Наука. Образование // Музеи //

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ МУЗЕЙ научно-исследовательский (Университетская наб., 17), старейший худож. музей России. Осн. И. И. Шуваловым в 1757 как собрание образцов для копирования учениками рисовального и скульпт. классов АХ. Первонач. коллекции музея состояли из произв. зап.-европ. живописи, собрания слепков, работ уч-ся АХ, удостоенных медалей и выполненных на звание академика или профессора. В 1862 музей получил в дар коллекцию графа Н. А. Кушелева-Безбородко.
Наука. Образование // Научные и проектные учреждения //
Наука. Образование // Учебные заведения //

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Университетская наб., 17), высшее гос. учреждение в области изобразит. иск-в и архитектуры, а также высшая худож. школа. Учреждена решением Сената от 6.11.1757 по проекту графа И. И. Шувалова, ставшего ее "первым гл. директором", как "Академия трех знатнейших художеств", закрытое уч. заведение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры. Классы открылись в 1758 и первый выпуск состоялся в 1762 при А. Ф. Кокоринове.
Архитектура // Архитектурные стили //

БАРОККО, худож. стиль, формы к-рого генетически связаны с иск-вом поздней античности и Возрождения (в первую очередь - ордерные элементы, виртуозно сочетаемые с такими декорат. мотивами, как драпированные торсы атлантов или акантовые листья).
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //
Экономика // Торговля //

БОЛЬШОЙ ГОСТИНЫЙ ДВОР (Невский просп., 35), крупнейшее торг. пр-тие СПб. Первый проект Гостиного двора на Невском просп. разработан в кон. 1750-х гг. арх. А. Ринальди (не осуществлен). В 1757 утвержден проект 2-этажного здания Б. Г. д., представленный арх. Ф. Растрелли, тогда же начаты строит. работы.
Архитектура // Персоналия //

ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ (Vallin de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729-1800), франц. архитектор. Учился, вероятно, у своего кузена, арх. Ж. Ф. Блонделя, в 1750-52 совершенствовался в Италии. По рекомендации Блонделя приглашен в Россию для преподавания архитектуры в АХ (с 1759 проф.). С 1766 придворный архитектор, с 1768 ч.-к. Академии архитектуры (Париж). Разработал в стиле раннего классицизма с элементами барокко проекты здания Большого Гостиного двора (1760) и Екатерины Святой костела (1762).
Архитектура // Архитектурные памятники //Общественные здания и сооружения //

ДОМ С ЧЕТЫРЬМЯ КОЛОННАДАМИ (Садовая ул., 12), пам. архитектуры классицизма. Построен в 1750-60-х гг. предположительно по проекту арх. А. Ф. Кокоринова, фасады перестроены в 1809-10 (арх. С. П. Берников, Л. Руска). Прямоуг. в плане 3-этажное здание с аркадой в цокольном этаже и четырьмя 8-колонными портиками ионич. ордера (3 из них - на гл. фасаде по Садовой ул.) доминирует в окружающей застройке.
Наука. Образование // Учебные заведения //

ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ С.-Петерб. гос. академич. им. И. Е. Репина (Университетская наб., 17), старейшее худож. высшее уч. заведение России.
Армия. Флот // Военно-учебные заведения //
Наука. Образование // Учебные заведения //

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА, ср. воен.-уч. заведения-интернаты. До 1917 преим. сословного характера. Обучение в К. к. начиналось в 10-12 лет (в 1770-90-х гг. - в 5-8 лет), продолжалось 7-15 лет. В 18 в. - общеобразоват. заведения, с нач. 19 в. - исключительно воен. До 1860-х гг. выпускали офицеров. В 1862-64 из старших классов образованы военные училища, из общих классов - воен. гимназии. В 1881-82 восстановлены как ср. воен.-уч. заведения (прием с 12 лет, срок обучения - 7 лет).
Архитектура // Кладбища //
Городское хозяйство // Кладбища //

КЛАДБИЩА. Еще до основания СПб. на его терр. существовал ряд некрополей: в источниках нач. 18 в. упоминается финско-швед. К. на Еловом (Аптекарском) о. (упразднено в 1756). Основанное в 1722 Старое Большеохтенское К., по-видимому, находилось на месте гор. К. Ниеншанца. В первые годы существования СПб. погребения по рус. традиции производились при церквах. Первое гор. К. осн. в 1710 при ц. Св. Сампсония на Выборгской стороне (см. Сампсониевский собор).
Архитектура // Архитектурные стили //

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в иск-ве и архитектуре, в основе к-рого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры К. характерны строго геометрич. форма объемов, симметрия, архит. ордер как осн. мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархич. соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.
Архитектура // Персоналия //

КОКОРИНОВ Александр Филиппович (1726-1772, СПб.), архитектор, инженер. Один из первых мастеров рус. классицизма. Учился в Тобольске и Москве. В СПб. с 1754, с 1761 дир., с 1765 проф., с 1769 ректор АХ. К. приписывается авторство проектов дома Демидовых в пер. Гривцова (1755-59) и дома графа И. И. Шувалова на Садовой ул., 12 (1760-е гг., сохр. флигели).
Топография города // Городская сеть //Шоссе, дороги //

ПЕТЕРГОФСКАЯ ДОРОГА (Петергофская першпектива), назв. в 18 в. части Нарвской дороги на отрезке от СПб. до Петергофа, проходившей вдоль юж. берега Финского зал. (ныне трасса Старо-Петергофского проспекта, Стачек проспекта и Петергофского ш.). Вскоре после основания СПб. царь Петр I раздал участки вдоль П. д. своим приближенным и на них началось стр-во "увеселит. дач".
Архитектура // Архитектурные памятники //Дворцы //

РАЗУМОВСКОГО ДВОРЕЦ (наб. р. Мойки, 48), пам. архитектуры. Сооружен для графа К. Г. Разумовского (см. Разумовские) в 1762-66 в стиле, переходном от барокко к классицизму (арх. А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот) на месте дерев. дворца графа Левенвольде (1730-е гг., арх. Ф. Растрелли). 3-этажное гл. здание находится в глубине участка, его фасад декорирован колоннадой из 6 коринфских колонн, несущих антаблемент и высокий ступенчатый аттик.