История переименований:

Брумбергова пл. 1765 - 1770-е гг.
Карусельное место 1770 - 1780
пл. Каменного театра 1790 - 1820
Театральная пл. с 1821
Топография города // Историческая география //Городские районы (2003) //
Театральная пл.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление на Измайловском просп., 10), один из центр. р-нов города. Образован в 1994 путем слияния Ленинского и Октябрьского р-нов. Назван по быв. Адмиралтейской полиц. части и Гл. Адмиралтейству. Расположен между р. Б. Невой, Обводным кан. и частично к Ю. от него, где граничит с Московским и Кировским р-нами (на Ю.-З.). На В. граничит с Центр. р-ном. С Васильевским о. соединен мостом Лейтенанта Шмидта.
Население // Городской быт //
Театральная пл.

КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ, увеселит. сооружения, один из гл. элементов праздничных гуляний народных (в особенности - масленичных гуляний) в 18-19 вв. К. г. представляли собой дерев. башни-беседки выс. до 18 м со скатом дл. до 100 м, поставленные в параллель - одна против другой. Башни украшались елками, флагами, дерев. скульптурами, по вечерам освещались фонарями. В 1735 К. г. устроены в Зимнем дворце.
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
Театральная пл.

МЕТРОПОЛИТЕН. Первые проекты М. в СПб. относятся к кон. 19 в. В 1889 Правление Балт. ж. д. разработало проект линии М. между Балт. и Финл. вокзалами. В 1901 инж. В. Н. Печковский предложил построить эстакадно-подземную ж. д. от Казанского собора к Балт. и Варшавскому вокзалам. Тогда же инж. П. И. Балинский разработал проект М. для СПб. из 6 линий (в т. ч. 2 кольцевых) общей протяженностью 95,5 верст.
Городское хозяйство // Пожарная охрана //
Театральная пл.

ПОЖАРЫ, были особенно часты в первые годы существования СПб. Первый значит. П. произошел в 1710 на Троицкой пл. В 1727 вышло запрещение строить в городе дерев. дома. В 18 в. крупные П. отмечены в 1736 и 1737 на наб. р. Мойки; после П. 1748 была поймана банда поджигателей. В 1747 все правительств. учреждения оснащены пожарной техникой. Несмотря на это, в 1774 выгорело 140 домов в р-не Гл. Адмиралтейства, в 1780 сгорел кам. Гостиный двор на Невском просп.
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //
Театральная пл.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908, усадьба Любенск близ Луги С.-Петерб. губ.), композитор, педагог, дирижер, муз.-обществ. деятель. В 1862 окончил Мор. кадетский корпус, до 1865 служил на клипере "Алмаз", затем в 8-м экипаже, в 1873-84 инспектор воен. оркестра Мор. ведомства (коллежский асессор). В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, посещал его "субботы", вошел в "Могучую кучку".
Архитектура // Персоналия //
Театральная пл.

РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (ок. 1709-1794), архитектор. Выходец из Италии. Учился в Неаполе у Л. Ванвителли. С 1752 служил при гетмане К. Г. Разумовском в Малороссии. С 1754 в СПб., архитектор двора вел. княгини Екатерины Алексеевны, после ее восшествия на престол (1762) - придворный архитектор.
Топография города // Городская сеть //Площади //
Театральная пл.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ (до 1780-х гг. Карусельная пл.), между набережными каналов Грибоедова, Крюкова, улицами Декабристов, Глинки, Союза Печатников. Образована в 1760-х гг. В 1760-70-х гг. здесь находились т. н. карусели - амфитеатр для конных игр (отсюда прежнее назв.). В 1783 построен Большой (Каменный) театр (неоднократно перестраивался), ныне на этом месте здание Консерватории (д. 3). В 1845 сооружен дерев. цирк, а в 1847-49 - кам. театр-цирк (арх.
Архитектура // Мосты //
Театральная пл.

ТОРГОВЫЙ МОСТ (в 1797 Средний мост), через Крюков кан., соединяет ул. Союза Печатников (быв. Торговая ул., отсюда назв.) и Театральную пл. Построен ок. 1783-85 как типовой 3-пролетный с опорами бутовой кладки и гранитной облицовкой. Имел дерев. пролетные строения, боковые - балочные, центральное - разводное (заменены в 1805-10).
Население // Городской быт //
Театральная пл.

ЦИРК. Возникновению Ц. в СПб. предшествовали традиц. рус. «забавы» и «потехи» с использованием дрессированных
животных. В первые годы существования города в нем появились мастера «медвежьей потехи» («медвежьей комедии»): в
представлениях участвовали дрессированные медведи, а их дрессировщики брали на себя роль клоуна или борца со зверем. В
кон. 1-й четв. 18 в. начались первые выступления «конных штукарей» – дрессировщиков лошадей и наездников.