История переименований:

дорога к Невскому монастырю 1718
перспективная дорога к Невскому монастырю 1733 - 1770
перспективая дорога 1738
Большая перспективая дорога 1735
Большая дорога 1736
Большая перспективая 1717 - 1784
Старая Невская Перспективая ул. 1753
Большая Невская перспектива 1755 - 1798
Невская перспектива 1768 - 1787
Невская Проспективая ул. 20 апреля 1738 - 1802
Большой Невский пр. 1783 - 1785
Невский пр. 1781 - октябрь 1918
пр. 25-го Октября октябрь 1918 - 13 января 1944
Невский пр. с 13 января 1944
1 2 3 4 5 6
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
Невский пр.

МЕБЛИРОВАННЫЕ КОМНАТЫ (в просторечии "меблирашки"), помещения с мебелью, сдаваемые жильцам внаем; наибольшее распространение получили во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Стоимость проживания в М. к. - как во второразрядных гостиницах. Большинство М. к. было сосредоточено на Невском просп. и прилегавших улицах (Пушкинской, Надеждинской, Караванной и др.), а также близ вокзалов.
Городское управление // Полиция, тюрьмы //
Невский пр.

МИЛИЦИЯ, создана по постановлению НКВД от 28.10(10.11).1917 "О рабочей милиции". 14(27).12.1917 СНК РСФСР рассмотрел вопрос об охране порядка в П. Первому нач. М. города (К-т охраны П.) К. Е. Ворошилову поручено ликвидировать градоначальство и создать спец. орган для поддержания порядка в городе.
Топография города // Городская сеть //Улицы //
Невский пр.

МИХАЙЛОВСКАЯ УЛИЦА (в 1918-40 ул. Лассаля, в 1940-91 ул. Бродского), между Невским просп. и пл. Искусств. Проложена в 1834 по замыслу арх. К. И. Росси, открывала перспективу на Михайловский дворец (отсюда назв.). 2-е назв. - в память герм. социалиста Ф. Лассаля (1825-64), 3-е - в память худ. И. И. Бродского. Фасады домов по обеим сторонам улицы разработаны Росси.
Топография города // Городская сеть //Улицы //
Невский пр.

МОРСКАЯ БОЛЬШАЯ УЛИЦА (в 1920-93 ул. Герцена, в память А. И. Герцена), от арки Гл. штаба до Крюкова кан. Проложена в нач. 18 в. в Морской слободе (отсюда назв.). Отрезок до Невского просп., застроенный только по левой стороне, до сер. 18 в. являлся частью Б. Луговой ул., шедшей от Миллионной ул. к Невскому просп. В 1760-х гг. застроена его правая сторона.
Топография города // Городская сеть //Улицы //
Невский пр.

МОРСКАЯ МАЛАЯ УЛИЦА (с 1738 Б. Луговая ул., с сер. 18 в. до 1820-х гг. Новая Исаакиевская ул., в 1902-93 ул. Гоголя, в память Н. В. Гоголя), между Невским просп. и Исаакиевской пл. В 18 в. имела одностороннюю застройку, являясь краем Дворцового и Адмиралтейского лугов (иногда наз. Б. Луговой линией); нечетная сторона стала застраиваться со 2-й пол. 18 в. Дом 1-3 - быв. банк М. И. Вавельберга (1911-12, арх. М. М. Перетяткович; ныне Агентство возд. сообщений и Авиакассы).
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
Невский пр.

МОСТОВЫЕ, строились в СПб. с нач. 18 в. Первые М. были дощатые, в дальнейшем применялись разл. способы мощения: дощатое, булыжное, асфальтовое, торцовое, гранитное, металлич., щебневое и др. Существовало два типа профиля М.: выпуклый (для стока вод к тротуарам) и углубленный к середине (со стоком в сер. улицы). Первая булыжная М. появилась на Березовом (Городском) о. в 1710, к 1910 их общая пл. составила 1,7 млн сажен2.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Невский пр.

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ (до 1738 Большая першпективная дорога, или Большая першпектива, в 1738-1780-х гг. Невская проспективая ул., или Невская перспектива, в 1918-44 просп. 25-го Октября, в память Окт. рев-ции 1917), гл. магистраль СПб., между Адмиралтейским просп. и пл. Александра Невского (дл. 4,5 км), пересекает р. Мойку (Народный мост), кан. Грибоедова (Казанский мост), р. Фонтанку (Аничков мост).
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
Невский пр.

ОМНИБУС (от лат. omnibus - для всех), многоместная карета на конной тяге, первый вид гор. обществ. маршрутного безрельсового транспорта. Первые О. начали ходить летом 1830 из СПб. на Крестовский о., в Новую и Старую Деревни. Контора О. помещалась в доме Миняева на Невском просп. у Аничкова моста. С 1847 О. стали ходить на внутригор. маршрутах (к 1851 их было 4). Вагоны каждого маршрута окрашивались в свой цвет. В вагон впрягалось 2-4 лошади.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
Невский пр.

ОСВЕЩЕНИЕ УЛИЧНОЕ. В 1718 царь Петр I издал Указ об "освещении улиц города Санктпитербурха". В 1720 на улицах установлены первые масляные фонари (арх. Ж. Б. Леблон), к-рые зажигались с августа по апрель О. у. находилось в ведении Главной полицмейстерской канцелярии. Обслуживали фонари наемные фонарщики. За исправностью фонарей следили ночные сторожа (с 1782 - будочники). К 1727 в СПб. было 595 фонарей. С сер. 18 в. в фонарях стали использовать керосин.
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //
Топография города // Городская сеть //Площади //
Невский пр.

ОСТРОВСКОГО ПЛОЩАДЬ (до 1923 Александринская пл.), между Невским просп. и ул. Зодчего Росси. Переим. в память драматурга А. Н. Островского (1823-86). Спланирована в 1816-34 арх. К. И. Росси на терр. усадьбы Аничкова дворца, между Садовой ул. и наб. р. Фонтанки. Вместе с ул. Зодчего Росси и Ломоносова площадью образует единый торжеств. архит. ансамбль в стиле ампир, к-рый организует большой р-н центр. части СПб. В 1810 сооружены выходящие на площадь павильоны Аничкова дворца.
История города // 1941 - 1945 //
Невский пр.

ПАРАД 8 ИЮЛЯ 1945, торжества в Л. в честь возвращения в город из Прибалтики соединений Ленингр. гв. стрелк. корпуса (45-я, 63-я, 64-я гв. стрелк. дивизии). После длит. марша войска корпуса встали на ночевку в Красном Селе и Пулкове, а утром 8 июля торжественно вступили в город: 45-я дивизия - со стороны Нарвских триумфальных ворот, 63-я - со стороны Московских триумфальных ворот, 64-я - со стороны моста Володарского. По пути их следования были сооружены дерев. триумфальные арки.
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Экономика // Торговля //
Невский пр.

1415
"ПАССАЖ" (Невский просп.,48), торгово-производств. фирма и универмаг, АОЗТ (с 1992). Ведет историю от маг. "Пассаж", построенного в 1846-48 (арх. Р. А. Желязевич; перестроен в 1900, арх. С. С. Козлов) на участке, купленном в 1846 графом Эссен Стенбок-Фермором.
История города // 1801 - 1917 //
Невский пр.

ПЕРВОЕ МАРТА 1881, день покушения на имп. Александра II, закончившегося его гибелью. Подготовлено и осуществлено партией "Народная воля". План покушения предусматривал взрыв кареты императора по пути в Михайловский манеж, куда Александр II ездил по воскресеньям (обычно по Невскому просп. и М. Садовой ул.).
Топография города // Городская сеть //Улицы //
Невский пр.

ПЕРИННАЯ ЛИНИЯ, между Невским просп. и ул. Ломоносова, вдоль Б. Гостиного двора. Во 2-й пол. 19 в. - Суровская, или Б. Суровская, линия (по характеру продаваемого товара), в 1880-х гг. наз. П. л. - по комплексу торг. помещений (1797-98, арх. Дж. Кваренги, надстроен в 1938) между Б. Гостиным двором и зданием Гор. думы, к-рый был разобран в 1963 при стр-ве ст. метро "Невский проспект".
Общественная жизнь // Персоналия //
Невский пр.

ПЕРОВСКАЯ Софья Львовна (1853, СПб. - 1881, там же), революционер-народник. Из аристократич. дворянской семьи; отец, Лев Николаевич П. (1816-1890), в 1865-66 петерб. гражд. губернатор. Получила домашнее воспитание, с 1869 училась на Аларчинских жен. курсах, где организовала кружок самообразования. В нач. 1870-х гг. одна из создателей кружка "чайковцев".
1 2 3 4 5 6