1 2
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //

БОЛЬШОЙ КАСКАД, осн. сооружение в системе фонтанов и каскадов Петергофа, расположен на сев. склоне берегового уступа (глинта) перед Большим дворцом, обращен в сторону Нижнего парка. Сооружен в 1715-24 (арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов), первонач. скульпт. убранство (позолоч. свинец) выполнили скульп. М. К. Растрелли, Ф. П. Вассу, Г. К. Оснер. Фонтан "Самсон", как пам. победе при Полтаве (в день св. Сампсония), открыт в 1735 (скульп.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ВОСКОВАЯ ПЕРСОНА ПЕТРА I, фигура имп. Петра I в натуральную величину, создана скульп. Б. Растрелли из воска и дерева в 1725 по заказу имп. Екатерины I. Лицо выполнено по посмертной и прижизненной маскам и точно повторяет облик императора, фигура строго соответствует посмертным анатомич. обмерам его тела.
Наука. Образование // Музеи //

ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ МУЗЕЙ Государственный (ГМГС) (Невский просп., 179/2), организован в 1939 с целью музейного учета, охраны и реставрации выдающихся памятников, монументально-декорат. сооружений и худож. надгробий. В ведении ГМГС - св. 400 гор. памятников, 1500 мемориальных досок (2002).
Архитектура // Скульптура, монументы //

ДЕКОРАТИВНО-МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. Иск-во монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в СПб. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произв., выполненные итал., голл., нем. мастерами, носили преим. дидактич. характер, изображали античные божества, олицетворения природных стихий, добродетелей, пороков, темпераментов. Монументальные рельефы: Петровские ворота (скульп. К. Оснер); фасады Летнего дворца (скульп.
Население // Этнические группы //

ИТАЛЬЯНЦЫ, этнич. общность в составе населения СПб. Итал. яз. относится к романской группе индоевроп. языковой семьи. Верующие - католики. И. всегда являлись малочисл. группой в неск. сотен чел. и расселялись дисперсно. Назв.
Архитектура // Кладбища //
Городское хозяйство // Кладбища //

КЛАДБИЩА. Еще до основания СПб. на его терр. существовал ряд некрополей: в источниках нач. 18 в. упоминается финско-швед. К. на Еловом (Аптекарском) о. (упразднено в 1756). Основанное в 1722 Старое Большеохтенское К., по-видимому, находилось на месте гор. К. Ниеншанца. В первые годы существования СПб. погребения по рус. традиции производились при церквах. Первое гор. К. осн. в 1710 при ц. Св. Сампсония на Выборгской стороне (см. Сампсониевский собор).
Архитектура // Архитектурные памятники //Архитектурные ансамбли //

МАРСОВО ПОЛЕ (в 18 в. Большой луг, Потешное поле, Царицын луг, в 1918-40 пл. Жертв Революции), площадь в центр. части СПб. Назв. в честь древнерим. бога войны Марса. С Ю. ограничена наб. р. Мойки, с В. - Лебяжьим каналом, с С. - Миллионной улицей. Находившееся здесь болото к 1712 было осушено, а на терр., соседствовавшей с летней резиденцией царя Петра I, устраивались нар. гуляния с "потехами" (отсюда одно из прежних назв.).
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

МЕНШИКОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Университетская наб., 15), пам. архитектуры петровского барокко, крупнейшее кам. здание СПб. 1-й четв. 18 в. Построен в 1710-27 (арх. Д. М. Фонтана, Г. И. Шедель) для князя А. Д. Меншикова на правом берегу Б. Невы. В отделке участвовали арх. Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Б. К. Растрелли и др. М. д. был центром обширной усадьбы, состоял из 4-этажного гл. здания и 3-х флигелей с открытой галереей на колоннах, окружавших внутр. двор.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК (с 1823 Инженерный замок) (Садовая ул., 2), пам. архитектуры классицизма. Построен в 1797-1801 (арх. В. И. Баженов, В. Ф. Бренна) по повелению имп. Павла I на месте разобранного дерев. Летнего дворца имп. Елизаветы Петровны. Назван в честь архангела Михаила. Квадратное в плане здание с внутр. 8-угольным двором было окружено каналами (засыпаны в 1823).
Топография города // Зеленые пространства //Сады //

МИХАЙЛОВСКИЙ САД, памятник садово-паркового иск-ва 1-й трети 19 в. Гор. сад (пл. 8,7 га) на терр., ограниченной Михайловским дворцом, набережными кан. Грибоедова и р. Мойки и Садовой ул. Происходит от сада, устроенного в 1713 на юж. берегу Мойки вокруг дерев. Летнего дворца имп. Екатерины I. В 1743-45 при стр-ве Летнего дворца имп. Елизаветы Петровны на этом месте разбит новый сад регулярной планировки (т. н. Третий Летний сад) с фигурными прудами, боскетами, павильонами и проч. (арх.
Топография города // Зеленые пространства //Парки //

НИЖНИЙ ПАРК, осн. часть дворцово-паркового ансамбля Петергофа, расположен ниже берегового уступа (отсюда назв.), простирается до берега Финского зал. Пл. 102,5 га. Один из лучших образцов регулярного паркостроения России. Разбит в 1710-24 по плану царя Петра I, реконструирован в 1730-40-х гг. (арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов, садовые мастера Л. Гарнихфельт, А. Борисов и др.). Н. п. разделен Большим кан. на зап. и вост. части.
Архитектура // Скульптура, монументы //

ПЕТРУ I ПАМЯТНИКИ. Первые проекты пам. П. I в основанной им столице появились еще при его жизни (Н. Пино, Б. Тарсия). В 1716-20 Б. Растрелли по распоряжению царя выполнил эскиз конного пам. Работа продолжалась до 1744, отливка в бронзе мастерами А. Мартелли и С. Копьевым осуществлена после смерти скульптора. Пам. установлен перед Михайловским (Инженерным) замком в 1800 (постамент - арх. Ф. И. Волков, А. А. Михайлов; барельефы "Полтавская баталия" и "Гангутское сражение" - скульп.
Архитектура // Персоналия //
Искусство // Изобразительное искусство //Персоналия //

РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео (1675-1744), скульптор, архитектор, резчик, представитель барокко. Выходец из Италии. Учился во Флоренции. С 1698 работал в Риме, с 1700 - в Париже. В 1716 прибыл в СПб. по приглашению Петра I и занялся проектом планировки Васильевского острова и парка Стрельны. Отделывал интерьеры Монплезира, 2-го Зимнего дворца (см. Зимние дворцы), особняков П. П. Шафирова, Ф. М. Апраксина и Д. А. Кантемира.
Архитектура // Персоналия //

РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Франческо де (Варфоломей Варфоломеевич) (1700-1771), архитектор, художник-декоратор и график, крупнейший зодчий эпохи барокко. Сын Б. К. Растрелли. В 1716-25 работал в СПб., затем проходил обучение во Франции; в 1730-63 на службе при рос. дворе, обер-архитектор (1732).
Искусство // Изобразительное искусство //

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Художники начали изображать СПб. вскоре после его основания. Первым был А. Ф. Зубов с его панорамой (1716), где сочетались топографич. точность с барочным пафосом, а реальное с идеальным. Гораздо прозаичнее в своих гор. пейзажах видели город в сер. 1720-х гг. Х. Марселиус и О. Эллигер; необычным реализмом отличаются зарисовки Ф. А. Васильева (ц. Св. Симеона и Анны; 1719).
1 2