда, напоминают об Адрианопольском мире 1829 года с Турцией. Павильон возведен по повелению императора Николая I в 1850–1852 гг. по проекту И. Монигетти. По смете архитектора к Высочайше утвержденному в проекту на строительство требовалось 37 838 рублей. Однако на работу император назначил только 30 тысяч и приказал Монигетти «изворотиться», что тот и сделал, сдав всю работу за назначенную сумму итальянскому архитектору Камуцци. Здание никогда не использовалось в качестве бани, это характерный парковый павильон для отдыха. Павильон в архитектурных формах историзма достойно завершает екатерининскую традицию сооружения памятников военной славы в Екатерининском парке. Напоминающая минарет островерхая башенка с полумесяцем и главный купол, вход в виде ниши-михраба придают павильону черты мечети. Купол украшен рельефным выколотным орнаментом из позолоченной меди, обрамляющим круглые разноцветные окна. Внутри привлекают внимание разноцветные инкрустации из натурального и искусственного мрамора с позолотой, сталактитовый орнамент, яркая мраморная мозаика с восточным рисунком, мраморный бассейн фонтана в центре зала, резной олонецкий мрамор. В отделке интерьера использованы подлинные детали мраморной отделки бани турецкой султанши, привезенные императору в качестве трофеев из Адрианополя. Это мраморные доски с турецкими надписями вязью, размещенные по стенам журчащие «фонтаны слез», которые вносят в мавританскую стилистику убранства турецкие мотивы. Г. В. Семенова Персоны Монигетти Ипполит Антонович Николай I, император
| | | hidden Царскосельский Дворцовый госпиталь | Царскосельский Дворцовый госпиталь включал два благотворительных заведения: больницу и богадельню, содержавшиеся на средства дворцового ведомства еще со времен Екатерины I ... | | Царскосельский Дворцовый госпиталь включал два благотворительных заведения: больницу и богадельню, содержавшиеся на средства дворцового ведомства еще со времен Екатерины I. На этом месте, первоначально выходившем на Торговую площадь у въезда в Царское Село с Московской дороги, госпиталь был размещен согласно повелению Александра I от 23 сентября 1808 г. Одноэтажные деревянные здания больницы со Скорбященской церковью, богадельни, аптеки, сады для мужского и женского отделений, ограду вокруг госпитального комплекса соорудили в 1809–1817 гг. по проекту арх. В. И. Гесте. 21 июля 1844 г. Николай I утвердил проект новых каменных зданий для госпиталя взамен устаревших деревянных, составленный архитектором Д. Е. Ефимовым. Строительные работы велись в 1844–1852 гг. под руководством архитектора Н. С. Никитина. До настоящего времени сохранились возведенные тогда госпитальные корпуса. Главное здание госпиталя и отдельно стоящие богадельню, аптеку, жилой дом для служителей, прачечную, часовню окружал сад, разбитый на основе старых госпитальных садов садовым мастером В. Миллером, и ограда. 28 сентября 1852 г. состоялось освящение госпитальной церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Главным врачом госпиталя работал придворный лейб-хирург Ф. Ф. Жуковско-Волынский (1804–1879 гг.) Значительные работы по модернизации и переоборудованию госпиталя велись в конце XIX–нач. XX вв. по проектам А. Ф. Видова, А. Р. Баха, С. А. Данини, с участием докторов А. Ф. Гаазе, Е. С. Боткина. Здесь работала по воле императрицы Александры Федоровны женщина-хирург княжна В. И. Гедройц. В 1908–1914 гг. по проекту архитектора Данини к главному зданию пристроили амбулаторию и приемный покой, расширили госпитальную Скорбященскую церковь с размещением в новой пристройке пещерного храма Святых Равноапостольных Константина и Елены с отдельным входом. В 1911–1913 гг. Данини был построен в саду госпиталя острозаразный павильон. В нем в годы Первой мировой войны размещалось отделение для офицеров на 30 человек Собственного лазарета № 3, устроенного для раненых на личные средства императрицы. Отделение этого лазарета для нижних чинов на 200 человек занимало верхний этаж в главном здании госпиталя. В этом лазарете до ареста в феврале 1917 г. работали сестры Романовы: императрица Александра Федоровна была операционной сестрой, ассистируя хирургу В. И. Гедройц, и лично делала перевязки. Рядом с матерью трудились старшие великие княжны, Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна. В настоящее время здесь находится городская больница № 38 имени Н. А. Семашко Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Александра Федоровна, императрица, 1872-1918 Бах Александр Романович Видов Александр Фомич Гедройц Вера Игнатьевна, кнж. Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Данини Сильвио Амвросиевич Екатерина I, императрица Ефимов Дмитрий Егорович Жуковско-Волынский Ф.Ф. Никитин Н.С. Николай I, император Ольга Николаевна, вел. кнж. Татьяна Николаевна, вел. кнж. Адреса Госпитальная ул./Пушкин г., д. 7
| | | hidden Церковь соборная Воскресения Христова в Екатерининском дворце | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета ... | | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета. Строительство ныне существующего дворцового храма началось весной 1746 г. по проекту и под руководством С. И. Чевакинского. Торжественная закладка храма в честь Воскресения Христова преосвященным Феодосием архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским состоялась 8 августа того же года в присутствии императрицы Елизаветы, наследника цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В процессе строительства Елизавета Петровна распорядилась переделать часть осуществленных работ и продолжать строительство по показанию обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли. К написанию икон по данной росписи были привлечены придворные живописцы Г.-К. Грот, Л. Каравак, Б. Тарсиа, И. Я. Вишняков, А. Перезинотти. Всего в церкви находилось 114 икон, из них 59 написали и 14 исправили известные иконописцы Федот и Мина Колокольниковы. Живописный плафон с изображением Вознесения Господня написал художник-декоратор Дж. Валериани с подмастерьями. Резные работы выполнял И. Ф. Дункер. Отделку интерьера завершили в 1756 г., и 30 июля преосвященный Сильвестр архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский освятил храм во имя Светоносного Воскресения Христова. Богослужения в дворцовом соборе Воскресения Христова совершались придворным духовенством во время пребывания императорского двора в Царском Селе. На них присутствовали императорская свита, министры, представители дипломатического корпуса, придворные, офицеры гвардейских полков. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством. Здесь производилось бракосочетание членов императорской семьи, придворных, происходило крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. Приход церкви составляли постоянно проживавшие в Царском Селе дворцовые чиновники и служащие. В 1917 г. богослужения были прекращены, а интерьер храма включен в музейную экспозицию. Интерьеры церкви имели роскошный облик в стиле елизаветинского барокко, не подвергавшийся существенным изменениям, хотя зданию пришлось пережить пожары в 1820 и 1863 гг. После первого пожара утраченный плафон возобновил художник В. К. Шебуев, церковные главы восстанавливали по проекту архитектора В. П. Стасова с изменением их силуэта. Реставрация первоначального вида глав в стиле барокко была произведена архитектором А. Ф. Видовым после второго пожара. Во время Великой Отечественной войны внутреннее убранство было разграблено и получило значительные повреждения, 97 икон похищены, от плафона сохранились лишь фрагменты. Послевоенный реставрационный ремонт фасадов проведен в 1957–1963 гг. по проекту архитектора А. А. Кедринского, но интерьеры дворцовой церкви в полном объеме еще не восстановлены. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Валериани Джузеппе Видов Александр Фомич Грот Г.-К. Дункер Иоганн Франц Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Карамзин Николай Михайлович Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Николай I, император Николай II, император Петр III, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Тарсиа Б. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden | 6 июля. В Храме Воскресения Господня дворца происходит церемония крещения великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I.12 июня. Великий Князь Александр Павлович с супругой переезжают во вновь отстроенный Александровский дворец ... | | 6 июля. В Храме Воскресения Господня дворца происходит церемония крещения великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. 12 июня. Великий Князь Александр Павлович с супругой переезжают во вновь отстроенный Александровский дворец. 6 ноября. Умирает Императрица Екатерина II , и на престол вступает её 42-летний сын Павел I. Персоны Александр I, император Екатерина II, императрица Николай I, император Павел I, император
| | | hidden | 16 августа. В Царском Селе Император Александр I подписал Манифест о наследовании престола Великим Князем Николаем Павловичем и приказал хранить его тайно в Успенском соборе Московского Кремля «до востребования». ... | 16 августа. В Царском Селе Император Александр I подписал Манифест о наследовании престола Великим Князем Николаем Павловичем и приказал хранить его тайно в Успенском соборе Московского Кремля «до востребования». Персоны Александр I, император Николай I, император
| | | hidden | Завершено сооружение Египетских ворот (архитектор А. Менелас), а по проекту В.М.Горностаева, В.А.Глинки, А.П.Гильдебранта строятся Московские ворота.Архитектор А.М ... | | | | | hidden | 13 декабря. В Царское Село на службу в Лейб-гвардии Е.И.В. Гусарский полк прибывает Михаил Юрьевич Лермонтов.Императорский Конвой переводится в Царское Село на постоянное место службы по приказу Императора Николая I. ... | | 13 декабря. В Царское Село на службу в Лейб-гвардии Е.И.В. Гусарский полк прибывает Михаил Юрьевич Лермонтов. Императорский Конвой переводится в Царское Село на постоянное место службы по приказу Императора Николая I. Персоны Лермонтов Михаил Юрьевич Николай I, император
| | | hidden | После свадьбы наследника престола Александра Николаевича на принцессе Гессенской молодые приезжают в Царское Село, поселяются в Зубовском флигеле Царскосельского дворца, ставшего любимым местом их пребывания ... | | После свадьбы наследника престола Александра Николаевича на принцессе Гессенской молодые приезжают в Царское Село, поселяются в Зубовском флигеле Царскосельского дворца, ставшего любимым местом их пребывания. Открытие в Царском Селе за железной дорогой на пути в Колпино Ипподрома, положившего начало ежегодным конным скачкам, просуществовавшим до конца ХIХ века. 24 ноября (7 декабря). Торжественное освящение Екатерининского собора в присутствии Императора Николая I и Цесаревича Александра Николаевича. Персоны Александр II, император Мария Александровна, императрица Николай I, император
| | | hidden | 23 мая. Состоялся знаменитый праздник «Царскосельская карусель», в котором приняли участие почти все члены семьи Государя Императора Николая I, одетые в средневековые костюмы, в том числе подлинные рыцарские доспехи. В 1843 г ... | | 23 мая. Состоялся знаменитый праздник «Царскосельская карусель», в котором приняли участие почти все члены семьи Государя Императора Николая I, одетые в средневековые костюмы, в том числе подлинные рыцарские доспехи. В 1843 г. художником Орасом Берне выполнен парадный портрет Императорской семьи во время проведения Царскосельской карусели. Декабрь. Произошел последний 12-й выпуск Царскосельского Лицея, после которого Лицей в Царском Селе был закрыт. 6 ноября 1843 г. Лицей, который стал именоваться Александровский Императорский Лицей, переведён в Петербург на Каменноостровский проспект. Персоны Берне Карл (Антуан Шарль Орас) Николай I, император
| | | hidden | Строится павильон «Турецкая баня» в память победы в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. архитектором И.А.Монигетти. 16 октября. Государь Император Николай Павлович посетил дворцовый госпиталь ... | | Строится павильон «Турецкая баня» в память победы в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. архитектором И.А.Монигетти. 16 октября. Государь Император Николай Павлович посетил дворцовый госпиталь, перестроенный в этом году из ветхого деревянного в каменный по плану архитектора Никитина Н.С. Персоны Монигетти Ипполит Антонович Никитин Н.С. Николай I, император
| | | | |