История переименований:

дорога к Невскому монастырю 1718
перспективная дорога к Невскому монастырю 1733 - 1770
перспективая дорога 1738
Большая перспективая дорога 1735
Большая дорога 1736
Большая перспективая 1717 - 1784
Старая Невская Перспективая ул. 1753
Большая Невская перспектива 1755 - 1798
Невская перспектива 1768 - 1787
Невская Проспективая ул. 20 апреля 1738 - 1802
Большой Невский пр. 1783 - 1785
Невский пр. 1781 - октябрь 1918
пр. 25-го Октября октябрь 1918 - 13 января 1944
Невский пр. с 13 января 1944
1 2 3 4 5 6
Экономика // Персоналия //
Невский пр.

СИМЕНС (Siemens) Карл Федорович (1829-1906), предприниматель, один из основателей электротехн. пром-сти в России. Выходец из Германии. В СПб. с 1853, управляющий филиалом берлинского Торг. дома "Сименс и Гальске".
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //
Невский пр.

СИНАЙСКИЙ Виктор Александрович (1893-1968, Л.), скульптор. Учился в АХ у В. А. Беклемишева, Г. Р. Залемана (1917-20) и А. Т. Матвеева (1921-22); преподавал там же (1921-51, с перерывами; среди учеников - М. К. Аникушин) и в Ленингр. высш. худож.-пром. уч-ще (1951-65). По монументальной пропаганды плану исполнил бюст Ф. Лассаля (гипс, установлен в 1918 на Невском просп., не сохр.; вариант в граните, 1921, ГРМ).
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
Невский пр.

СЛОБОДЫ, территориально обособленные и социально однородные поселения в СПб. Нас. С. выделялось родом занятий, сословной принадлежностью, происхождением или вероисповеданием. Первые С. возникли в нач. 18 в. Вдоль Морских улиц сформировались Морские С., населенные корабельными мастерами, трудившимися в расположенном поблизости Гл. Адмиралтействе. На правом берегу Невы образованы Охтенские переведенские С. (в последующем - Охтенские селения).
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //
Невский пр.

СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Невский просп., 17), пам. архитектуры позднего барокко. Первонач. 2-этажный дом на углу Невского просп. и наб. р. Мойки (1738, арх. М. Г. Земцов) перестроен в 1752-54 (арх. Ф. Растрелли) для барона С. Г. Строганова (см. Строгановы). Центр выходящего на Невский просп. фасада выделен въездной аркой, оформлен парными коринфскими колоннами и завершен раскрепованным лучковым фронтоном с гербом Строгановых.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Невский пр.

СУВОРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ, между Невским просп. и пл. Пролетарской Диктатуры. Проложен в сер. 18 в., начинался от "Слонового двора" (зверинца), размещавшегося на месте совр. гостиницы "Октябрьская". Отрезок между совр. 2-й и 9-й Советскими улицами назывался Слоновой ул., а часть проспекта от совр. 9-й Советской ул. до Смольного института именовалась Конногвардейской ул. - по слободе л.-гв. Конного полка (нек-рое время она носила назв. Пещаной ул. - по местности Пески).
Топография города // Топонимика //
Невский пр.

ТОПОНИМИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, совокупность названий геогр. объектов на терр. СПб. Наименования рек, о-вов, деревень на терр. будущего города появились задолго до его основания и имеют финно-угорское или слав. происхождение. Наиболее известны названия рек: Нева, Охта, Корпийоки (Карповка) и Мья (позднее Мойка), о-вов: Васильевский, Березовый (позднее Городской, Петербургский), деревень: Кальюла (Калинкина) и Купчино.
Экономика // Торговля //
Невский пр.

ТОРГОВЛЯ. Благодаря выгодному геогр. положению СПб. играл и играет огромную роль во внеш. торговле страны (см. Морской порт). В жизнеобеспечении самого города ведущая роль отводится внутр. Т. (прежде всего розничной). В 18-19 вв. гл. формой розничной Т. была рыночная Т. (см. Рынки).
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
Невский пр.

ТРАМВАЙ (от англ. tram - вагон и way - путь), вид гор. рельсового транспорта. Существовало 3 вида Т.: конный (см. Конка), паровой (см. Паровая железная дорога) и электрический. В 1880 на углу Дегтярной и Болотной улиц инж. Ф. А. Пироцкий испытал первый в России электрич. Т. Первая линия электрич.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
Невский пр.

ТРОЛЛЕЙБУС, один из осн. видов массового пасс. гор. транспорта. Первые в России испытания автомобиля с электрич. проводным приводом проведены в 1902 в СПб. на з-де "Фрезе и К°" инж. С. И. Шуленбургом. 1-я линия Т. введена в эксплуатацию в 1936 (пл. Труда - Невский просп. - Красная пл., ныне пл. Александра Невского), ее длина 5,8 км. На линии курсировали 2 вагона, изготовленные на Ленингр. вагонорем. з-де, позднее - вагоны типа ЯТБ-1 Ярославского з-да.
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
Невский пр.

ТРОТУАРЫ. В нач. 18 в. Т. в СПб. являлись продолжением дощатых мостовых. В сер. 18 в. появились дерев. Т., к кон. 18 в. - кам. Т. из плит известняка, добывавшегося в Путиловской волости Шлиссельбургского у. ("путиловские плиты"). Плиты размером 1 х 1 м укладывались в 1-2 ряда и возвышались над мостовой на 0,5 м. Т. имели булыжные откосы для стока воды.
История города // 1801 - 1917 //
Невский пр.

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917, вторая рос. рев-ция, свергнувшая монархию. Решающие события Ф. р. развернулись в П. 23.2.(8.3.)1917 антивоен. митинги, посвященные Дню работницы, стихийно стали перерастать в стачки и демонстрации.
Топография города // Историческая география //Городские районы (2003) //
Невский пр.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление на Невском просп., 176). Образован в 1994 путем объединения Смольнинского, Куйбышевского и Дзержинского р-нов. Расположен между Б. Невой и Обводным кан. С Красногвардейским р-ном связан мостами Александра Невского и Большеохтинским, с Выборгской стороной - Литейным мостом, с Петроградским р-ном - Троицким мостом, с Васильевским о. - Дворцовым мостом. На З. соседствует с Адмиралтейским р-ном.
Архитектура // Персоналия //
Невский пр.

ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович (1802-1865), архитектор и рисовальщик, действит. статский советник (1858). Окончил АХ (1821), с 1834 акад., поч. вольный общник АХ, преподавал там же (проф. с 1844). С 1825 арх.-рисовальщик комиссии по постройке Исаакиевского собора. С 1854 архитектор Конторы вел. князя Михаила Павловича, с 1856 архитектор высочайшего двора, мастер эклектики (работал в формах барокко и ренессанса).
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
Невский пр.

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ. Опытные электрич. фонари зажглись в СПб. в 1873 на Одесской ул. 12 электрич. фонарей конструкции П. Н. Яблочкова установлены в 1879 для освещения Литейного моста. В 1883 на дерев. барже на р. Мойке сооружена электростанция (ЭС), давшая ток 32 электрич. фонарям, освещавшим Невский просп. на участке от здания Гл. Адмиралтейства до Аничкова моста. Первой пром. ЭС в СПб. стала станция пост. тока в Зимнем дворце (1888, инж. В. Л. Пашков).
История города // 1801 - 1917 //
История города // 1945 - 2003 //
Невский пр.

ЮБИЛЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Первый Ю. СПб. (100-летие города) отмечался в 1803. Торжества начались утром 16.5.1803 с торжеств. выноса лодки-верейки из Домика Петра I и установки ее на 110-пушечном корабле "Гавриил", откуда был дан сигнал к праздничной канонаде со стен Петропавловской крепости, Гл. Адмиралтейства и со стоявших на Неве кораблей. Состоялся торжеств. молебен у Зимнего дворца в присутствии имп. Александра I и войск.
1 2 3 4 5 6