ОГРАДЫ. В СПб. имеется ряд уникальных металлич. О., созданных на протяжении трех веков. Для стиля барокко характерны кованые О. из прутьев с накладными (иногда позолоч.) декорат. фигурами из полосного железа (ограда Екатерининского дворца по рис. Ф. Растрелли). Одна из первых литых чугунных оград кон. 1750-х гг. - у Воронцовского дворца на Садовой ул. С кон. 1780-х гг. появился "узор чугунный" О. набережных рек Мойки, Фонтанки, Екатерининского (ныне Грибоедова) кан. и др. В эпоху классицизма рисунок О. приобрел геометрич. четкость и лаконизм. Шедевр этого стиля - Невская О. Летнего сада на 36 гранитных столбах (1771-84, арх. Ю. М. Фельтен). К ней близка по типу О. Мраморного дворца (1780-88, арх. П. Е. Егоров) из прутьев с позолоч. пиками и медальонами. О. Таврического дворца (1792-93, арх. Ф. И. Волков) состоит из пересекающихся круглых прутьев; на гранитных столбиках - чугунные вазы. Для ампира характерна О. перед вост. фасадом Казанского собора (1811-12) с густым рисунком орнаментальных украшений, отлитая из чугуна на з-де К. Н. Берда по рис. арх. А. Н. Воронихина. По рис. арх. К. И. Росси выполнены О. сада Аничкова дворца с орлами и венками на пиках (1817-18) и
О. парадного двора Михайловского дворца с пиками и стойками в виде ликторских пучков (1819-25). О. Летнего сада со стороны р. Мойки (1826, инж. П. П. Базен, арх. Л. И. Шарлемань) декорирована щитами с головой медузы на столбиках. Своеобразны созданные арх. В. П. Стасовым О. Смольного собора (см. Воскресения Словущего собор) с ажурными столбами и орнаментом в духе барокко (1832-35) и О. Спасо-Преображенского собора, исполненная из стволов трофейных тур. пушек и цепей (1829-32). Мотивы барокко стилизованы в О. Шереметевского дворца (1844, арх. И. Д. Корсини), Николаевского дворца (1850-е гг., арх. А. И. Штакеншнейдер), Домика Петра I (1852). Уникальна для сер. 19 в. О. усадьбы "Кушелевка" на Свердловской наб., 40, выполненная из цепей, поддерживаемых 29 чугунными львами. Для 2-й пол. 19 в. типичны О. простого рисунка из проволочной сетки. Таковы О. сквера у Екатерине II памятника (1873) и Александровского сада у Гл. Адмиралтейства (1874, не сохр.). Образцами необарочных приемов в стилистике модерна являются О. Михайловского сада со стороны Воскресения Христова храма (1903-07, арх. А. А. Парланд) и перенесенная в 1925 к Саду 9 января на просп. Стачек О.
Зимнего дворца (1899-1901, арх. Р. Ф. Мельцер). Они сочетают геральдич. эмблематику с пышным растит. орнаментом. В числе мостовых ограждений - чугунные решетки на Аничковом мосту (1841, арх. А. П. Брюллов по рис. К. Шинкеля) и Благовещенском мосту (1850, арх. А. П. Брюллов; ныне Лейтенанта Шмидта мост) с русалками и морскими коньками; с гербом СПб. на Литейном мосту (1875-79, арх. К. К. Рахау). В ограде Троицкого моста (1897-1903) использованы растит. мотивы, свойственные модерну. После окт. 1917 О. носили в осн. утилитарный характер, однако в архитектуре 1930-х - нач. 1950-х гг. стилистика т. н. сталинского классицизма требовала разработки рисунка отд. О. Интересно сочетание металла и бетона в О. 1-го жил. дома Ленсовета на наб. р. Карповки (1931-35, арх. Е. А. Левинсон, И. А. Фомин); сов. геральдика введена в рис. ограждения Дворцового моста (1939, арх. Л. А. Носков, скульп. И. В. Крестовский); емкая символика отличает рис. О. Пискаревского мемориального кладбища (1960, арх. А. В. Васильев, Е. А. Левинсон).
Лит.: Памятники архитектуры Ленинграда. 4-е изд., перераб. Л., 1975; Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов; Авт. текста Ю. В. Новиков. Л., 1991. Ю.
М.
Пирютко.