История переименований:

Перспективая дорога в Саарскую мызу 1725 - 1740
Царская проспективая дорога 1741 - 1767
Сарскосельская дорога 1763 - 1800-е гг.
Царскосельская перспектива 1767 - 1785
Царскосельская дорога 1766 - 1800-е гг.
дорога в Москву 1800-е -1840-е гг.
Московское шоссе 1830-е - 1900-е гг.
Московское шоссе 1900-е гг. - 20 декабря 1950
Царскосельский пр. 1794 - 8 ноября 1878
Сарская Проспективая ул. 20 августа 1739 - 1776
Обуховская ул. 1776 - 1800-е гг.
Обуховский пр. 1804 -8 ноября 1878
Забалканский пр. 8 ноября 1878 - 1900-е гг.
Забалканский пр. 1900-е гг. - октябрь 1918
Международный пр. октябрь 1918 - 20 декабря 1950
пр. им. Сталина 20 декабря 1950 - 23 июля 1956
Московский пр. с 23 июля 1956
Наука. Образование // Персоналия //
Экономика // Персоналия //
Московский пр. 9

ГАККЕЛЬ Яков Модестович (1874-1945), конструктор. Засл. деятель науки и техники РСФСР (1940).Окончил Электротехн. ин-т (1897), в 1906-31 преподавал там же (проф. с 1921), а также в Ленингр. обл. теплотехн. ин-те и в Ленингр. ин-те инженеров ж.-д. транспорта (Московский просп., 9; мем. доска). Один из создателей 1-го рос. т-ва воздухоплавания. Разработал ряд конструкций отеч. самолетов, в т.ч. первый в России гидросамолет-амфибию (1911).
Литература. Книжное дело // Персоналия //
Московский пр. 9

ГАРИН Н. (наст. фам. и имя Михайловский Николай Георгиевич) (1852, СПб. - 1906, там же). Писатель, инженер-путеец. Окончил Ин-т инженеров путей сообщения (1878; ныне Ун-т путей сообщения, Моск. просп., 9 - мем. доска). Вел изыскательские и строит. работы в Бессарабии, Закавказье, на Урале, в Сибири, на Д. Востоке, в ср. полосе России, Крыму, Корее. В СПб. бывал редко, но был связан с его обществ. и лит. жизнью.
Столица // Высшие и ценральные государственные учреждения //
Московский пр. 9

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ГУПС), центр. гос. учреждение, ведавшее стр-вом и содержанием водных и сухопутных путей сообщения. Осн. в 1798 как Деп-т водяных сообщений, преобразованный в 1809 в Гл. управление водяных и сухопутных сообщений (с 1811 ГУПС).
Искусство // Музыка, театр //Персоналия //
Московский пр. 9

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818-22 воспитывался в Благородном пансионе при Гл. пед. ин-те (наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема.
Наука. Образование // Персоналия //
Экономика // Персоналия //
Московский пр. 9

ГРАФТИО Генрих Осипович (1869-1949, Л.), ученый, инженер-энергетик, акад. АН СССР (1932). Окончил Новорос. ун-т в Одессе (1892) и Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (1896; Московский просп., 9; мем. доска). Проектировал и строил жел. дороги, ГЭС, участвовал в проектировании и стр-ве трамвая в СПб. С 1907 преподаватель, с 1921 проф. Петерб. (Ленингр.) электротехн. ин-та (ул. Проф. Попова, 5/3; мем. доска). Один из авторов плана ГОЭЛРО. Похоронен на Большеохтинском кладб.
Архитектура // Персоналия //
Московский пр. 9

MEЛЬНИКОВ Павел Петрович (1804-1880, Любань, С.-Петерб. губ.), инженер, гос. деятель, инж.-генерал (1869), поч. ч. Петерб. АН (1858). Окончил Ин-т корпуса инженеров путей сообщения (1825), преподавал там же (с 1833 проф.) и с 1833 в Арт. уч-ще в СПб. Один из авторов проекта ж. д. СПб. - Москва; с 1842 возглавлял Сев. дирекцию ее стр-ва. С 1862 главноуправляющий, в 1866-69 мин. путей сообщения; в 1870-75 чл. К-та жел. дорог.
Наука. Образование // Персоналия //
Московский пр. 9

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834-1907, СПб.), химик, педагог, обществ. деятель, ч.-к. Петерб. АН (1876). Окончил Гл. пед. ин-т в СПб. (1855). В 1857-90 преподавал в Петерб. ун-те (с 1865 проф.), одноврем. в 1861-64 в Ин-те корпуса инженеров путей сообщения, в 1863-72 в Петерб. технол. ин-те. В 1880 выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий протест в об-ве. В 1890 ушел из ун-та в знак протеста против притеснения студенчества.
Топография города // Городская сеть //Проспекты //
Московский пр. 9

МОСКОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (в 1918-50 Международный просп., в 1950-56 просп. им. Сталина, в честь И. В. Сталина), от Сенной пл. до пл. Победы, одна из гл. магистралей СПб., соединяет его центр. и южные р-ны, начало дороги на Москву. Дл. ок. 10 км, совпадает с линией Пулковского меридиана. Проложен в 1-й четв. 18 в. к Саарской мызе (Царское Село), с 1739 участок до р. Фонтанки наз. Сарской проспективой, с 1770-х гг. до 1878 - Обуховским просп. (по одноим. мосту).
Наука. Образование // Учебные заведения //
Московский пр. 9

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТ Петербургский госудаственный (ПГУПС) (Московский просп., 9), осн. в 1809 как Ин-т корпуса инженеров путей сообщения; с 1924 Ин-т инженеров путей сообщения (с 1949 им. акад. В. Н. Образцова), с 1930 Ленингр. ин-т инженеров ж.-д. транспорта (ЛИИЖТ), с 1993 совр. назв. Одно из первых высших техн. уч. заведений России, до 1864 - закрытое, военизированное, до 1917 - с 1 ф-том.